Сопредседатели ПРНД обратились в министерство юстиции, требуя встречи с Оджаланом
В течение 32 месяцев от курдского лидера Абдуллы Оджалана, заключенного тюрьмы на острове Имралы без права переписки и общения, не поступало никаких известий.
В течение 32 месяцев от курдского лидера Абдуллы Оджалана, заключенного тюрьмы на острове Имралы без права переписки и общения, не поступало никаких известий.
На днях сопредседатели Партии равенства и демократии народов (ПРНД) Тюлай Хатимогуллари и Тунджер Бакырхан и депутаты турецкого парламента обратились в Министерство юстиции с ходатайством о встрече с Абдуллой Оджаланом.
Партия потребовала срочной встречи с курдским лидером, который находится в заключении на тюремном острове Имралы в Мраморном море, будучи годами лишен связи с внешним миром.
Обеспокоенность по поводу этой ситуации возросла после того, как 8 июля член исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Сабри Ок заявил в интервью курдскому телеканалу Sterk TV, что недавно Оджалану были отправлены анонимные письма с угрозами, и администрация тюрьмы пропустила эти письма.
Адвокаты курдского политика и мыслителя просят о встрече с Оджаланом дважды в неделю. Однако, все запросы о встречах систематически остаются без ответа или отклоняются. В некоторых случаях адвокатам сообщают спустя месяцы, что в отношении самого известного политзаключенного Турции вынесены дисциплинарные взыскания, и потому любые встречи с ним запрещены.
Условия полной изоляции
Закрытая тюрьма строгого режима типа F на Имралы была построена специально для Абдуллы Оджалана в феврале 1999 года и с тех пор она имеет особый статус; к заключенным здесь применяются особые методы.
В соответствии с так называемым режимом исполнения наказания при отягчающих обстоятельствах Абдулла Оджалан и его товарищи по заключению – Хамили Йылдирим, Омер Хайри Конар и Вейси Акташ, – содержались в условиях полной изоляции в течение длительного времени. Этот срок составил двадцать четыре года для Оджалана и по восемь лет для других заключенных.
Несмотря на все предпринятые усилия адвокаты стамбульского адвокатского бюро «Асрин», представляющие интересы курдского лидера и трех его сотоварищей, не смогли получить от своих клиентов никаких вестей с 25 марта 2021 года. Они не знают ничего о состоянии их здоровья, условиях содержания под стражей, правовом положении на 2022 и текущий год. Вот уже 29 месяцев от заключенных островной темницы нет никаких вестей.
Оджалан содержится в одиночной камере с 1999 года
Согласно «Ежегодному отчету о правонарушениях и текущих условиях содержания в тюрьме на острове Имралы за 2022 год», опубликованному адвокатским бюро «Асрин» 15 февраля 2023 года, курдский лидер содержится в одиночной камере с 15 февраля 1999 года. В течение первых десяти лет он был единственным заключенным на Имралы. В ноябре 2009 г. к тюрьме были пристроены новые камеры, и в них поместили еще пятерых заключенных. Тем не менее, Оджалан по-прежнему проводил в одиночной камере большую часть времени – 23 часа в сутки по будням и 24 часа в сутки по выходным.
До 2011 года его право на встречу с адвокатами ограничивалось одним часом в неделю, однако на деле ему постоянно создавали препятствия даже в том, чтобы воспользоваться этой ограниченной возможностью, и отменяли визиты его защитников, ссылаясь на «неблагоприятные погодные условия» или «техническую неисправность» судна, отправляющегося на остров. За двенадцать лет, прошедших с 27 июля 2011 г., Абдулла Оджалан смог увидеться со своим адвокатом только пять раз – в период с мая по август 2019 года. Последняя из этих пяти встреч состоялась 7 августа 2019 года.
С 2014 года Оджалана пять раз посещали близкие родственники. Визит его брата Мехмета в тюрьму, состоявшийся 3 марта 2020 года, стал последней непосредственной встречей Оджалана с семьей. Кроме того, за 24 года он смог поговорить с внешним миром по телефону только два раза (27 апреля 2020 года и 25 марта 2021 года). Во время последнего телефонного разговора, который имел место 25 марта 2021 года, связь с тюрьмой прервалась всего через две минуты, и восстановить её не удалось. С тех пор от Оджалана не поступало никаких вестей.