Курдистан

Фаламаз Зави: моя дочь Рукен пожертвовала собой ради народа и страны

Фаламаз Зави, отец партизанки Рукен Зелал, сказал: «Она пожертвовала собой ради своего народа и свободы своей страны. Это большая честь для нас. Мы высоко держим головы, вспоминая об отваге Рукен».

Фаламаз Зави – отец партизанки Рукен Зелал. Его дочь пала смертью храбрых, пожертвовав собой вместе с другой партизанкой, Сарой Толхилдан Гои, в Мерсине в ночь на 26 сентября 2022 года.

Зави побеседовал с ANF накануне годовщины гибели двух партизанок. Он рассказал, что его семья участвовала в борьбе за свободу Курдистана с самого начала и их двери всегда были открыты для участников освободительного движения: «Кажется, это был 1992 год. Однажды мои друзья спросили меня: «Ты хочешь увидеть курдского лидера Оджалана?». Конечно же, ответил я. Я хотел увидеть его. Мы отправились в Алеппо группой из 30 человек, чтобы увидеться с ним. Мы никогда раньше не встречались с Абдуллой Оджаланом. Познакомившись с ним лично, невозможно отказаться от его стратегии и предложенного им пути. Он начал эту тяжелейшую борьбу ради угнетенных, чьи права и свободы были узурпированы. Ни один народ, который не способен защитить свои права, страну, язык и культуру, не имеет шансов на выживание. Движение, созданное Абдуллой Оджаланом, защищает достоинство человечества, демократию, равенство и свободу. С того дня, как я познакомился с нашим народным лидером, я дал слово, что никогда не отступлю от этого пути. Все мои дети и их дети будут нести в своих сердцах эту идею до тех пор, пока мы живы. Будем ли мы жить или умрем, мы никогда не откажемся от этой борьбы. Многие годы мы и наши дети жили этой верой, принимая и реализуя на практике постулаты её философии. Мы будем жить так и дальше».

Рукен росла, зная всё о политике партии

Зави добавил: «Рукен росла, зная всё о партийной деятельности и политике. Когда наши товарищи приходили к нам домой, они всегда демонстрировали уважение к детям и относились к ним с человеческим теплом. Поэтому дети всегда были очень привязаны к ним. Это оказало серьезное влияние на развитие их характеров. Рукен росла именно так. Это повлияло на всю её жизнь. Она успешно училась в школе, её любили друзья. Её любили в семье, среди братьев и сестер, и к ней хорошо относились в округе. Она закончила 9-й класс с самыми высокими оценками, с отличием и без какой-либо внешней поддержки. Она хотела продолжить учебу, но в 2011 году в Сирии начались беспорядки, и мы увидели первые этапы революции. Каждый день мы теряли товарищей. Начались массовые демонстрации и протестные шествия. Рукен посещала все церемонии и шествия в память о погибших партизанах. Однажды она пришла домой и сказала мне: «Папа, я возьму в руки оружие». Я был горд это слышать, но я сказал ей, что это тяжелая ноша, что оружие – не самая удобная вещь и что с ним будет трудно справиться. Она ответила мне: «Папа, не вешай нос, я всё знаю и понимаю, какими могут быть трудности на этом пути. Будь уверен, я всё преодолею и добьюсь успеха». Она сказала моим друзьям: «Зачем вы хотите говорить об этом с моим отцом? Наш дом был всегда открыт для участников этой революции, и так было с тех пор, как я родилась. Это наш долг, и мы все готовы его выполнять». Как я уже сказал, она пришла и сообщила мне о своем решении, и мне оставалось только ответить: «Пускай твой путь будет чист».

Мы хорошо знаем, что такое вооруженная борьба

Отец партизанки вспоминает: «После этого я долгое время не видел её. Когда мне позвонила её мать и сказала, что Рукен и её подруга по имени Сара вернулись домой, мы были очень счастливы. Сара тоже стала нашей дочерью. Мы никогда не делали разницы между ними. Они пробыли у нас долгое время, а потом уехали. Больше мы ничего не слышали о ней, пока однажды не получили известие о её смерти. Мы – патриоты, и нам хорошо известно, что такое гибель в сражении. Рукен была нам очень дорога, как и все её друзья. Тысячи молодых людей пожертвовали жизнями, как и она. Тот, кто решил сражаться за свою страну, конечно же, должен рискнуть. Враг ничего не отдает легко. Если вы хотите добиться своей цели, то должны рисковать всем, включая жизнь. Наш народный лидер провел в плену уже 25-26 лет. К нему не пускают даже адвокатов. Когда любой курдский патриот требует соблюдения своих прав, конечно же, ему приходится за это платить».

Мы никогда не думали о бегстве

Наш собеседник добавил: «Битвы за страну никогда не были легкими. Каждый, кто защищает родину, может пасть в этой борьбе. В Рожаве нас часто преследовали. Нападения происходили каждый день. Мы тоже должны были сопротивляться. Если бы мы не оказывали сопротивления, ни одно из освобожденных поселений не было бы сегодня в наших руках. Каждый из нас просто исчез бы со страниц истории нашего народа. Турецкий режим переправлял наемнические банды через границу в Рожаву. Когда они преследовали нас, мы защищались. Они приходили не маленькими группами. Они шли тысячами, десятками тысяч, с новейшим технологическим оружием в руках. У нас же не было ничего, кроме русского оружия. Иногда они наступали, и тогда они не различали деревень и городов. Мы ни разу не думали о том, чтобы спастись бегством и избежать сражения. Патриот все равно не может убежать. Он не может покинуть свою землю, свою страну. Он умирает в своем доме, но никогда не убегает. Бегство – это не для нас. Да и куда мы могли бы бежать? Мы окружены врагами со всех сторон. Могли бы мы поехать в Турцию? Это наш первый враг. Поэтому мы взяли в руки оружие и защищались.

Мы защищаем свою землю, язык и культуру. Мы ни на кого не нападали сами. Мы защищаем свою страну, и, конечно, эту задачу нельзя решить, не отдав за неё жизни бойцов. Ни одна страна не обрела независимость без кровопролития. Никто не может дать вам независимость, как подарок, принеся её на ладони. Вы должны сопротивляться. Пока вы не боретесь, вы не сможете обрести жизнь. Ничто не может прийти само собой, пока вы не заплатили за это соответствующую цену. В противном случае добиться победы невозможно. Каждый, кто хочет быть свободен и жить в своей собственной стране, должен рискнуть и заплатить за это.

Для нас большая честь иметь такую дочь

Хеваль (товарищ – прим.) Рукен была одной из тех, кто рисковал ради своего народа, страны и свободы. Как и все её друзья и товарищи, она пожертвовала собой ради нашего общего будущего. Мы всегда гордимся ими и помним о них. Друзья, которые пришли рассказать нам о её гибели, переживали. Когда они сказали мне, что Рукен пала на поле боя, это была величайшая честь для меня. Для патриотичных и добрых людей такая гибель имеет особое значение. Для нас она священна. Конечно, иметь такое дитя – большая честь. Сегодня их фотографии висят в главном углу дома не только у нас, но и у всех наших родственников. Вся наша семья помнит об их борьбе и самоотверженности. Гибель в сражении – честь, которая достается не каждому. Рукен и Сара пожертвовали собой на этом священном пути, и нам не остается ничего другого, кроме как преклониться перед их мужеством».

Мы любили Сару так же, как любили Рукен

Отец партизанки добавил: «Мы любили Сару так же, как и Рукен. Во всех домах наших родственников их фотографии стоят рядом. Они вместе начали эту борьбу, они сражались вместе, они пожертвовали собой ради одной идеи и философии и погибли плечом к плечу. Мы боремся за жизнь в соответствии с философией Абдуллы Оджалана. Эта война – вопрос жизни или смерти.

Либо мы будем жить в соответствии с философией освобождения, либо у нас не будет никакой жизни. Если у вас нет языка, свободы, страны и культуры, то вам нет смысла продолжать жить физически. Мы будем следовать стратегии курдского лидера до конца. Мы либо обретем свободу, либо умрем. В этом и состоит суть человеческого достоинства».