Курдистан

Поэма Абдуллы Оджалана и защита езидов

Годовщина геноцида езидов приближается. Мы предлагаем вам прочитать стихотворение Абдуллы Оджалана о легендарном герое курдов-езидов Дервише Авди в 2010 году.

Абдулла Оджалан, находящийся в заключении курдский лидер, политик и мыслитель, предупреждал об угрозах езидам ещё до геноцида, устроенного ИГИЛ* в 2014 году. В стихотворении 2010 года, написанном им в тюрьме на Имралы, он отдает дань уважения легендарному езидскому герою Дервишу Авди и пишет о священных горах Шенгала, исконной родине езидов.

Годовщина геноцида езидов приближается. Мы предлагаем вам прочитать стихотворение Абдуллы Оджалана о легендарном герое курдов-езидов Дервише Авди в 2010 году.

Езиды «идут в авангарде репрезентации курдской идентичности. Мы знаем, что именно они подверглись наибольшему угнетению и во множестве становились беженцами, вынужденно покидая свои дома», – говорил своим адвокатам Абдулла Оджалан, предупреждая о возможности новых нападений, которые угрожали езидам ещё до геноцида со стороны Исламского государства*, имевшего место в 2014 году.

Восхваляя езидов, как курдскую общину, которая сохраняет свои корни в чистом виде и тем самым представляет курдскую идентичность в наши дни, Оджалан обратился к герою знаменитого езидского эпоса в стихотворении, которое написал в конце 2010 года, находясь в тюрьме на острове Имралы.

Стихотворение получило название «К Дервишу». Оджалан пишет о своем желании оказаться в горах Шенгала, на прародине езидов. Текст увидел свет после одного из редких визитов его адвокатов на остров в 2011 году.

Если б мог я быть в горах Шенгала рядом с Дервишем Авди!
Если б мог на белом коне проскакать в долину Мосула,
Если б мог на спине своей донести до гор Курдистана раненого Дервиша.
Если б мог я сказать ему: «Взгляни, вот тысячи Адуле и двенадцать воинов».
Если б мог сказать ему, чтоб спал он спокойно в горах, где богини восседали на троне.
Если б мог я сказать ему, чтоб не искал он, откуда и как идет смерть,
Ведь курды и свобода — это уже вечная реальность! И как бы она ни пришла,
Не печальтесь больше!
Остроумие и свободная жизнь,
Они – истина вечная, хотел бы я сказать!

Одна из самых известных курдских легенд – история Дервиша Авди (Дервиша, сына Авди). Она рассказывает о жизни езидского юноши и его любви к Адуле, курдской девушке-суннитке, на фоне исторической вражды между курдскими племенами. Молодой человек противостоит межплеменным конфликтам и борется за защиту своего народа, преодолевая трудности. Его любовь к Адуле и храбрость в бою отражают темы любви, самопожертвования и стойкости перед лицом невзгод.

Оджалан не раз говорил о необходимости помнить события, связанные с резней в Шенгале в 2014 году. «Мы все были на месте тех, кого убивали и насиловали», – сказал он в беседе с участниками делегации на Имралы во время недолгих мирных переговоров между турецким правительством и РПК 15 августа 2014 года, комментируя зверства, которым подверглись езиды.

Курдский лидер также раскритиковал тогдашнего главу Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуда Барзани и покойного лидера Патриотического союза Курдистана (ПСК) Джалала Талабани за то, что те не приняли адекватных мер для защиты езидов, увеличив масштабы случившейся трагедии.

Оджалан и прежде не раз подчеркивал необходимость защиты езидов, а в ходе встречи с адвокатами в тюрьме на Имралы в августе 2007 года он заявил, что неоднократно предупреждал об угрозе уничтожения езидов. Незадолго до этого, 14 августа 2007 года, 200 езидов были убиты в результате трех отдельных взрывов в Кахтание в Южном Курдистане (северный Ирак).

Последствия геноцида езидов

Прошло десять лет с тех пор, как террористы «Исламское государство» устроило геноцид езидов в Шенгале. В результате нападений, начавшихся 3 августа 2014 года, погибло более 2200 езидов, а около 4000 езидских женщин попали в рабство. Судьба тысяч езидок, проданных ИГИЛ на невольничьих рынках, до сих пор остается неизвестной.

После нападения ИГИЛ, когда силы ДПК покинули регион, военное крыло курдского освободительного движения, Народные силы самообороны (НСС), Отряды народной самообороны (ОНС) и Женские отряды самообороны (ЖОС) встали на защиту езидов. В результате их усилий сотни тысяч жителей разгромленного города нашли убежище на горе Шенгал и были спасены, пройдя через гуманитарный коридор.

Чтобы исключить новые риски для Шенгала и езидов, в регионе были сформированы Отряды сопротивления Эзидхана (ОСЭ) и Женские отряды Эзидхана (ЖОЭ). Езиды также создали свои собственные институты, включая женские и образовательные организации, автономные советы и местные администрации. Демократическая автономная ассамблея Эзидхана (ДААЭ) стала важной управленческой структурой, действующей в области обороны, безопасности, культуры и дипломатии.

* - террористическая организация, запрещена в РФ