Десятки тысяч внутренне перемещённых лиц в переполненных лагерях и убежищах в Северо-восточной Сирии не получают достаточного количества помощи, что негативно сказывается на их базовых правах, – утверждает HRW. Существует острая необходимость в строительстве соответствующих погодным условиям жилищ, в обеспечении соблюдения санитарных норм, в обеспечении нормального доступа к пище, чистой питьевой воде, к медицинскому обслуживанию и образованию.
HRW указывает на то, что помощь, оказываемая учреждениями ООН лагерям беженцев на территориях, контролируемых Автономной администрацией северо-восточной Сирии, является явно недостаточной, что приводит к тому, что некоторые лагеря, в особенности не признанные официально, испытывают серьёзные проблемы. Несмотря на то, что международные неправительственные организации оказывают определённую помощь, этого явно недостаточно, в итоге люди постоянно сталкиваются с различными проблемами, например, с нехваткой самого необходимого во время пика холода и пика жары; всё это вызывает сомнения относительно того, является ли нынешний уровень оказания помощи достаточным для обеспечения экономических и социальных прав беженцев, а также соответствует ли он универсальным минимальным стандартам гуманитарной помощи.
«Прошло почти четыре года, с тех пор как сотни тысяч людей прибыли на подконтрольные курдам территории Северо-восточной Сирии в поисках убежища и помощи, после того как Турция заняла их родные города», – сообщает Адам Кугл, заместитель главы HRW по Ближнему Востоку. «Однако отсутствие необходимого уровня оказания помощи привело к тяжёлой ситуации».
ООН, различные гуманитарные организации и Автономная администрация должны немедленно обратить внимание на тяжёлую гуманитарную ситуацию в стихийных лагерях и коллективных убежищах, избрав такой подход, во главе угла которого находятся права человека, – пишет HRW.
Лагеря с недостаточным обеспечением забиты под завязку, они вынуждены отказывать в помощи новоприбывшим сирийцам. Три таких стихийных лагерях были созданы, после того как в 2019 году Турция осуществила своё вторжение в регион, что вынудило сотни тысяч людей покинуть свои дома, и этот процесс продолжается, особенно это касается деревень, находящихся в зонах между территорией, контролируемой Автономной администрацией, и территорией, подконтрольной турецким оккупантам. Использование школ как временных убежищ нарушило образовательный процесс, создавая проблемы как для прибывших внутренне перемещённых лиц, так и для населения тех территорий, которые принимают беженцев.
«Правительство в Дамаске использует доступ к помощи как инструмент давления, стремясь самостоятельно и единолично определять, куда пойдут потоки помощи, зачастую власти не позволяют караванам с помощью пересекать границы со стороны подконтрольных Дамаску территорий, блокируют проезд. Несмотря на то что помощь от ООН обеспечивает жизни миллионов беженцев в Северо-восточной Сирии, в январе 2020 года Совет Европы закрыл три из четырёх установленных ранее пограничных переходов, полностью отрезав северо-восточную Сирию от поставок; учреждения ООН оказались в полной зависимости от правительства в Дамаске, которое зачастую навязывает абсолютно неприемлемые и несправедливые условия», – сообщает HRW.
Гуманитарные работники рассказывают, что в регионе есть 12 лагерей для беженцев, пять из которых, включая Вашокани и Сарекание, в основном не получают никакой помощи от ООН, полагаясь на Автономную администрацию и международные организации. Руководство лагерей сообщило, что до января этого года ООН классифицировала данные лагеря как «стихийные», то есть самоорганизованные, которые не были созданы при поддержке какой-либо гуманитарной организации. Ещё в двух лагерях в Манбидже, которые также считаются стихийными, отсутствуют представители местных властей, они не получают никакой поддержки от ООН и получают крайне малую помощь от международных организаций, – сообщают гуманитарные работники. Некоторые стихийные лагеря периодически получают продуктовые наборы от Всемирной продовольственной программы. Ещё пять лагерей – «Аль-Холь», «Рож», «Ариша», «Науруз» и «Махмудли» – считаются официальными и, соответственно, получают регулярную помощь, однако и здесь не обходится без сбоев и задержек в поставках.
Гуманитарные работники сообщают, что с января ООН больше не делит лагеря на официальные и стихийные. Однако пока не совсем понятно, как это будет реализовываться на практике, так как стихийные в прошлом лагеря так и не стали получать регулярную помощь от ООН.
В северо-восточной Сирии есть также 95 убежищ (шелтеров), где размещены внутренне перемещённые лица. В большинстве случаев для подобных нужд используются здания школ. Подобные убежища также не получают достаточно регулярной помощи со стороны ООН, а неправительственные организации и благотворительные фонды оказывают весьма скудную поддержку.
Как те, кто находится во главе лагерей, так и гуманитарные работники утверждают, что учреждения ООН нуждаются в разрешении со стороны правительства Сирии, чтобы получить доступ к этим лагерям и убежищам и начать оказывать им регулярную помощь.
Стороны конфликта, использующие школы в северо-восточной Сирии в качестве военных баз или тюрем, должны освободить эти здания, а пока этот процесс продолжается, обязаны предоставить альтернативные возможности для обучения, – сообщает Human Rights Watch.
Правительство в Дамаске, а также любые другие стороны конфликты должны немедленно прекратить создавать какие-либо препятствия тем, кто доставляет помощь в районы, находящиеся под их контролем в северо-восточной Сирии, а Автономная администрация обязана увеличить по возможности объёмы помощи, оказываемой тем, кто не получает регулярную помощь от ООН.
HRW подчёркивает: «Учреждения ООН должны открыто говорить о необходимости защиты экономических и социальных прав, включая право на здравоохранение, пищу и воду, для каждого, кто находится в «стихийных» лагерях и убежищах, они должны провести работу над тем, чтобы во всех этих местах обеспечивался минимальный уровень требований к гуманитарным условиям, должны расширить объём оказываемой помощи, чтобы охватить и эти лагеря и убежища. Если проблема заключается в препятствиях со стороны Дамаска, который блокирует доступ к тем лагерям, которые раньше считались стихийными, а также к другим стихийным убежищам, координатор-резидент ООН должен поставить во главу угла переговоры на эту тему с властями и более эффективно взаимодействовать с местными гуманитарными движениями».
HRW также призывает международных жертвователей увеличить объём оказываемой помощи, чтобы удовлетворить нужды всё большего количества внутренне перемещённых лиц.
«С учётом продолжающегося вынужденного перемещения людей ужасные условия проживания в лагерях для беженцев в северо-восточной Сирии являются наглядным напоминанием того, что присутствует острая необходимость в согласованных гуманитарных усилиях, направленных на обеспечение достойной жизни и сохранения чести и достоинства всех перемещённых лиц», – заявил Адам Кугл.