Член Исполнительного комитета Партии Демократического Союза Салих Муслим ответил на вопросы о текущих дискуссиях по курдскому вопросу, затрагивающих Турцию и Северный Курдистан. Муслим отметил, что этот вопрос является критически важным на данном этапе и требует четкого и справедливого решения.
— В последнее время обсуждения курдского вопроса в Турции и Северном Курдистане усилились, а турецкие власти сделали несколько противоречивых заявлений. С одной стороны, они говорят о диалоге и решении, с другой — утверждают, что «курдского вопроса нет» и продолжают угрожать силовыми мерами. Как вы оцениваете эту ситуацию?
— Ситуация на Ближнем Востоке динамично меняется. Многие называют происходящее «третьей мировой войной», и в этом есть доля истины. Каждая мировая война меняла устройство мира, и нынешний конфликт также ведет к смене системы. После Первой мировой войны были установлены новые национальные государства, а после Второй мировой мир разделился на два полюса, что продержалось до 1990 года. Сегодня мы переживаем новую глобальную трансформацию, которую называют Третьей мировой войной. В ее ходе могут измениться суверенитет, границы, государства и правительства. Этот процесс продолжается с 2010 года, и всё, что происходит на Ближнем Востоке сейчас, соответствует этим изменениям. Силы, противостоящие этой трансформации, постепенно устраняются, включая ХАМАС и Хезболлу.
Турция осознаёт эту трансформацию, но интерпретирует её иначе. Эрдоган, например, заявляет, что «Израиль нападёт на Турцию», что нереально в географическом плане. Однако он не хочет признавать очевидное — мир меняется. Турция вот уже 10 лет ведет войну против курдов, тогда как лидеры и мыслители курдского народа призывали турецкое руководство: «Решите курдский вопрос, и курды с турками будут вместе процветать». Турция могла бы стать мощной силой на Ближнем Востоке, но она проигнорировала эту возможность. Сейчас турецкие власти начинают понимать масштабы необходимых перемен и видят, что без решения курдского вопроса им не обойтись. Многолетняя война истощила их экономически, политически и дипломатически, и теперь они вынуждены искать решение.
Турецкие власти делают заявления, но конкретных действий пока нет. Единственное, что мы увидели, — это жесты, вроде приветственных слов. Всё остальное пока остаётся на уровне риторики, от которой они легко могут отказаться. Мы это уже видели на примере событий 2015 года, когда процесс в Долмабахче был остановлен. Тогда власти Турции отказались от собственных обещаний и перевернули ситуацию с ног на голову.
Курдам важно извлечь уроки из этих примеров. Подобные ситуации были и при Тургута Озале, но их тоже не завершили. В 1993 году также начался процесс, который турецкая сторона сорвала. В 1998 году во времена Эрбакана предпринималась еще одна попытка, но турецкий фашизм вновь поставил всё под угрозу. То же самое произошло в Осло и в 2015 году. Мы должны учитывать этот опыт. Сейчас, несмотря на внешнее давление и внутренние проблемы, Турция может сделать шаг вперед, но это не исключает возможных уловок и манипуляций со стороны османской политики. Пока же конкретных и устойчивых шагов нет.
— Турецкие власти делали похожие заявления в начале революции в Рожаве, когда они приглашали вас в Анкару. Однако вскоре они начали называть вас и вашу партию «террористами». Как вы оцениваете тот этап в сравнении с текущей ситуацией?
— В 2013, 2014 и 2015 годах мы начали укрепляться как новая сила на политической арене. Но традиционные государственные силы не признали нас. Наша борьба шла против таких группировок, как Ан-Нусра* и «Братья-мусульмане»*, которых Турция направляла против нас. Тогда Турция только начинала знакомиться с нами и воспринимала нас как новую силу, которую можно контролировать. Они говорили о нас как о «новосозданной группе» и стремились остановить наши успехи. В их планах было вовлечь нас в свои проекты, касающиеся изменений на Ближнем Востоке, обманом привести нас на свою сторону и ассоциировать с «Братьями-мусульманами».
В те годы я посетил Анкару и Стамбул вместе с двумя моими товарищами — Ильхам Ахмад и Асией Абдуллой. Мы встретились с представителями турецкой власти, и тогда они поняли, что мы не собираемся поддерживать их план и идти под крыло «Братьев-мусульман». Мы ясно дали понять, что следуем так называемой «третьей линии» в сирийском конфликте, независимой и нейтральной по отношению к враждующим сторонам. Осознав, что наши цели не совпадают с их проектом, турецкие власти начали рассматривать нас как угрозу и быстро обозначили нас как «террористов».
— Считаете ли вы, что текущая ситуация напоминает тот этап?
— Да, определённая игра идёт и сейчас, как и тогда. Возможно, тактика немного изменилась, но её суть остаётся прежней: попытаться отдалить курдов от их целей, ничего реально не предлагая взамен, и обмануть их обещаниями. Турецкие власти могут заявлять в СМИ: «Мы сделали шаг навстречу», в то время как на местах никакого реального прогресса нет. В те годы эта игра была направлена только против Рожавы, но сейчас она охватывает все курдские регионы.
Цель турецкой политики остаётся неизменной: затруднить курдскому народу достижение своих целей и предотвратить реальное продвижение в сторону автономии и самоопределения. Турция стремится создать видимость готовности к диалогу, но, по сути, лишь выигрывает время, чтобы ослабить курдское движение и сбить его с курса.
— Лидер Абдулла Оджалан недавно встретился со своим племянником, представителем Партии народного равенства и демократии Омаром Оджаланом, и передал важное послание. Как вы это оцениваете?
— Эта встреча является законным правом как самого Абдуллы Оджалана, так и всего курдского народа. Она состоялась после четырёх лет полной изоляции, что стало серьёзным испытанием. У нас были глубокие опасения за его здоровье, поэтому встреча имела особое значение как для нас, так и для народа. Важно, что Оджалан передал приветствия курдскому народу, подчеркнув, что следит за ситуацией и готов действовать. Он заявил: «Если появятся необходимые условия, у меня есть и теоретическая, и практическая сила, чтобы перенести этот процесс с поля конфликта и насилия на правовую и политическую основу».
Его слова указывают на готовность предложить альтернативный путь — от конфронтации к диалогу и политическому решению. Это сильное заявление, ведь его влияние носит международный характер, и внимание мира обращено к нему. Однако, как отметил Оджалан, многое зависит и от другой стороны: насколько искренни их намерения, готовы ли они к подлинным шагам навстречу.
— Как вы думаете, турецкие власти предпримут необходимые шаги?
— У них нет другого выбора. Внешние и внутренние условия оказывают на них давление, вынуждая к действиям. Ключевую роль в этом процессе играет лидер курдского народа. Турция пытается прибегнуть к своим привычным османским уловкам: они стремятся ограничить проблему, свести её к минимуму и избавиться от неё. Однако их собственное будущее тесно связано с позицией Абдуллы Оджалана. Время пришло, и они больше не могут просто отмахнуться и сказать: «Мы не будем это решать».
Сейчас их стратегия — предложить как можно меньше, минимально удовлетворить требования, надеясь, что этого будет достаточно, чтобы замедлить развитие курдского движения. Это попытка найти компромисс, но на условиях, которые сохранят преимущество за ними. Турецкие власти готовы пойти на уступки, но стремятся, чтобы эти уступки были минимальными, лишь бы успокоить ситуацию, не затрагивая основ проблемы.
— Что необходимо для достижения решения или запуска правильного процесса?
— Прежде всего, нужно создать условия для того, чтобы курдский национальный лидер Абдулла Оджалан мог свободно общаться со своим народом и движением. Без этой свободы мы не можем говорить о каком-либо устойчивом процессе. Это основное требование, без которого невозможно достичь подлинного прогресса. Если Турция действительно хочет мира, то она должна дать лидеру курдов возможность говорить и действовать.
Вспоминая процесс «Долмабахче», стоит отметить, что Оджалан тогда настаивал на том, чтобы этот вопрос был передан на обсуждение в турецкий парламент. Это сделало бы процесс официальным и открыло бы широкую общественную дискуссию, что крайне важно. Подобное обсуждение в парламенте привнесло бы прозрачность и заложило бы основу для подлинного национального диалога. Курдский народ стремится лишь к равноправию и справедливости. Этот вопрос должен обсуждаться публично и с участием всех заинтересованных сторон, ведь только так можно прийти к мирному и честному решению.
— Как, по вашему мнению, развивается текущий процесс?
— Современная ситуация на Ближнем Востоке и в мире требует окончательного решения курдского вопроса. Если цель — достижение стабильности в регионе, будь то в Сирии, Турции или в других странах, необходимо разрешить существующие конфликты. Это понимают не только региональные, но и международные игроки. Всякие хитрости и оттягивание решения лишь откладывают неизбежное, принося вред всем сторонам. Проблему нельзя оставлять нерешённой, ведь она требует конкретных действий и чёткой позиции.
Курдский народ на протяжении всей своей истории не раз подвергался угнетению и преследованиям, но, несмотря на это, всегда представлял собой силу гуманизма. Сегодня курды, действуя в союзе с другими народами, продолжают вносить вклад в развитие единства и стабильности в регионе. Мы являемся пионерами демократических идей на Ближнем Востоке и, как следствие, несём историческую ответственность. Международное сообщество уже осознало эту роль курдов, и нам нужно продолжать борьбу, осознавая эту важную истину.
* - террористическая организация, запрещена в РФ