В то время как Турция готовится к предстоящим в следующем году выборам президента и парламента, соцопрос, проведенный ведущей исследовательской компанией MetroPOLL, показал, что оппозиционной коалиции будет трудно обойти действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана без поддержки Демократической партии народов (ДПН).
Глава MetroPOLL Озер Сенкар опубликовал в Твиттере сентябрьский отчет, основанный на опросе 2119 человек в 28 из 81 провинции Турции.
Опрос касался президентских выборов, которые должны состояться в следующем году одновременно с выборами в парламент. Результаты его показали, что, несмотря на годы экономических трудностей и политических потрясений, у Эрдогана есть все шансы сохранить огромные полномочия, которыми он обладает с момента неоднозначного перехода от парламентской к президентской системе руководства страной в 2018 году.
Система выборов в Турции сначала сводит в первом туре друг против друга нескольких кандидатов в президенты, а затем переходит ко второму туру, в котором участвуют два лидирующих кандидата, если в ходе первого голосования не было получено абсолютное большинство голосов.
Компания, занимающаяся социологическими исследованиями, попросила респондентов выбрать наиболее предпочтительного кандидата в президенты из следующих лиц: Эрдогана, лидера основной оппозиционной Республиканской народной партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу, мэра Анкары Мансура Яваша и кандидата от ДПН.
По результатам опроса, 42 процента избирателей проголосовали бы за Эрдогана, 23 процента – за Кылычдароглу, 17 процентов – за Яваша и 12 процентов – за кандидата от ДПН.
Около 2 процентов респондентов заявили, что будут голосовать в знак протеста, и около 4 процентов сказали, что не знают, за кого будут голосовать, или еще не определились.
Результаты показывают, что основной оппозиционный блок из шести партий во главе с НРП уже находится в проигрыше в противостоянии с Эрдоганом еще до того, как избирательная кампания началась всерьез. Наблюдатели считают, что контроль Эрдогана и Партии справедливости и развития (ПСР) над институтами страны и поддержка со стороны податливых СМИ являются преимуществом, которое, вероятно, принесет им больше голосов по мере приближения выборов. Это сделает значительную часть голосов, которыми располагает ДПН, решающим фактором в голосовании.
ДПН – партия, пользующаяся наибольшей поддержкой курдов, крупнейшего этнического меньшинства Турции, многие из которых пострадали от репрессивной политики, проводимой ПСР с 2015 года.
Однако, учитывая мощное присутствие в оппозиционном блоке турецких националистов, поддерживающих некоторые из политик правящей партии в отношении курдов, нет гарантии, что курдские избиратели встанут в противостоянии с Эрдоганом на сторону оппозиционного кандидата.
Стамбульский депутат от НРП Гюрсель Текин всполошил националистов оппозиционной коалиции, когда сказал, что потенциальное оппозиционное правительство может предоставить министерство ДПН.
Это замечание вызвало ответную реакцию со стороны Мераль Акшенер, главы Хорошей партии, крупнейших партнеров НРП, которая категорически отвергла сделку с прокурдской партией.
Али Бабаджан, глава Партии демократии и прогресса, также заявил, что консенсуса по поводу включения ДПН в оппозиционный блок не существует.
Между тем, снижение парламентского порога до 7% в этом году означает, что союзники ПСР по выборам из крайне правой Партии националистического движения (ПНД), скорее всего, сохранят свои места в парламенте.