Общество защиты угнетенных народов, находящихся под угрозой исчезновения (GfbV), выразило обеспокоенность по поводу положения жителей езидских деревень в северном Курдистане, выразив обеспокоенность о том, что езидскому населению угрожают сельские стражи. В пятницу Камаль Сидо, эксперт GfbV по Ближнему Востоку, выступил с заявлением в Геттингене, сообщив, что военизированные подразделения, действующие на стороне Турции, пытаются «откровенно грабить» езидские поселения, причиняя ущерб даже сельскохозяйственным угодьям и пастбищам. Законные владельцы этой собственности сталкиваются с угрозами, когда пытаются защитить свое имущество. Сидо призвал правительство Германии поддержать езидскую общину в её непростой ситуации.
Система сельской стражи
Так называемые сельские стражи – это военизированные подразделения, которые действуют в Курдистане, воюя против партизан на стороне турецкого режима. Сегодня их называют «охранниками». В их числе немало племенных вождей, землевладельцев, целых семей и отдельных лиц, которые порой сотрудничают с государством десятилетиями, защищая интересы властей в Курдистане. Некоторые из сельских стражей становятся частью системы добровольно, другие вынуждены вступать в эти структуры под угрозой убийства, арестов и изгнания.
Современная система сельской стражи возникла ещё в 1985 году, через год после начала вооруженной борьбы, инициированной Рабочей партией Курдистана (РПК). В то время турецкое правительство под руководством президента Тургута Озала начало вербовать представителей курдских племен и кланов для войны против партизан РПК. Подразделения этих людей вооружали. В те дни и месяцы десятки тысяч езидов покинули свои деревни и бежали за границу, так как не хотели становиться сельскими стражами и воевать против курдских партизан. Сегодня самая многочисленная община езидов в изгнании проживает в Германии. По оценкам GfbV, в северном Курдистане осталось не более шестисот езидов. Сейчас они пытаются вернуть свою собственность в тридцати-сорока деревнях в провинциях Урфа, Мардин, Батман, Ширнак и Диярбакыр (Амед).
Камаль Сидо сказал: «Министр иностранных дел Германии Бербок недавно высказалась за «новые переговоры о взаимоотношениях с Турцией». Она должна добиваться того, чтобы те немногие езиды, которые остались на территории Турецкой Республики, могли жить в мире. Необходимо, чтобы им были возвращены их собственные земли».
Существует опасность, что последние немногочисленные представители этой общины навсегда покинут родину. После признания Бундестагом геноцида, совершенного террористической организацией Исламское государство* (ИГИЛ*) в 2014 году в отношении езидов в Шенгале (город, расположенный на северо-западе Ирака), правительство обязано осудить их преследование и в Турции. Сидо подчеркнул: «Правительство должно сделать всё возможное, чтобы жизнь езидов в Турции не была разрушена».
Езиды подвергаются жестокой дискриминации, отметил эксперт GfbV, так как их вера не признается турецкой конституцией в качестве самостоятельной религии.
Многие езиды, живущие в Германии и за рубежом, требуют отмены системы сельской стражи и сегодня. Фактически подобные подразделения существовали ещё в Османской империи – их исторической моделью считаются полки Хамидие, вооружённые иррегулярные формирования, сыгравшие ключевую роль в геноциде христианских народов, религиозных общин алевитов и езидов в начале XX века. Сидо подчеркнул, что «при нынешнем правительстве Эрдогана сельские стражи все больше эксплуатируют ислам и ведут агитацию против таких меньшинств, как курдские алевиты и езиды, а также ассирийские христиане, арамеи и халдеи».
С 1990-х годов сельских стражей подозревали и обвиняли в тысячах тяжких преступлений, включая убийства, наркоторговлю, похищение невест, незаконную торговлю оружием и прочие преступления, связанные с похищением людей. В Турции насчитывается не менее 60 000 сельских стражей, включенных в эту систему. Они получают зарплату от государственных структур, как госслужащие, и имеют право на льготы, включая медицинское обслуживание.
* - террористическая организация, запрещена в РФ