Koma Amed вернулись на сцену спустя 27 лет
Финалом Курдского культурного фестиваля в Париже стал концерт Дезы Амед, Чопи и Koma Amed в Зимнем цирке. Для легендарной группы Koma Amed это выступление стало возвращением после 27-летнего перерыва.
Финалом Курдского культурного фестиваля в Париже стал концерт Дезы Амед, Чопи и Koma Amed в Зимнем цирке. Для легендарной группы Koma Amed это выступление стало возвращением после 27-летнего перерыва.
Третий фестиваль курдской культуры в Париже завершился в субботу концертом Деза Амед, Чопи и Koma Amed в Зимнем цирке. Финал недельной серии мероприятий вызвал большой интерес и восторг публики. Фестиваль был организован Демократическим обществом Курдистана во Франции (ДОК-Ф) в сотрудничестве с Институтом рефлексии и исследований Курдистана (IREK), ассоциацией Arts et Culture du Kurdistan (ACK), ассоциацией «Франция-Курдистан» и Фондом Даниэля Миттерана.
Концерт начался с минуты молчания в память о павших героях революции в Курдистане, особенно Эвдильмелика Шехбекира, одного из основателей Koma Amed, убитого через пять месяцев после того, как он ушел к партизанам в сентябре 1991 года.
Заключительный вечер фестиваля был отмечен восторженной атмосферой, подарившей зрителям незабываемые моменты.
Фестиваль, целью которого является объединение курдов в диаспоре против ассимиляции и культурного геноцида, а также продвижение курдской культуры на международной арене, был организован в различных городах региона Оль-де-Франс, в основном в Париже. Во время фестиваля, который длился неделю, было представлено множество образцов курдской культуры.
Koma Amed
Основанная в Анкаре в 1988 году группой студентов, в основном с медицинского факультета, Koma Amed появилась в бурное, но неспокойное для курдского народа время. Когда были жестокие гонения на курдскую культуру и язык, только на редких встречах группа могла играть свою музыку.
Несмотря на эти трудности, в 1990 году Koma Amed записала свой первый альбом Kulîlka Azadî. Этот альбом, записанный за один день в экстремальных условиях, включает курдскую версию итальянской песни Bella Ciao (Çaw Bella). Благодаря подпольным копиям альбом достиг широкой аудитории и стал первым для курдской общины.
В 1993 году группа переехала в Стамбул, где присоединилась к Культурному центру Месопотамии (КЦМ). Koma Amed продолжал заявлять о себе как о пионере среди курдских музыкальных коллективов и выпустил свой второй альбом, Agir û Mirov, в 1995 году. Участникам группы не разрешали выступать в Курдистане, но они гастролировали по Турции и Европе.
Их турне 1996 года, спонсированное итальянской Партией коммунистического возрождения, стало еще одним историческим событием: курдскую музыку услышали во многих итальянских городах. Политический дух освобождения и сопротивления пронизывает их композиции, которые также опираются на традиционную курдскую музыку и устную литературу.
Их третий альбом, Dergûş (1997), стал поворотным моментом. Благодаря инновационному подходу к традиционной курдской народной музыке альбом преодолел местные границы и вышел на мировую аудиторию. Влияние Dergûş было настолько велико, что министр иностранных дел того времени использовал альбом, чтобы подчеркнуть присутствие курдской культуры в Турции перед министрами Европейского Союза.
Однако политическое давление заставило многих членов группы искать убежища, рассеяв их по разным странам.
Чопи и Деза Амед
Другими артистами, выступавшими прошлой ночью, были Чопи и Деза Амед.
Чопи, родившаяся в 1983 году в Киркуке, в самом сердце южного Курдистана, Чопи Фатх (или Чопи) – известная современная курдская певица. В 1988 году она вместе со своей семьей переехала в Нидерланды, где в раннем возрасте у нее появилась страсть к музыке и пению. Ее талант позволил ей отличиться в школе, где она заняла первое место на конкурсе вокалистов.
Деза Амед родился в курдском регионе Каракочан в 1982 году. В 1996 году он эмигрировал в Париж, где и проживает с тех пор, с гордостью представляя курдскую диаспору. Несмотря на изгнание, он остается глубоко привязанным к своим курдским корням и в то же время с уважением и любовью принимает французскую культуру. Будучи убежденным курдским деятелем искусства, он выражает себя в своих работах, написанных на курдском диалекте зазаки, чтобы проиллюстрировать и защитить ценности своего народа.