В четверг в результате взрыва, прогремевшего в регионе южного Курдистана, погиб датский велотурист. Ещё один человек получил ранения в результате инцидента. По данным официальных источников, взрыв произошел на грунтовой дороге между двумя деревнями в районе Канимаси к северу от Амадие, когда в воздухе «пролетела мина». Органы безопасности правительства ДПК в Эрбиле и проправительственные СМИ немедленно возложили ответственность за происшествие на Рабочую партию Курдистана (РПК), заявив, что между партизанами РПК и турецкими оккупантами в этом районе «десятилетиями случались столкновения».
Отрицая причастность ко взрыву, пресс-центр Народных сил самообороны Курдистана(НСС) заявил в субботу: «Место взрыва – не тот район, где действуют или перемещаются наши силы. Более того, партизаны не используют мины. Мы отрицаем любую причастность и требуем начать всестороннее расследование этого инцидента».
Поездка на велосипеде в зону боевых действий?
Министерство иностранных дел Дании подтвердило смерть жертвы, 28-летнего мужчины. По данным, поступившим на данный момент, он въехал в иракский Курдистан из Хаккари через пограничный пункт пропуска Сарзери (Узюмлю) всего за несколько часов до взрыва вместе со своим спутником, мужчиной примерно того же возраста. Последний был серьезно ранен и по состоянию на 6 мая находился в больнице Кания Маси. Целью туристов был археологический объект в Амадие, провинции Духок. По официальной информации, взрыв прогремел на дороге между деревнями Камберке и Барухи. Власти Эрбиля не предоставили никакой информации о том, почему два велосипедиста находились в районе, где, предположительно, идут бои между партизанами РПК и турецкой оккупационной армией.
Минное поле Ирака
Велосипедные туры в этом районе событие крайне редкое: грунтовые дороги и несовершенная инфраструктура не способствуют такому туризму. Турция уже много лет бомбит поселения в горных районах Южного Курдистана, и в последние годы эти бомбардировки усилились. С момента турецкого вторжения в апреле 2021 года и нового военного наступления, начатого три недели назад, сообщения о новых актах военной агрессии поступают ежедневно. Также здесь до сих пор сохраняются миллионы неразорвавшихся наземных мин. По данным гуманитарной неправительственной организации Demira, Ирак входит в число стран с самым высоким в мире количеством опасных мин и неразорвавшихся боеприпасов. В стране остается около 20 миллионов наземных мин и от 2,6 до шести миллионов представляющих опасность взрывчатых боеприпасов. Это непосредственный результат войны с Ираном (1980-1988 гг.), войны в Персидском заливе в 1991 году и вторжения США в 2003 году.
РПК и НСС подписали «Женевский призыв»
О том, что партизаны РПК больше не имеют на вооружении мин, говорят и отчеты швейцарской неправительственной организации «Женевский призыв». В 2006 году Рабочая партия Курдистана, как вооруженный негосударственный субъект, подписала «Женевский призыв», который запрещает использование противопехотных мин, как того требует Оттавский договор (Конвенция о запрете противопехотных мин). После подписания Декларации об обязательствах РПК поддержала уничтожение 770 противопехотных мин и более 2500 других взрывных устройств. «Женевский призыв» выступает за соблюдение международных гуманитарных норм вооруженными негосударственными субъектами в вооруженных конфликтах и других ситуациях военного насилия, особенно тех, которые направлены на защиту гражданского населения. Начиная с 2001 года организация вела диалог с РПК и НСС о запрете противопехотных мин. Диалоги по защите прав детей, гендерным вопросам и соблюдению гуманитарных норм в целом также идут ещё с 2008 года. Эта НПО следит за соблюдением деклараций об обязательствах, подписанных РПК/НСС. Поначалу это было непросто, поскольку Турция планомерно и последовательно выступает против сотрудничества с «Женевским призывом» и отказывает НПО в доступе к РПК на своей территории. Однако, организация создала специальную процедуру мониторинга, чтобы обойти данное ограничение.