Адвокаты Абдуллы Оджалана подали срочное обращение в ООН

Адвокатское бюро «Асрин» напоминает о проблеме в турецкой тюрьме Имралы – недопущении родственников и адвокатов к курдскому лидеру Абдулле Оджалану и его соратникам. Бюро отправило соответствующее обращение в ООН, призывая к «срочным действиям».

По информации новостного агентства «Месопотамия», сотрудники адвокатского бюро «Асрин» обратились в Подкомитет ООН по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания с просьбой рассмотреть проблему на Имралы. Речь идет о недопущении родственников и адвокатов к национальному лидеру курдского народа Абдулле Оджалану и его соратникам, Омеру Хайри Конару, Хамили Йылдырыму и Вейси Акташу, которые содержатся в этой островной тюрьме годами.

Ранее из-аз этих очевидных правонарушений уже не раз подавались обращения в Конституционный суд Турции, министерство юстиции, парламентскую комиссию по расследованию нарушений прав человека, генеральную прокуратуру Бурсы, управление пенитенциарных учреждений и судье по исполнению наказаний. Адвокаты подчеркнули, что не получили никаких положительных результатов, подавая эти ходатайства, и добавили, что их клиенты остаются под стражей «без связи с внешним миром».

В своем заявлении защитники узников Имралы напомнили о статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), которая гласит, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Это право является абсолютным, запрет пыток не может быть нарушен ни при каких обстоятельствах, в том числе в условиях чрезвычайного положения или войны. Упомянули они и статью 10, которая гласит, что каждый человек, лишенный свободы, имеет «право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».

Указывая на то, что прецедентное право, которому следует Совет по правам человека, международный правозащитный орган в системе ООН, не проводит и не будет проводить различий между бесчеловечным или унижающим достоинство обращением для разных лиц, адвокаты добавили: «Ограничения или дисциплинарные санкции ни при каких обстоятельствах не могут быть настолько тяжелыми, чтобы быть приравненными к пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Бессрочное одиночное заключение, длительное одиночное заключение и наказание по принципу коллективно й ответственности представляют собой пытки, которые запрещены определенными нормами (Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными, ст. 43). Под содержанием в одиночной камере подразумевается содержание заключенного более 22 часов или суток без полноценного человеческого общения.

Под длительным одиночным заключением понимается содержание под стражей более 15 дней подряд. Одиночное заключение применяется только в исключительных случаях, в качестве крайней меры, на максимально короткое время и под независимым контролем, только с разрешения компетентного органа».

Адвокаты заявили, что их клиенты содержатся в изоляции длительное время, без каких-либо известных сроков прекращения изоляции, им не разрешено никакое общение и отрезаны любые контакты с внешним миром; этим политузникам запрещено встречаться с членами семьи и адвокатами.

Сотрудники адвокатского бюро «Асрин» отметили, что контакты их клиентов с внешним миром сведены практически к нулю, и подчеркнули, что нынешнее положение этих заключенных должно оцениваться как содержание под стражей «без связи с внешним миром» (статус «инкоммуникадо»). Подобная ситуация противоречит международным правам человека, она совершенно неприемлема, подчеркнули юристы.

В своем новом обращении они упомянули следующие решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) касаемо иска Абдуллы Оджалана от 18 марта 2014 года: «Отсутствие средств коммуникации, чтобы иметь возможность прервать социальную изоляцию (отсутствие телевизора в его камере в течение длительного времени и права на телефонный звонок) – с точки зрения доступа к информации. Принимая во внимание чрезмерные ограничения, вынесенные в отношении посетителей (членов семьи и адвокатов), и наличие неустранимых препятствий для доступа в пенитенциарное учреждение, было установлено, что условия содержания в тюрьме на Имралы фактически нарушают запрет пыток».

Защитники политзаключенных островной тюрьмы добавили, что они не получали никаких известий от своих клиентов с 25 марта 2021 года и что те продолжают оставаться в гораздо более суровых условиях изоляции после решения ЕСПЧ по делу об Имралы. «Эта ситуация несет всевозможные потенциальные риски», - уверены адвокаты.

«У нас нет ни малейшей информации о том, в каких условиях содержатся наши клиенты. Нам неизвестно о возможности выхода во двор, периодах их встреч друг с другом, возможностях доступа заключенных к печатным, визуальным и аудио- изданиям. Продолжая создавать нашим клиентам такие условия, не обеспечивая им условий, в которых они могли бы чувствовать себя в безопасности и иметь возможность контролировать это, лишая их общения со своими адвокатами, семьями и внешним миром, совершается очевидное нарушение запрета на пытки и жестокое обращение, гарантированного статьей 7 IASP».

Адвокаты напомнили, что их клиенты содержатся в полной изоляции от внешнего мира, когда целых 13 месяцев от них не было никаких вестей, а состояние их здоровья и условия содержания вызывают глубокое беспокойство.

Защитники заключенных требуют предпринять необходимые шаги, в частности, посетить тюрьму типа F на острове Имралы, чтобы ознакомиться с истинным положением их клиентов.