Кахраман: последствия катастрофы на шахте Илич будут ощущаться в течение столетия

Тугба Кахраман из организации Polen Ekoloji ответила на вопросы ANF о том, что было до и после катастрофы на шахте в Иличе.

Тугба Кахраман из организации Polen Ekoloji ответила на вопросы ANF о том, что было до и после катастрофы на шахте в Иличе. Девять рабочих, оказавшихся под завалами золотой шахт «Чёплер» в Иличе (провинция Эрзинджан), не смогли выбраться на поверхность, и поисковые работы прекратились.

Она заявила, что экоцид в Иличе охватывает очень большую территорию. Кроме того, она отметила, что «цианид и тяжелые химикаты смешаются с водами Евфрата в результате катастрофы, которая будет иметь последствия по меньшей мере на столетие».

- По поводу аварии на шахте в Иличе были опубликованы различные экспертные заключения. С самого первого дня утверждалось, что отходы с Илича не попали в реку и были приняты меры предосторожности. Прежде всего, если отбросить все эти объяснения, можно ли подсчитать предполагаемое количество потерь в результате катастрофы на шахте?

- Очень трудно предсказать количество жертв экоцида такого масштаба. Разрушения охватывают очень большую территорию. Последствия затронут бассейн Евфрата, Тигра и всю Месопотамию. Цианид и тяжелые химикаты смешаются с водами Евфрата. Последствия катастрофы будут длиться не менее ста лет... Если учесть, что два миллиона кубометров токсичной почвы распространились повсюду, смешиваясь с грунтовыми водами в результате дождей, и что химическая масса составляла примерно 27 миллионов тонн, то очень трудно представить себе масштабы и разрушения этой катастрофы. Погибнут люди, животные, почва, наши воды. К сожалению, ответственные компании и их соучастники продолжать работать, несмотря на штрафы и судебные разбирательства.

- Анализ воздуха, проведенный Анкарским отделением Палаты градостроителей с помощью фотографий и спутниковых снимков, показал, что практически невозможно, чтобы химикаты не смешались с водами реки Евфрат. Также было заявлено, что под угрозой находятся Кебан, Каракая и плотина Ататюрка. Какую опасность это представляет?

- Как отмечают инженеры-экологи и другие эксперты в этой области, цианид и другие химические вещества остаются в воздухе, когда смешиваются с ним в результате испарения. Они могут непосредственно контактировать с живыми существами в этой среде при вдыхании. Так, они вызывают проблемы со здоровьем населения и загрязняют окружающую среду. Если химикаты попадают в почву, то через растущие там растения они будут воздействовать на животных и людей. Это повлияет на всю эндемическую структуру, здоровье животных и человека через пищевую цепочку. В последующих поколениях постепенно появятся ХОБЛ и онкологические заболевания. В случае утечки в грунтовые воды и утечки воды ширина бассейна очень плохо отражается на масштабах бедствия.

- Очевидно, что ответственность лежит в первую очередь на Министерстве охраны окружающей среды, поскольку было дано разрешение на расширение мощностей, несмотря на прежние инфильтрации. Сейчас открываются новые районы добычи. Что нас ожидает?

- Один из крупнейших золотых рудников Турции не собирается так просто отказываться от преимуществ, которые он получает благодаря выгодным соглашениям с правительством. Количество положительных заключений ОВОС и разрешений на расширение мощностей для всех рудников, а не только для Илича, растет с каждым днем. Мнимое закрытие шахты в результате предыдущей утечки в Иличе и попытки свести к минимуму серьезность инцидента с помощью заявлений, что на самом деле эта катастрофа была всего лишь оползнем, – это результат соглашения капитала и государства. Такие итоги открывают путь для других катастроф.

- С чем вы связываете возможность международных монополий осуществлять в таких странах, как Турция, многие виды деятельности, которые в других странах обычно запрещены?

- Турция стала свалкой ЕС. Легкость использования цианида и асбеста свидетельствует о том, что жадность капитала к прибыли превосходит право на жизнь человека и всего живого, и о том, насколько глубоки отношения Турции с международным капиталом. С практикой экологической борьбы, получившей развитие в последние несколько лет, растет осознание того, что проблема проистекает из капитализма. Только путем борьбы можно остановить массовое истребление всего живого.