Интервью хозан Зозан журналисту информационного портала Ozgurpolitika Эркану Гюльбахче, в котором она рассказывает о коллективе «Кома Берхведан», музыке и духе курдского сопротивления 1980-х годов, а также о героях того времени, с которыми ей довелось быть знакомой.
После государственного переворота 1980 года курдская борьба за свободу нашла опору среди курдов, подвергавшихся преследованиям в тюрьмах. Была начата работа по организации художественного творчества курдов и их объединению под одной крышей. Помимо Курдистана, были выделены группы для проведения массовой и культурной работы среди населения Европы. Герои Сафкан и Мизгин были отправлены в Европу из Ливана для проведения культурной работы в этой части континента. После прибытия в Европу Сафкан и Мизгин объединили патриотически настроенных курдских деятелей искусства, проживающих там, и объявили о создании курдской культурной организации HUNERKOM в июне 1983 года. В том же году была основана организация «Кома Берхведан» (Группа сопротивления), в которой приняли участие герой Сафкан, герой Мизгин, герой Чия, Саитхан, Зозан, Сардар, Хамгин Бирхат, Мухарам Арал, Гюлер, Амала и Халит. Предложение Сафкана о названии «Кома Берхведан» было принято единогласно. По словам Зозан, герой Сафкан был пионером и лидером «Кома Берхведан» и художественной деятельности в Европе в то время.
Дух того периода был другим
Заявив, что они ускорили свою работу после провозглашения «Кома Берхведан», Зозан описывает этот период следующим образом: «С созданием «Кома Берхведан» производство и работа забурлили с новой силой. Вся работа выполнялась коллективно. В коллективе царила теплая атмосфера. Любовь и уважение были на высшем уровне. Все мои товарищи были полны энтузиазма. Они бегали повсюду. По выходным мы собирались вместе и работали. Мы с нетерпением ждали наступления выходных. Композиции готовились совместно, а оставшуюся часть начатой композиции доделывал кто-то определенный. Иногда при создании композиции учитывалось общее мнение всех товарищей. Не было никаких обсуждений типа: это моя композиция, а это твоя. Получившиеся композиции пели по очереди все участники группы. Чей голос звучал лучше всего или лучше всего подходил под данную интерпретацию, тот и пел».
Ветеран Халиль
Как утверждает Зозан, в то время никого не интересовали материальные ценности, никто не имел никаких материальных ожиданий. Она подчеркивает, что духом того времени было самопожертвование. Она подчеркивает, что если они собирались в дальний путь, то готовились заранее, брали с собой еду и напитки и особенно тщательно следили за тем, чтобы не тратить деньги. Она добавляет, что на акции и мероприятия они ездили на микроавтобусе, и не может не упомянуть о своем друге ветеране Халиле, который в то время был и техником, и водителем. По ее словам, они часто даже не получали денег на проезд к месту проведения культурных мероприятий и вечеров. То есть все свои мероприятия они финансировали за счет собственного самопожертвования и усилий.
Магия «Кома Берхведан»
Отметив, что «Кома Берхведан» была основана в период, отмеченный тюремным сопротивлением, Зозан говорит: «До этого периода было очень мало музыки, обращенной к эмоциям курдов, к их политическим взглядам, короче говоря, ласкающей их эмоции. Как группа, создающая музыку на этой основе, мы были приняты народом в очень короткий промежуток времени. С первого дня своего основания «Кома Берхведан» поставила перед собой цель создавать музыку, основанную на курдской боли, гневе, героизме, предательстве, природных красотах Курдистана, героях, священных ценностях и жизни курдов в целом. Мы предвидели, что группа, основанная на таких принципах и курдских ценностях, будет оценена и принята народом в короткие сроки, и всю свою работу мы строили на этих принципах. Тот период деятельности «Кома Берхведан» и сегодня считается образцовым. Многие слушатели до сих пор говорят о том, насколько эффективной была музыка того периода и как сильно она затрагивала их чувства».
Берущий имя хозан должен быть достоин его
Отметив, что в 1980-х годах Кома Берхведан создала очень ценные работы в любительском духе, Зозан подчеркивает, что, хотя сегодня есть много возможностей, из-за отсутствия духа того периода желаемого творчества в музыкальном смысле попросту нет. Зозан считает, что в курдской музыке существует замкнутый круг, хотя некоторые артисты время от времени создают важные произведения. Она добавляет, что сегодня существует значительное число музыкантов, которые добавляют «хозан» к своему имени, но коммерциализируют музыку, не имеют творческого потенциала, деградируют и только подрабатывают на свадьбах и вечерах халай. «Я не против того, чтобы кто-то занимался музыкой, но тот, кто назыввет себя «хозан», должен учитывать курдские ценности и святыни при создании музыки, должен делать музыку в соответствии с духом того времени», - говорит она.
Была заплачена огромная цена
Я напоминаю Зозан, что многие люди, на которых повлияли работы «Кома Берхведан», присоединились к борьбе, пожертвовали своими жизнями, и спрашиваю ее, что она думает. Она отвечает: «Я, конечно, не хочу, чтобы кто-то умирал, неважно, по каким причинам. Однако сложилась очень несправедливая ситуация, и люди выбирают путь самопожертвования, чтобы противостоять этой несправедливости. Это не выбор, наоборот, их заставляют. Все пошли на это ради какой-то цели. Была заплачена огромная цена. Боль была огромна. Мне очень грустно, когда я думаю об этой тяжелой цене. Я надеюсь, что после этой столь тяжелой цены наш народ обретет свободу и жизнь, которых он заслуживает. Конечно, это облегчит нашу боль. Если я своей музыкой нашла место в сердце моего народа, если я своим голосом передала его боль, гнев, печаль и радость, я счастлива за себя. Для меня это будет только поводом для гордости».
Я бы хотела петь денгбежи
Я спрашиваю Зозан о том, что она думает, когда оглядывается на свое долгое творческое прошлое. Она отвечает: «Прежде всего, я была матерью. В то же время я заменяла своим детям отца, так как мой муж Ардал постоянно находился за рубежом. Поэтому мне было очень трудно заниматься музыкой. Когда ко всему этому добавились финансовые трудности, я не могла исполнять ту музыку, которую хотела. Однако, если бы у меня были средства, я бы хотела создавать больше музыки. Оглядываясь назад, я жалею, что не читала и не пела больше денгбежей. Жаль, что в молодости у меня не было тех мыслей о денгбеже, которые у меня есть сейчас. У меня действительно был талант читать денгбежи. Несмотря ни на что, я говорю себе, что я рада, что стала хозан Зозан. В начале борьбы я тронула сердца курдского народа своим голосом и инструментом. Я горжусь тем, что по-своему внесла вклад в эту борьбу».
Негодование Зозан
Утверждая, что она никогда не оставалась в стороне от борьбы своего народа и от музыки, Зозан заявляет, что у нее есть много подготовленных композиций, которые она хочет успеть прочитать и опубликовать в виде клипов в социальных сетях. По словам Зозан, то, что когда Ардал погиб в дорожной аварии, его друзья и товарищи по борьбе не позвонили и не выразили соболезнования, вызвало у нее обиду. Она выражает свои ожидания в тот момент, говоря: «Необходимость дружбы и товарищества заключается в том, чтобы держаться вместе и поддерживать друг друга в трудный день».
Я даю обещание своим товарищам.
Зозан предлагали программы некоторые телеканалы в Турции и Южном Курдистане, но она, не задумываясь, отвергла все эти предложения. Она объясняет причины этого следующим образом: «Если бы я приняла эти предложения, то в финансовом плане могла бы оказаться в другом положении. Но курдский народ знает меня как Зозан из «Кома Берхведан». И я хочу, чтобы так было и впредь. В самый трудный период я взяла имя Зозан. Мы всей семьей заплатили за это большую цену. Я ощущаю свою ответственность. Некоторые из товарищей, с которыми я работала раньше, погибли. Я даю им обещание. Я буду хранить память о них. Я никогда не думала о том, чтобы оставить свой труд и уехать в другое место. Я была Зозан в сердцах курдского народа, и я останусь Зозан этой во имя борьбы и самого курдского народа и впредь. Когда я рассказываю об этом сейчас, это может быть воспринято так, будто я совершала великие дела и теперь повествую о них. Однако то, что я сделала, — ничто по сравнению с теми, кто отдал свои жизни за дело борьбы. Эти достижения были оплачены очень дорогой ценой. Молодые люди должны знать об этом и строить планы на будущее, защищая свое прошлое, изучая его и извлекая из него уроки. Тот, кто не может защитить свое прошлое, не имеет права говорить о будущем. Поэтому я советую всем молодым людям хорошо изучить свое прошлое».
* * *
Герои глазами Зозан
Я спрашиваю Зозан о героях Сафкане, Мизгин, Чии и ее друзьях детства Далиле и Мазлуме Догане, с которыми они вместе работали раньше.
Сафкан: Он был очень хорошо подготовленным и очень сильным человеком во всех отношениях. Он был очень хорошим политиком, музыкантом, поэтом, художником и фольклористом. Он был другом, полноценным во всех отношениях. Он был дружелюбным, ласковым, отзывчивым и очень полезным. Он во всем нас поддерживал. Мой портрет на обложке второй кассеты «Партизана» — это рисунок Сафкана. Он учил нас тому, как мы должны вести себя на сцене, как стоять, как интерпретировать музыку. Он был лучшим среди нас. Мы видели в нем учителя. Он был очень хорошим композитором, играл на многих инструментах. Он читал свои собственные сочинения. В то время не было ни одного товарища, который бы не читал свои сочинения, но Сафкан выделялся. Среди друзей, которых я знаю до сих пор, он занимает особое место в моем сердце. Когда я оглядываюсь назад, я говорю, что он должен был жить.
Мизгин: Она занималась художественным саморазвитием. Она хорошо владела курдским языком. Мизгин также сочиняла музыку. Обычно она исполняла свои собственные композиции. У нее был хороший голос. Она занималась музыкой. Она была неразговорчивым человеком. Обычно она оставалась дома у меня или у моей сестры Гюлер. Несмотря на это, мы не были близки. Она всегда держалась на расстоянии. Если вы не заговаривали с ней первым, она никогда не подходила поболтать. Она много слушала, но мало говорила. Она была сердечным, но замкнутым человеком.
Чия: Чие было 12 лет, когда я вышла замуж. Она была нашей соседкой в Дапе. Она также была моей дальней родственницей. Мы вместе выросли и вместе приехали в Германию. Она с детства интересовалась музыкой. Чия была дружелюбным, послушным, мягким человеком, который никогда никого не обижал. Когда кто-то критиковал ее, она не отвечала, а только улыбалась. Мы вместе учились играть на сазе и вместе развивались в музыке. Она любила сочинять. Мы вместе работали над многими композициями, готовились к программам, вместе выступали на сцене. Она вышла на сцену в возрасте 14-15 лет. Она была музыкально одаренным человеком. В политическом плане она также была очень прогрессивна. Поэтому ее направили на массовую работу. Она работала во многих странах Европы. В каждом регионе, куда она приезжала, наряду с политической работой она вела и культурную.
Мазлум и Далиль Доган: Их дом стоял напротив нашего дома. Их отец Казым и мать Кариба постоянно приходили к нам домой и очень хорошо ладили с моими мамой и папой. Большую часть времени они проводили вместе. Они были очень бунтарской семьей. Мы называли их Мала Шеран (семья львов). Время от времени их голоса доносились до нашего дома. Мазлум не принимал участия в этих спорах. Он был очень тихим и спокойным. Мазлум соответствовал своему имени. Но Далиль был, так сказать, солдатом-бунтарем. Что бы ни было в его сердце, он был весьма прямолинеен. Он высказывал все в лицо. Далиль никогда не мирился с несправедливостью, шел по пути, который знал. Когда он говорил, то без колебаний произносил слова, в которые верил и которые считал истинными. Он никогда не думал о том, что подумает другой человек, будет ли он расстроен или обижен. Он был очень дружелюбным и любил поговорить.
Мой брат-герой Мехмет Хайри узнал о борьбе через Далиля и присоединился к ней благодаря ему. Мехмет и Далиль очень ценили и уважали друг друга. Далиль также интересовался музыкой, он играл на сазе и пел. Он всегда приходил к нам домой. Он был как ребенок в нашем доме.