Герои Шенгала: интервью Нюджиян Эрхан с Зеки Шенгали
Нижеследующее интервью с Зеки Шенгали было взято Нюджиян Эрхан и опубликовано на курдском языке в газете «Ени Озгюр Политика» 12 декабря 2015 года.
Нижеследующее интервью с Зеки Шенгали было взято Нюджиян Эрхан и опубликовано на курдском языке в газете «Ени Озгюр Политика» 12 декабря 2015 года.
Когда 3 августа так называемое «Исламское государство» напало на езидов Шенгала, вооруженные силы Демократической партии Курдистана (ДПК) покинули этот народ и оставили его страдать от еще одного геноцида в исполненной трагизма истории езидов. Те, кто бросился на помощь умирающим людям, застрявшим на горе Синджар без еды и воды, были партизанами Рабочей партии Курдистана (РПК), а также Отрядов народной самообороны (ОНС) и Женских отрядов самообороны (ЖОС) из Рожавы/Северной Сирии. Первоначально лишь горстка партизан РПК боролась за создание коридора для десятков тысяч езидов, чтобы они смогли бежать в Рожаву/северную Сирию, где демократическое самоуправление кантона Джазира создало для них лагерь беженцев, в котором до сих пор находятся десятки тысяч езидов.
Нюджиян Эрхан, молодая партизанка и журналистка, в течение многих лет была на горе Синджар, рассказывая о войне против ИГИЛ (организация запрещена в РФ - прим.) и документируя политические события и социальные преобразования в обществе езидов, уделяя особое внимание освобождению женщин. Она готовила молодых женщин и мужчин к работе в прессе и средствах массовой информации. 3 марта 2017 года она подверглась трусливому нападению связанных с ДПК сил, спровоцировавших военную эскалацию, созданную в интересах Турции, которая в настоящее время оккупирует большое количество курдских территорий в Ираке и Сирии. Несколько недель спустя она погибла из-за тяжелых травм.
Зеки Шенгали, член Исполнительного совета АОК (Ассоциации общин Курдистана) и член Координационного совета Сообщества езидов, был ветераном курдского освободительного движения. Особенно после резни, совершенной ИГИЛ, он был вовлечен во все усилия, направленные на то, чтобы помочь построить автономную военную, социальную и политическую систему для народа езидов в духе демократической автономии. 15 августа 2018 года, в 34-ю годовщину начала партизанской войны РПК и 4-ю годовщину геноцида ИГИЛ, он был убит Турцией в результате целенаправленного авиаудара, после того как посетил церемонию поминовения в Шенгале. РПК не считает, что подобное убийство могло произойти без согласования с ДПК.
Таким образом, Нюджиян Эрхан и Зеки Шенгали были убиты в результате корыстных усилий Турции и её курдских коллаборационистов-предателей, направленных на то, чтобы задушить самоопределение народа езидов и уничтожить то самое курдское освободительное движение, которое освободило езидов, когда весь мир лишь наблюдал за разворачивающимся геноцидом. Убийство свободной курдской женщины и популярного революционного лидера езидов рассматривается как продолжение менталитета и тактики действий ИГИЛ.
Следующее интервью с Зеки Шенгали было проведено Нюджиян Эрхан и опубликовано на курдском языке в газете «Ени Озгюр Политика» 12 декабря 2015 года.
Нюджиян Эрхан – Шенгали
12 декабря 2015 года
Одновременно 73-й резней езидов мир услышал о существовании этого народа на фоне еще одного геноцида. 3 августа 2014 года стал днем тьмы на страницах всеобщей истории курдов. Но страдания народа езидов не ограничиваются последней резней. Когда мы радуемся освобождению Шенгала, наши езиды выражают свои чувства. Люди на горе Шенгал пока не рассматривают эти события как освобождение города. Они говорят: «Пока наша политическая воля не будет принята и признана, Шенгал не будет свободен». На этом фоне советы и организации на горе Шенгал выступили с совместным заявлением.
Чего хотят жители Шенгала? Что им нужно и что требуется для реконструкции города? Мы спросили мнение Зеки Шенгали, члена Координационного совета Сообщества езидов.
Освобождение Шенгала стало великой новостью для всего курдского народа. Но что означает Шенгал для народа езидов?
Шенгал имеет особенное значение для езидов. Шенгал – это и историческое место, и священный регион, а также стратегическое пространство для всего курдского народа. Освобождение Шенгала имеет огромное значение. Но мы еще не можем говорить о подлинном освобождении Шенгала. Освобождение должно происходить также в сфере политики, идеологии и психологии. Сейчас достигнута определенная степень комфорта, поскольку угроза ИГИЛ больше не нависает над людьми, как это было раньше. Однако некоторые из наших территорий все еще находятся под угрозой со стороны банд. 8 октября началась операция в Шило. После освобождения Шенгала стали прикладываться усилия по освобождению окрестных деревень. Они продолжаются. Многие деревни были освобождены, но многие все еще находятся в руках банд ИГИЛ. Но проблема не только в освобождении территории.
Очевидно, что Шенгал был освобожден территориально. Но город сильно пострадал. Многие места были разграблены. Что нужно для реконструкции Шенгала?
Шенгал был уничтожен. С одной стороны, банды ИГИЛ ничего не оставили после себя, с другой стороны, война и конфликт сильно опустошили город. Люди должны немедленно приступить к работам по реконструкции города. Для этого требуется создать комиссию, но её действия не должны определяться решениями извне. Напротив, она должна быть избранной по воле народа. В ней также должны принимать участие люди, специализирующиеся на работах, связанных с реконструкцией. Важно работать над этими проблемами. Все силы Курдистана должны объединиться и коллективно протянуть руку помощи Шенгалу. Вопрос о Шенгале – это и национальное, и международное дело. Чтобы Шенгал жил и был свободным, все национальные и международные силы должны оказать ему помощь. Шенгал был освобожден, но семьи еще не вернулись сюда. До тех пор, пока вопрос реконструкции не будет решен, люди не смогут вернуться. Точно так же пока у Шенгала нет статуса. Поэтому воля народа Шенгала должна быть признана. Жители Шенгала должны уметь управлять собой сами. Им должна быть предоставлена такая возможность. Доверие людей теперь здесь подорвано. Мы никогда не должны недооценивать то, что случилось с ними. Прежний статус не в состоянии вылечить эти раны, нанесенные людям, или решить их проблемы. Народ не хочет и не принимает того что было прежде, потому что видит, что старый порядок не в состоянии защитить его. Вот почему люди должны спешить, чтобы помочь ситуации, сложившейся в Шенгале.
Никто не должен попадаться в ловушку мелких расчетов, партийных, семейных, племенных или индивидуальных интересов. Положение населения Шенгала имеет международное значение и должно определяться потребностями этих пострадавших людей.
Как следует подойти к ситуации с Шенгалом?
Прежде всего, люди должны перестать воспринимать отдельные аспекты Шенгала как угрозу, а вместо этого рассматривать их как нечто ценное. Вера езидов – самая древняя из всех существующих в этих землях. В этом смысле мы можем сказать, что она составляет основу и корни курдской самоидентичности. Таким образом, весь регион должен выказать свое уважение к этой вере и позволить ей жить по-своему. Это, в свою очередь, возможно в результате признания автономии Шенгала. Это самое законное право этих людей. Согласно статьям 125 и 116 Конституции Ирака, каждый регион может определять себя самостоятельно. Если предполагается, что это право распространяется на весь Ирак, то почему бы езидам не воспользоваться им? Автономия Шенгала, а также региональные администрации, созданные самими езидами, должны быть признаны.
Почему во всех регионах Ирака существуют городские советы, а в Шенгале их быть не должно? Теперь наше население Шенгала создало свой собственный совет. Кроме того, был сформирован автономный Совет женщин. Это не означает, что Шенгал отделяется; эта автономия укрепит Шенгал, и благодаря этой силе он, в свою очередь, может стать частью курдистанского региона Ирака. Существование сильного Шенгала означает сильный Курдистан.
Как сейчас выглядит администрация Шенгала?
Региональное правительство Курдистана хочет, чтобы Шенгал управлялся как в прошлом. Но эта эпоха закончилась. До этого для управления сюда посылали центральную администрацию. Сила воли или признание людей не были задействованы. Во всяком случае, эта администрация полностью отказалась от людей во время бойни. У администрации после бойни не осталось легитимности. Люди, которые были наняты в качестве губернаторов округов, не были здесь в течение последнего года и четырех месяцев. Как может человек, которого даже не было среди его людей, претендовать на то, чтобы управлять ими? Люди не признают такого управления, осуществляемого центром. Те, кто утверждает, что составляют администрацию Шенгала, время от времени делают заявления, но никто не обращает внимания на эти слова, потому что они не имеют никакой легитимности.
В январе этого года Региональное правительство Курдистана [РП] создало администрацию, которая инициировала конфликтную ситуацию. Раньше у Шенгала уже была администрация. Но когда это было важнее всего, она полностью покинула людей и бежала. Губернатор – член партии. Такие люди не могут реагировать на потребности и проблемы общества. То, что является наиболее существенным, – это воля народа. Народ создал свои собственные советы и комитеты. Это то, что является законным.
Без сомнения, одним из наиболее важных аспектов, которые необходимо учитывать при реконструкции, является вопрос обороны. Каковы требования людей в Шенгале с точки зрения безопасности?
Точно так же, как мы говорим, что прежняя администрация не может быть сохранена как это было в прошлом, ясно и то, что это относится и к сфере обороны. Во всяком случае, этот вопрос вызывает самый большой страх у людей. Защита не должна действовать так, как это было в прошлом. Раньше здесь размещалось 17 тысяч членов пешмерга. Среди них были и езиды, но им нечего было сказать от своего имени. Что бы ни говорили их командиры, они должны были выполнить приказ. Тем не менее, сегодня с помощью силы воли этих людей, при участии детей этих людей была создана оборона Шенгала. Они знают свои потребности и стоящие перед ними задачи лучше, чем кто-либо другой. Даже если весь мир захочет их задавить, они будут защищаться. Сколько бы атак ни было предпринято, они не сдадут свою оборону, потому что ее организация была основана и построена на всех этих страданиях и трудностях. Прежде всего, необходимо признать военную волю езидов. Точно так же люди не могут просто доверять всем, как в прошлом. Силы внутренней безопасности также должны быть признаны. Необходимо радикально пересмотреть вопрос о защите Шенгала.
Отныне никто не может заставить людей носить одежду прошлого. Методы и направления действий станут ясны со временем и в свете конкретных потребностей. Например, в этом районе было сформировано несколько батальонов, но никаких формальностей в отношении этих батальонов нет. Фактически, формирование батальонов фрагментирует объединенную силу езидов. Таким образом, никакого единства не возникает, что, в свою очередь, наносит ущерб национальным интересам. Действительно, что касается восстановления Шенгала, то вопрос обороны является самым важным аспектом. Они должны позволить езидам самим организовать свою оборону.
Что требуется для признания воли народа езидов?
Прежде всего, следует признать институты и самоорганизацию народа езидов. Езиды могут поднять свое самосознание, оформить свое существование. Существует много конкретных проблем, которые затрагивают детей, молодежь и женщин. Есть проблема образования. К этим решению таких проблем прилагается много усилий, но их недостаточно. Автономия гарантировала бы свободную и демократическую жизнь, но если автономия не будет признана, то возникнет дискриминация в отношении некоторых групп общества. Демократия всегда укрепляет общество. Люди должны подходить к езидам с этой мыслью.
Продолжаются работы по восстановлению Шенгала. Какая помощь нужна? Многие люди собирают помощь для Шенгала; доходит ли эта помощь до людей?
До сих пор не было передано ни одного вида гуманитарной помощи, который охватил бы всех людей. Помощь, которая действительно приходит, приходит фрагментарно. Это, в свою очередь, не облегчает нужды людей. Существует совет Фонда Шенгала, куда должна быть направлена вся гуманитарная помощь для распределения, но поскольку каждый действует самостоятельно и фрагментарно, передаваемая помощь не соответствует должным образом своему назначению. В этой области необходимо наладить сотрудничество. Некоторые стороны принимают помощь и распределяют ее в соответствии со своими интересами. Наши люди обычно посылают помощь для Шенгала, но эти вещи часто оказываются в руках определенных партий. Они либо оставляют помощь себе, либо распределяют ее среди своих приближенных. В течение последнего года и нескольких месяцев мы распределяли вещи как Координационный совет сообщества езидов, но мы никогда не делали различий между людьми, когда делали это. Согласно нашим возможностям, мы делили имеющиеся ресурсы между всеми людьми. Те, кто отправляет гуманитарную помощь, должны всегда проверять, действительно ли их товары доходят до людей. Это еще одна причина, по которой нам нужна комиссия, которая могла бы провести исследование, чтобы увидеть, сколько существует лагерей езидов и сколько людей в них живет.
В связи с темой обороны Турция направила солдат в район Бахшика. Как езиды оценивают это?
Кто-то действительно верит, что эти солдаты были посланы сюда, чтобы сражаться против ИГИЛ? Никто в это не верит, все знают, что государство, которое больше всего помогло подняться ИГИЛ – это Турция. Разве ИГИЛ не основывает все свое материально-техническое обеспечение, людские ресурсы и общее существование на Турции? Если это так, то кто может поверить, что турки прибыли в регион Бахшика для борьбы с ИГИЛ? Если бы они действительно хотели бороться с ИГИЛ, они могли бы начать в Дилоке (Газиантеп), который полон банд ИГИЛ. Почему бы не начать с их ареста? Их конечная цель в Бахшике – положить конец присутствию езидов. Бахшика – это область проживания езидов, но турецкое государство хочет поселить туркменов в этом районе. Политика вытеснения езидов с их родины проводится постоянно и проводит её прежде всего Турция. Присутствие турецких солдат в этом регионе представляет угрозу для езидов. Мы его не принимаем. Если Региональное правительство Курдистана обладает военным потенциалом, то почему бы им не помочь силам езидов ОСШ (Отрядам сопротивления Шенгала) и приобрести опыт в войне против ИГИЛ, вместо того чтобы призывать другое государство? Все это было сознательно спланировано этими двумя силами; это систематическая политика по удалению езидов из этого региона.
Вы хотите сказать несколько последних слов или призвать людей к чему-либо?
Наш народ Шенгала должен сохранять веру в свое будущее. Было испытано много страданий и боли. Имел место геноцид. Тем не менее, они должны верить, что времена изменились. Национальная и международная помощь не мала, но основная ответственность ложится на плечи езидов, и она заключается в том, чтобы воссоздать себя, вернуться на свои земли и протянуть друг другу руки, чтобы восстановить новый Шенгал. Езидские юноши и девушки должны принять участие в защите Эзидхана. В этих землях очевидно, что мы не можем ждать, чтобы отдать нашу защиту и оборону кому-то другому.
Товарищ Бериван Шенгал, будучи молодой девушкой-езидкой, укрепила свою веру и свои мечты после большой резни и приняла участие в борьбе в составе защитников свободы. Несмотря на свой юный возраст, она взяла на себя большие обязанности и ответственность. Бериван была одной из первопроходцев сопротивления Шенгала. Будучи молодой девушкой, она считала своим долгом отомстить за геноцид своего народа. Сегодня Бериван Шенгал является символом сопротивления на этих землях. Она не отказалась ни от своих земель, ни от своей веры. На пути к защите ценностей своих земель она пожертвовала собственной жизнью. Молодые езиды должен смотреть на нее снизу вверх.
Мы должны извлечь уроки из истории и соответственно выполнять все обязанности, которые ложатся на наши плечи, пока мы не сможем подарить свободную страну и прекрасные дни детям будущего.