Али Кази скончался в Бонне

Бывший дипломат и председатель Партии свободы Курдистана Али Кази скончался в Бонне в возрасте 88 лет. В молодости он стал свидетелем первых месяцев существования Курдской республики и казни своего отца Кази Мухаммеда.

Али Кази был одним из последних современных свидетелей существования Мехабадской республики, символа курдского стремления к независимости. Бывший дипломат и председатель Партии свободы Курдистана (Partiya Azadiya Kurdistanê, PAK) скончался в Бонне в возрасте 88 лет. Для курдского общества его смерть означает невосполнимую утрату.

Али Кази, также известный как Али Гази, родился в декабре 1933 года в городе Мехабад в Восточном Курдистане. Город расположен примерно в ста километрах к востоку от границы между Ираном и Ираном на плато, окаймленном предгорьями Загроса. Али Кази было тринадцать лет, когда его отец Кази Мухаммед вскоре после Второй мировой войны провозгласил автономию Курдистана и объявил Мехабад своей столицей. Но жизнь автономии длилась всего одиннадцать месяцев. Президент Кази Мухаммед и двое его соратников были повешены Ираном в марте 1947 года на площади Чарчира в Мехабаде.

Али Кази был свидетелем казней. После казней он переехал в Германию, получив там образование. Во времена правления Шаха он был главой отдела посольства Персии в Бонне, а в 1990-х гг. выступал посредником в переговорах между Абдуллой Оджаланом и правительством Германии. Это было время, когда Рабочей партии Курдистана (РПК) запретили действовать в Германии. Именно Али Кази сопровождал политика ХДС Генриха Люммера во время его поездки в штаб-квартиру РПК в Дамаске, Сирия, в 1995 году. С разрешения Оджалана Кази вел переговоры с Бонном о сокращении судебных процессов над членами РПК в Германии. Это привлекло к нему внимание турецкой секретной службы, которая немедленно организовала заговор. Ходили разговоры о предполагаемом отмывании денег, и Али Кази пришлось провести более трех недель в предварительном заключении в Бонне в 2013 году.

На Али Кази было совершено как минимум три покушения, и он пережил их все. Его сестре Эфат Кази повезло меньше: она была убита в 1990 году в эмиграции в Швеции, когда вскрыла письмо-бомбу, адресованное ее мужу. Это убийство не было раскрыто, но в этом обвиняют иранский режим.