Героиня Ронахи и её дорога революционного интернационализма
Товарищ Ронахи, партизанка Андреа Вольф, была убита 23 октября 1998 года вместе с 23 своими товарищами в Чатаке.
Товарищ Ронахи, партизанка Андреа Вольф, была убита 23 октября 1998 года вместе с 23 своими товарищами в Чатаке.
Heval (товарищ, как называют своих соратников курды) Ронахи, интернационалистка Андреа Вольф, была убита турецкими военными 23 октября 1998 года вместе с 23 своими товарищами. Их казнили без суда и следствия в Чатаке, на территории Северного Курдистана. Ронахи была уроженкой Германии. Она стала революционеркой и присоединилась к освободительному движению РПК (Рабочая партия Курдистана). В 1996 году она прошла обучение в Академии имени героя Махсума Коркмаза в Дамаске, учась у Абдуллы Оджалана, лидера народа курдов. Получая знания под руководством курдского мыслителя, она лучше поняла суть интернационализма и революционных процессов в Европе и многое узнала об освободительной борьбе курдского народа. Здесь товарищ Ронахи дала слово идти по пути революции, изучая её в каждом аспекте. После этого интернационалистка отправилась в свободные горы Курдистана, где заняла свое место в составе женских отрядов Союза освобождения женщин Курдистана (Yekîtiya Azadiya Jinên Kurdistan, YAJK), которые отстаивали курдские земли в борьбе с оккупантами. 24 года назад она отдала жизнь во имя революции в горах Ботана, обессмертив свое имя.
Андреа родилась в 1965 году в Мюнхене, Германии. С юности она участвовали в антисистемном молодежном движении вместе со своим братом Томом. Молодые люди считали себя панками, не приемлющими капитализм, фашизм и расизм. Они проводили акции против полиции, фашистов и строительных проектов, несущих вред окружающей среде. В 1981 году девушку арестовали. Тогда Андреа провела несколько месяцев в тюрьме, и это не сломило её, но, напротив, побудило к еще более упорной борьбе. Будущая героиня Ронахи стала участницей радикального феминистского движения и организовала множество акций, как легальных, так и нелегальных. На тот момент так называемое автономное движение, в котором состояла Андреа, было широко известно среди немецкой молодежи. В 80-е годы Ронахи участвовала в заметных антикапиталистических акциях и общественных мероприятиях экологов. Её группа вышла на протест против строительства атомной электростанции в Вакерсдорфе; участвовали они и в протесте против расширения зоны аэропорта во Франкфурте (Startbahn West). Во Франкфурте Ронахи работала над созданием женских организаций, которые занимались сквоттерством, занимая пустующие дома, и создавали революционные феминистские центры. Она всегда понимала значимость самообороны и умения постоять за себя и обучалась боевым искусствам. Позже она помогала в этом своим соратникам – от городов Германии до гор Курдистана Андреа преподавала товарищам карате. Когда она состояла в революционных организациях, в ее близком окружении трижды оказывались агенты немецкой секретной службы.
Так она увидела всю суть немецкого государства на собственном опыте и поняла разницу между правдой революционного сопротивления и предательством. В 1987 году, когда Андреа выдали внедрившиеся в её окружение агенты, ей пришлось провести в тюрьме ещё один год. Она поддерживала связь с членами RAF (Фракция Красной Армии) и вела с ними переписку, обсуждая идеологию и актуальные политические темы. Среди товарищей Ронахи знали как убежденного, решительного и радикального человека. После крушения «реального социализма», когда начался распад СССР, левые организации охватил серьезный кризис. Однако, Андреа не прекратила свою деятельность и продолжала выступать с инициативами. Во Франкфурте её группа создала организацию «Нет миру» (полное название – «Нет миру с банками»), борясь за новую революционную антикапиталистическую идентичность. Андреа и её соратники сосредоточилась на акциях саботажа. Они искали новые пути для революции в Германии. Помимо участия в этих нелегальных мероприятиях, Ронахи принимала участие в создании сети поддержки мигрантов, чтобы те имели возможность самообороны от фашистских нападений. В это время, в конце 80-х годов, она узнала об РПК, занимаясь помощью кампаниям против закона о криминализации политических организаций (§129 a) и b)). В 1995 году ей пришлось скрываться из-за ордера на арест, выданного в связи со сфабрикованными доказательствами о её якобы имевшем место участии в акции RAF. Ронахи нередко критиковала немецких революционеров, считая, что в стране назрела необходимость создания новой формы организации. Позже, понимая всю важность деятельности в области интернационализма, она приняла решение уехать в Курдистан. Андреа Вольф покинула Германию в 1996 году.
В своем дневнике она пишет:
«Моя концепция интернационализма изменилась. Прежде мы мыслили схематично: сначала нужно создать движение здесь, а потом искать связи с другими. Но если мы интернационалисты, мы можем и должны делать и то, и другое одновременно. Мы можем участвовать в борьбе на другом конце света, чтобы учиться, потому что наш горизонт не должен ограничиваться национальными границами. Тем более что мы, жители метрополии, можем по-настоящему понять собственную ситуацию, лишь посмотрев на себя чужими глазами».
Героиня Ронахи принимала участие в работе Академии Махсума Коркмаза. Этот период оказал на неё глубокое влияние. Особенно важной для немецких революционеров была жизненная позиция национального лидера курдов Абдуллы Оджалана и его дружба. В своем дневнике Ронахи писала, что никогда в жизни не встречала подобного человека, который, будучи мужчиной, настолько серьезно относился к вопросу женских свобод. Более того, Оджалан прилагал значительные усилия, чтобы помочь эмансипации. Андреа Вольф пишет: «Мужчины стремятся показать, кто они такие, и оказывается, что они всегда «лучше» женщин. Я знаю лишь одного человека, который, будучи мужчиной, действительно заинтересован в нашем освобождении, и это Абдулла Оджалан. Он не только говорит об этом, его интерес находит свое воплощение в его действиях и распоряжениях. Он говорит, что мужчина – это капитализм, а женщина – социализм».
Оджалан вёл множество дискуссий с товарищами-интернационалистами со всего мира. С теми, кто прибыли в академию из Германии, он обсуждал вопросы интернационализма, роль Германии в войне против освободительного движения, формирование немецкой личности и революционные перспективы в Германии. Он спрашивал: «Так поняли ли вы, кто враг?», и товарищ из Германии ответил: «Это империализм, мой лидер».
Оджалан, в свою очередь, ответил на эту реплику, дав интересную оценку, актуальную и на сегодняшний день: «Если смотреть по существу, верно, это империализм. То есть это и твой собственный враг. Фактически, в данный момент мы боремся на 50% против немецкой армии и немецкой буржуазии. Вы должны были сражаться со своими же собственными угнетателями на родине. Вы должны были бороться и победить, но, к сожалению, вы оставили эту задачу мне. Меня, такого бедного человека, вы обременили и этой борьбой. Но мы должны сделать вас частью нынешней войны. Как бы там ни было, мы сражаемся против одного класса вместе. Это очевидно. Вчера я сказал друзьям: «Эта не только курдская война, но ещё и турецкая, и немецкая». (Это цитата из беседы с немецкими товарищами, которые побывали в Академии Махсума Коркмаза, прибыв туда ещё до заговора против Оджалана и до того, как курдский лидер разработал новую парадигму).
Ронахи выучила турецкий язык в академии. Она принимала активное участие в занятиях. Андреа хотела приближения мировой революции, а её товарищи-интернационалисты были примером её первых искр. Чтобы подготовиться к выполнению своих будущих задач, многие из них отправились в горы. Ронахи была среди них; она приступила к партизанской деятельности на практике. Став одной из партизан, молодая женщина постоянно продолжала свои идеологические изыскания и участвовала в дискуссиях, чтобы лучше понять борьбу РПК и идеологию Оджалана. Она делилась с товарищами своими наблюдениями и размышлениями, отправляя письма в Германию. В своих письмах она призывала их принять участие в борьбе в рядах партизан, чтобы изучить философию и опыт РПК и бороться против ориенталистского менталитета, смотрящего на Восток сквозь призму западной культуры:
«Меня часто спрашивают, почему здесь мало немцев/европейцев. Здесь можно получить очень богатый опыт. Это трудно объяснить: предрассудки, взгляды на собственную роль в Германии, еврошовинизм, мужской шовинизм. Здесь им приходится отказываться от своих привилегий и прекращать использовать женщин. У них есть страх перед самими собой, потому что без этой привилегии они – ничто. Но это ничтожество не воспринимается ими как отправная точка для формирования новой идентичности – нет, напротив, они предпочитают бегство от этого осознания. Это старая история, я с ней знакома».
В горах Ронахи обучала своих соратниц, молодых партизанок, преподавая им основы физической подготовки, самообороны и плавание. Она принимала участие в боях против сил ДПК (Демократической партии Курдистана) и настояла на том, чтобы отправиться в Ботан, куда попала в 1997 году. Она знала, что там есть шанс погибнуть, и приняла участие в партизанских операциях, понимая свой долг интернационалиста. Она говорила, что не важно, где именно отдать жизнь, сражаясь ради революции, но нужно знать, за какое дело ты борешься:
«Я увидела убийственную машину империализма и испытала ярость. Почему Турция не прекращает атаковать Курдистан? Конечно, я знаю, почему, но это снова задело меня. Теперь я вижу свое место так: для меня нет разницы, где я сражаюсь. Я могу и погибнуть. Но я знаю, что важно для общего дела».
Ронахи тоже видела противоречия и делала это темой дискуссий с товарищами, всегда желая понять и узнать как можно больше. Она считала, что несет свою долю ответственности за революцию в Курдистане и потому критиковала соратников, если замечала за ними недоработки в повседневной жизни. Она верила в развитие женских отрядов самообороны и системы гендерной борьбы в структуре РПК. Она поняла, что женское освободительное движение, подразумевающее создание автономных женских структур, было прогрессивнее, чем известные ей немецкие организации. Участвуя в феминистском движении на родине, в Германии, она наблюдала, как гендерная борьба велась в основном на индивидуальном уровне между мужчинами и женщинами. Так, каждая женщина старалась сделать «своего парня» лучше, пытаясь таким образом влиять на общую ситуацию. В Курдистане Андреа поняла, что с таким подходом успеха в борьбе с патриархатом не добиться: «Говоря политическим языком, речь идет о том, насколько я верю в нашу силу как женщин, потому что мужчины не откажутся от своих привилегий сами. Это мой опыт, и он такой, какой есть. Кроме Абдуллы Оджалана я не знаю ни одного товарища-мужчины, который был бы всерьез заинтересован в том, чтобы мы, женщины, подняли головы и обрели силу. Достичь этого невозможно, лишь атакуя привилегии в рамках личных отношений, тем более, когда нет других сфер, где идет борьба с этим противоречием».
Героиня Ронахи стала одним из маяков, указывающих путь нам, интернационалисткам и интернационалистам. РПК была интернационалистской организацией с самого начала. Первые соратники, начавшие создавать группу вокруг Абдуллы Оджалана, Хаки Карер и Кемаль Пир, были турками. В своих работах Оджалан всегда связывал революцию в Курдистане с мировой революцией и трудился, чтобы найти выход для народов всего мира. Ронахи поняла это и потому стремилась помочь развитию революции в Германии. Она остается примером для нас и сегодня.
Один из друзей описал ее так: «Ронахи – наш полный жизни товарищ, всегда стремящаяся идти дальше. Она всегда боролась с расслабленностью, бессмысленностью, была нетерпелива к недостаткам у себя и других. Она начинала искать практические решения. Она занимала сторону угнетенных». Будучи немкой, она подходила к курдской освободительной борьбе с уважением, в то же время не отказываясь от своей радикальности, собственного предыдущего опыта и критичности. Она участвовала в работе, отдавая ей все свои силы, и воспринимала революцию в Курдистане как свою собственную борьбу.
Ее вера в РПК была крепка: «Я не хочу впадать в идеологические рассуждения, говоря, что все должны присоединиться (к освободительной борьбе) и что это единственный путь. Но, с одной стороны, мне грустно, когда близкие мне товарищи не разделяют этого понимания (...). Я еду туда потому, что считаю их принципы и ценности истинными и не знаю другого места, где эти принципы воспринимают, как стандарт для каждого, и применяют на практике».
«Я не знаю – не желая заниматься пропагандой, – никакого другого движения, которое было бы менее догматичным, чем РПК, хотя мы и можем сказать, что оно авторитарно. Но что может быть авторитарнее революции? И во-вторых, я не знаю другого движения, которое действительно реализует цели освобождения женщин».
В своих наблюдениях Ронахи постоянно размышляла о необходимости революции в Германии о том, как она может развиваться, как должны выглядеть отношения между организациями, ведущими борьбу в горах и в метрополии. В своем последнем опубликованном письме к товарищам она ясно обозначила, что Курдистан – это не место бегства, а поле для поиска решений организационных проблем, существующих в Европе: «Таким образом, связь с ними [РПК] – это не только «убежище для тех, чье существование не удалось», но и реальный шанс найти решение. Я убеждена, что вы могли бы многое изменить благодаря накоплению опыта, знаний, историй, которыми делитесь в вашей группе, когда вы собираетесь вместе. Это касается также вопросов организации и разработки перспективы для Европы. Я просто хотела, чтобы вы обдумали это еще раз».
Ронахи получила свой позывной в честь павшей героини Ронахи (Бедрие Таш), которая совершила самосожжение в Германии на Науроз в 1994 году вместе с героиней Бериван (Нилгун Йылдырым). Эта акция была направлена против запрета РПК и курдской освободительной борьбы немецкими властями, из-за которого многие товарищи оказались в тюрьмах. Приняв это имя, героиня Ронахи приняла и продолжила дело своих предшественниц, Таш и Йылдырым. Так она напомнила, что властям Германии и Турции не удастся разделить народы, стремящиеся к свободе, и что атаки против РПК вызвали негодование и побудили к сопротивлению другие народы по всему миру. Ронахи стала партизанкой, будучи немецкой революционеркой, и помогла распространению огня сопротивления курдского народа. И потому заговор, реализованный в том же году, и вся политика изоляции против Оджалана и РПК не возымели успеха. В 2013 году, во время процесса мирного урегулирования между Абдуллой Оджаланом и турецкими властями, несмотря на попытки Турции помешать инициативе, в деревне Келахере в районе Шах был установлен мемориальный камень в память об Андреа Вольф. С тех пор это место напоминает о павшей героине Ронахи. Турецкие ВВС разбомбили это место в 2015 году, пользуясь технологиями и финансовой поддержкой Германии.
Ронахи видела войну в Курдистане, видела самолеты и другие средства вооружений, которое производится в Германии.
Она считала необходимостью создания широкого антимилитаристского движения, которое могло бы повлиять на ситуацию и остановить производство и торговлю оружием до того, как это оружие будет использовано для расправы над курдским населением:
«Я бы хотела, чтобы в метрополии возникли движения, которые начнут борьбу с этой войной и сделают ее невозможной. Просто прекратить поставки [вооружений] – это было бы уже что-то. Нужно движение бойцов, которое сможет парализовать военную машину».
Этот анализ героини Ронахи полностью актуален и сегодняшний день. Страны Запада по-прежнему поставляют оружие в Турцию и на Ближний Восток. Эти средства ведения войны используются для геноцида. Запрещенное химическое оружие уже тысячи раз применили в горах Курдистана. Турция получает его от западных стран, а немецкое государство и страны НАТО фактически участвуют в истреблении курдов. На прошлой неделе были опубликованы личные данные еще 17 партизан, чьи жизни оборвались в результате применения подобных БОВ. Мир игнорирует эти преступления против человечности. 26 сентября два бойца, героини Сара Толхилдан и Рукен Зелал, провели партизанскую операцию против турецких полицейских в городе Мерсин, Северном Курдистане, чтобы народ пробудился и обратил внимание на неописуемую жестокость режима. НСС (Народные силы самообороны Курдистана) даже сочли необходимым опубликовать видео, на котором их товарищи умирают, пострадав от воздействия химического оружия. Решение вынести подобные кадры на всеобщее обозрение было принято, чтобы подтолкнуть ответственные организации наконец-то принять меры по этому поводу. Мы должны помнить и понимать наследие героини Ронахи:
Необходимо, чтобы мы, интернационалисты, товарищи курдского движения, начали действовать и остановили эту грязную войну против партизан в горах. Они – наш гарант свободы, и мы обязаны бороться бок о бок с ними, поддерживая их и используя все доступные нам средства. Мы должны рассказывать всем, кого мы знаем, о сотрудничестве Запада и Турции и соучастии западных стран в сегодняшних массовых убийствах. Пишите журналистам и политикам, которых вы знаете, выходите на улицы и организовывайте акции протеста. Необходимо приложить усилия, дабы наши действия были централизованными и успешными. Мы не вправе останавливаться до тех пор, пока с применением химического и прочего запрещенного оружия в Курдистане не будет покончено навсегда.
Дневник Андреа Вольф, опубликованный на немецком языке, можно прочитать здесь