Курдистан

Турция потеряла 4,2 триллиона долларов из-за нерешенного курдского вопроса

Эксперты Центра социальных исследований имени Диджле в Амеде подчеркнули влияние экономической дискриминации и дипломатических последствий нерешенного курдского вопроса, поставив под сомнение искренность политики турецкого правительства.

Неурегулированный курдский конфликт обошелся Турции в 4,2 триллиона долларов. Такое заключение высказали эксперты на дискуссии, состоявшейся в субботу в курдской провинции Амед (Диярбакыр).

Мероприятие, организованное Центром социальных исследований Диджле, прошло под названием «Во что обходится Турции нерешенный курдский вопрос?». В ходе дискуссии обсуждалось то, как влияет конфликт на экономику и международные отношения.

Эксперты заявили, что подход Турции к курдскому вопросу привел к углублению экономического неравенства и обострению отношений с НАТО и США. Исследовали и местные политики раскритиковали неискреннюю политику правительства, которое ставит в приоритет расходы на безопасность, а не на развитие курдских регионов.

Экономист Эрол Катырчиоглу отметил, что «ассигнования на оборону и общественный порядок значительно выше в курдских провинциях». Кроме того, он добавил, что с 2013 года такие меры только усилили экономическое неравенство в регионах. «Нерешенность курдского вопроса вынуждает государство отдавать приоритет расходам на безопасность в курдских регионах, – сказал он. – Это экономическое неравенство... показывает неискренность подхода правительства к поиску решения».

Катырчиоглу привел недавние исследования, показывающие, что инвестиции в курдские районы ниже, чем в другие, назвав это «явным примером экономической дискриминации».

Председатель Торгово-промышленной палаты Амеда Мехмет Кая указал на то, что политика обороны и поддержания общественного порядка отрицательно сказывается на местном производстве, особенно на сельском хозяйстве. Ограничения во имя «безопасности» – одно из самых больших препятствий для животноводства в сельских районах», – пояснил Кая. Комментируя ограничительную торговую политику с правительством Южного Курдистана (Ирак), он сказал: «С одной стороны, они говорят об увеличении экспорта, но в то же время вводят ограничения, которые создают преграды прогрессу».

Кая оценил потери Турции из-за конфликта с РПК в 4,2 триллиона долларов: «Если бы не война, эти средства остались бы в государственной казне».

На другом заседании академик Серхун Аль связал все более авторитарную политику правительства с напряженностью вокруг курдского вопроса: «Турция стала одной из самых отсталых стран в мире с точки зрения демократии». Аль отметил, что нерешенный курдский вопрос также привел к напряженности в отношениях с НАТО и США, особенно из-за поддержки американцами курдских сил в Сирии. «Роль курдов в борьбе с ИГИЛ (*террористическая организация, запрещена на территории РФ) укрепила их связи с Западом, что, в свою очередь, привело к напряжению в альянсах Турции», – сказал он.

Журналист и историк Фаик Булут призвал курдские общины сосредоточиться на дипломатии, указав на необходимость взаимодействия разных государств. «Отношение Турции к курдам было непоследовательным», – сказал Булут и добавил, что курдские лидеры должны «отдать предпочтение дипломатии и использовать возможности для международных усилий». Булут привел исторические примеры, такие как создание курдского радио в Каире, в качестве модели для активных дипломатических мер.

В завершение дискуссии была проведена сессия вопросов и ответов, которая позволила понять внутренние и международные проблемы, связанные с политикой Турции по курдскому вопросу.