Адвокатское бюро «Асрин» напомнило, что от лидера курдского народа Абдуллы Оджалана и других заключенных тюрьмы на Имралы не поступало никаких известий в течение 2 лет. Бюро подчеркнуло, что «предупредительные решения Комитета ООН по правам человека следует исполнять».
Адвокатское бюро «Асрин» сделало заявление по поводу текущей ситуации в островной тюрьме – полного отсутствия новостей от политзаключенных Абдуллы Оджалана, Омера Хайри Конара, Хамили Йылдырыма и Вейси Акташа в течение 2 лет.
В заявлении адвокатской конторы сказано, что последний телефонный разговор Оджалана с его братом состоялся 25 марта 2021 года и был прерван через несколько минут. С тех пор, несмотря на все юридические, административные и демократические инициативы и усилия, ни от одного из четырех заключенных не приходило новостей.
«Асрин» комментирует это положение дел следующим образом: «Поскольку мы не смогли посетить заключенных или связаться с ними каким-либо образом, у нас нет никакой актуальной информации о состоянии их здоровья, условиях содержания и правовом статусе. За последние два года мы направили в главную прокуратуру Бурсы и тюремную администрацию пенитенциарного учреждения на острове Имралы 274 заявки на встречи с адвокатами и 118 ходатайств о свиданиях с родственниками. Однако, ни на одно из них мы не получили ответа. Все судебные и административные обращения от низших инстанций до Конституционного суда по поводу нарушения прав заключенных, чьи права гарантированы национальным и международным законодательством, также остались бесполезными. Своими решениями судебные органы снова дали понять, что они представляют собой еще одну опору изоляции, позволяя ситуации в Имралы продолжаться. Мера положения узников Имралы – пыточный, бесчеловечный уровень. Судебная система позволяет этому продолжаться вместо того, чтобы защищать права людей и положить конец незаконной практике.
Тот факт, что от г-на Оджалана и других наших клиентов не поступало никаких известий, невозможно объяснить ни одной юридической статьей или законом. Быть отрезанным от мира и общества, быть лишенным всякой правовой защиты и оставаться в никем не контролируемых, неопределенных и непредсказуемых условиях – это бесчеловечная практика, которая приравнивается к пыткам. По этой причине в Комитет ООН по правам человека было подано ходатайство с просьбой принять меры, чтобы ситуация с абсолютным отсутствием связи (содержание без связи с внешним миром) в тюрьме на Имралы изменилась. Комитет ООН принял эту просьбу в приоритетном порядке и в сентябре 2022 года потребовал от правительства Турции прекратить содержание заключенных под стражей без связи с внешним миром. Также комитет потребовал предоставить заявителям немедленный и неограниченный доступ к услугам адвоката по их выбору. Поскольку правительство не выполнило это решение, в январе 2023 года Турции снова напомнили об этом срочном требовании. Процесс рассмотрения заявления по существу ещё продолжается, но решение о судебном запрете дало понять со всей ясностью, что условия содержания в островной тюрьме противоречат запрету на пытки и что это положение дел должно прекратиться немедленно.
Однако, турецкий режим, связанный международными конвенциями, подписанными Турцией, не признал решение Комитета ООН о запрете, не предпринял соответствующих шагов для исполнения этого вердикта и не устранил препятствия для адвокатов и родственников. Абсолютная изоляция продолжается. Следует понимать, что чем выше статус этих международных решений, касающихся изоляции Оджалана и положения на Имралы, тем более незаконным является их невыполнение, тем более, когда подоплека отказа исполнять эти вердикты имеет политический характер. Политика властей на Имралы влияет на политическую ситуацию во всей Турции и на Ближнем Востоке. Когда вместо мира и демократической политики мы видим нагнетание ситуации с «безопасностью» и поляризацию общества, во всех сферах жизни страны начинает нарастать кризис и хаос. Да, эта ситуация тесно связана с курдским вопросом, имеющим региональное и глобальное измерение, связана она и с нежеланием прийти к его решению. Пока ситуация всё больше заходит в тупик, состояние абсолютной изоляции тоже ухудшается. Пока сохраняется система абсолютной изоляции, курдский вопрос не может быть решен, и точно так же нельзя ждать развития демократии.
Одним словом, существование изоляции на Имралы означает отказ от принципов верховенства закона и демократии в Турции. Это создает «эффект домино», который наносит ущерб материальным и духовным ценностям общества, а также всей политической жизни в нашей стране.
Для того, чтобы в Турции можно было вести достойную мирную жизнь, пришла пора решения курдского вопроса, а систему изоляции, берущую начало на Имралы, следует выбросить на свалку истории. Демократизация и универсальный закон, предложенные г-ном Оджаланом, являются единственным политическим выходом из этого кризиса.
Мы хотели бы ещё раз подчеркнуть, что, несмотря на решения, вынесенные на международном уровне, мы не получаем никакой информации о состоянии здоровья и условиях содержания наших клиентов вот уже два года. Это положение дел вызывает у нас серьезную озабоченность. Опасения необходимо устранить немедленно. Необходимо как можно скорее выполнить предупредительные решения Комитета ООН по правам человека и обеспечить возможности для реализации всех прав наших клиентов, вытекающих из юридических международных соглашений. Особенно это касается свиданий с адвокатами. Мы приглашаем демократическую общественность рассмотреть этот вопрос, помня о деликатности ситуации».