По словам людей, знакомых с ситуацией, Египет рассматривает возможность проведения президентских выборов до конца 2023 года, т.е. раньше, чем ожидалось, поскольку североафриканская страна с населением 105 млн. человек борется с самым тяжелым за последние годы экономическим кризисом.
Согласно обсуждаемым планам, регистрация кандидатов начнется в октябре, а голосование пройдет в начале декабря, говорят люди, попросившие не называть их имен. Эти сроки отражают текущую ситуацию и могут измениться.
Хотя официальная дата не объявлена, государственные СМИ Египта обычно упоминают о проведении голосования в 2024 г., когда истекает срок полномочий президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. 68-летний лидер, впервые избранный в 2014 г., еще не сказал, будет ли он баллотироваться в третий раз, но, судя по многочисленным прогнозам, он должен победить.
Выборы проходят в условиях, когда самая густонаселенная страна Ближнего Востока погрузилась в экономический водоворот, в результате которого инфляция достигла рекордного уровня, а миллионы египтян вынуждены бороться за существование. В прошлом году власти страны согласовали с Международным валютным фондом пакет мер по спасению экономики в размере 3 млрд. долл.
Каким бы предрешенным ни был исход президентского голосования, подвергание правительства общественному осуждению в этом году может затруднить проведение реформ, требуемых МВФ, включая создание действительно гибкого валютного режима. Вашингтонский кредитор настаивает на этом шаге, а также на продаже широкого спектра государственных активов, прежде чем он подпишет отложенный обзор программы и выделит второй и третий транши кредита.
С начала 2022 г. Египет трижды девальвировал фунт стерлингов, в результате чего он потерял почти половину своей стоимости по отношению к доллару. Однако страна по-прежнему испытывает острую нехватку иностранной валюты.
На официальном рынке египетский фунт уже несколько месяцев держится на стабильном уровне – около 30,9 за доллар, однако на черном рынке он торгуется примерно на 20% слабее – около 39,5, что подчеркивает нехватку долларов. Сиси в июне предупредил, что страна не сможет больше терпеть ослабление фунта.
В последние недели появились признаки того, что Египет готовится к голосованию.
В августе Национальное управление по выборам созвало совещание по вопросам, так называемой, материально-технической подготовки и специальных мероприятий для проведения голосования, заявив, что график будет объявлен «в ближайшее время». В том же месяце альянс из 40 политических партий объявил, что они поддерживают Сиси, претендующего на третий срок. На улицах и мостах Каира стали появляться баннеры некоторых партий, провозглашающие их поддержку президента на выборах.
Согласно конституции Египта, избирательный процесс должен начаться не менее чем за 120 дней до окончания срока полномочий действующего президента. Результаты выборов должны быть объявлены не менее чем за 30 дней до их окончания.
Эль-Сиси занял свой пост через год после того, как возглавил поддержанное военными народное восстание, в результате которого был свергнут его предшественник-исламист Мохаммед Мурси. В 2018 году он выиграл второй срок после того, как все серьезные соперники либо ушли, либо были дисквалифицированы. Его соперником в последний момент стал его же ярый сторонник, набравший менее 4% голосов.
В 2019 году парламент Египта подавляющим большинством голосов одобрил поправки к конституции, в том числе одну из них, позволяющую Сиси оставаться у власти до 2030 года. Поправка, увеличивающая президентский срок до шести лет с четырех, была одобрена египетскими избирателями на «референдуме».
Хотя под руководством этого офицера, ставшего президентом, в Египте были выделены значительные средства на развитие инфраструктуры и строительство доступного жилья, критики утверждают, что инвестиции в сферу общественных услуг значительно отстают от необходимого уровня, и ставят под сомнение целесообразность показательных мегапроектов правительства страны.
В июне президент Египта предупредил о последствиях роста цен, вызванного девальвацией валюты, заявив, что 105-миллионная страна не сможет долго терпеть повышение цен.
Когда влияние валютного курса сказывается на жизни египтян, правительство не может игнорировать это, заявил Абдель Фаттах эс-Сиси на конференции в Александрии.
«Мы не сидим на месте, – сказал Сиси. – Будьте внимательны, иначе это приведет вас к невообразимому кризису».
Высказывания президента стали одними из самых сильных, когда он говорил о кризисе, с которым столкнулся один из крупнейших в мире импортеров пшеницы. С начала прошлого года власти уже трижды девальвировали валюту при поддержке Международного валютного фонда, и аналитики ожидают четвертого такого шага в ближайшие месяцы.
Девальвация и обещание перейти к плавающему обменному курсу были вызваны нехваткой долларов после того, как за несколько недель из страны утекло более 20 млрд. долл. Это привело к резкому росту цен и оказало давление на граждан самой густонаселенной страны арабского мира, 70 млн. из которых получают субсидированные товары. (Согласно данным издания El Economista почти половина населения страны, насчитывающей более 100 миллионов человек, живет за чертой бедности. В будущем эти люди столкнутся с перспективой дальнейших осложнений с учетом безудержной инфляции и роста дороговизны, – прим).
Египет согласовал программу кредитования МВФ на сумму 3 млрд. долларов, однако МВФ настаивает на предварительном прогрессе в проведении обещанных реформ, включая продажу государственных компаний.
Кроме того, до сих пор не поступили миллиарды долларов, обещанные арабскими странами Персидского залива.
Тем временем, Страны Персидского залива ведут жесткую игру по поводу выделения миллиардов на спасение Египта
Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ пообещали инвестировать более 10 млрд. долл. Египетская экономика испытывает острую потребность в иностранной валюте.
Но страны Персидского залива ждут большей определенности с валютой Египта и доказательств того, что он проводит глубокие экономические реформы, прежде чем приступить к выделению миллиардов долларов критически важных инвестиций.
Богатые энергоресурсами союзники, в том числе Саудовская Аравия и Катар, выделили более 10 млрд. долл. для североафриканской страны, нуждающейся в иностранной валюте и выставившей на продажу пакеты акций ряда государственных компаний. Однако до сих пор материализована лишь часть этих средств, поскольку чиновники стран Персидского залива внимательно следят за курсом фунта, который за последний год подвергся трем девальвациям, как говорят люди, знакомые с этим вопросом.
Страны Персидского залива также хотят убедиться в том, что североафриканское государство серьезно относится к реформам, которые оно обещало провести Международному валютному фонду, чтобы получить пакет мер по спасению экономики в размере 3 млрд. долл. Основные изменения предполагают сокращение участия государства и военных в экономике и обеспечение большей прозрачности финансов государственных предприятий и не котирующихся на бирже компаний.
В прошлом месяце МВФ заявил, что обеспечение финансирования из стран Персидского залива является «критически важным» для Египта, чтобы преодолеть дефицит финансирования в размере около 17 млрд. долл. в ближайшие несколько лет.
Египет, экономика которого оценивается в 400 млрд. долларов, является одним из крупнейших в мире импортеров пшеницы. Он испытывает все большее давление от шока, вызванного конфликтом на Украине, в результате которого резко выросли цены на продовольствие и топливо. Любая значительная задержка в финансировании, скорее всего, приведет к углублению экономического кризиса и усилит давление на фунт.
Страны Персидского залива берут на себя обязательства не только из соображений благотворительности. Исторически сложилось так, что Египет – самое густонаселенное государство Ближнего Востока – является стержнем для поддержания регионального порядка и жизненно важен для энергетических и торговых путей.
Однако, переговоры между Саудовской Аравией и Египтом о покупке каирского банка United Bank уже зашли в тупик из-за разногласий по поводу оценки стоимости сделки, сообщило в среду агентство Bloomberg. По словам собеседников агентства, дикие колебания обменного курса затрудняют оценку активов, поэтому некоторые сделки могут занять больше времени, чем предполагалось вначале. Власти обещали ввести гибкий курс, в то время как резкие падения фунта сменялись длительными периодами стабильности.
«Выжидательная позиция международных инвесторов может оказать дополнительное давление на египетский фунт. Ситуация может перекинуться на египетский долг, поскольку нехватка средств и ослабление валюты увеличивают бремя обслуживания внешних заимствований», – говорит Зиад Дауд, экономист, специалист по развивающимся рынкам.
Когда в прошлом году Египту потребовалась срочная помощь, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты разместили в центральном банке Египта 13 млрд. долл. Но стране нужны не столько помощь, сколько прямые иностранные инвестиции. Поэтому в течение следующего года предлагается продать акции 32 государственных компаний, в том числе трех кредиторов.
Министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед аль-Джадан заявил недавно, что его страна будет продолжать рассматривать инвестиционные возможности в Египте, однако это свидетельствует об изменении подхода Саудовской Аравии к оказанию финансовой помощи странам, когда помощь обуславливается обещаниями перестроить их экономику. Это изменение может иметь последствия и для других стран региона – от Ливана до Турции.
В прошлом году Катар начал серьезные переговоры об инвестировании около 2,5 млрд. долл. в государственные пакеты акций компаний, включая Vodafone Egypt, крупнейшего оператора мобильной связи в стране. По словам собеседников, переговоры с Qatar Investment Authority продолжаются, и они изучают множество возможностей. По словам двух собеседников, размер сделки будет иным, поскольку оценка активов изменилась после последней девальвации валюты в январе.
В прошлом году суверенный фонд Саудовской Аравии приобрел государственные пакеты акций четырех египетских компаний, котирующихся на бирже, на сумму 1,3 млрд. долларов, а фонд ADQ, принадлежащий Абу-Даби, договорился о сделке на сумму 2 млрд. долларов, которая включала покупку около 18% крупнейшего египетского кредитора – Международного коммерческого банка. Державы Персидского залива, которые предоставляли денежные вклады и нефть во время предыдущих кризисов, теперь, похоже, намерены увидеть ощутимую отдачу от инвестиций.
Это может привести к расширению их участия в частном секторе Египта, который давно жалуется на недобросовестную конкуренцию со стороны государственных предприятий, особенно военных, что сдерживает масштабные иностранные инвестиции. Признаки сдвига наметились в конце 2019 г., когда президент Абдель Фаттах ас-Сиси предложил осуществить эпохальную продажу ряда компаний, принадлежащих армии, чьи коммерческие интересы простираются от производства строительных материалов до пищевой, горнодобывающей и нефтехимической промышленности.
МВФ заявил, что поддерживает эту инициативу, установив такие руководящие принципы, как предоставление финансовых отчетов государственных компаний министерству финансов. Однако организация предупредила, что изменения «могут встретить сопротивление со стороны заинтересованных сторон».
Представители египетского фонда национального благосостояния провели «роуд-шоу» в странах Персидского залива и обсудили потенциальные инвестиционные возможности с некоторыми странами, включая Кувейт и Оман. Но, по словам двух человек, знакомых с ситуацией, Египту также необходимо объяснить своему населению преимущества иностранных инвестиций в плане повышения рентабельности и открытия новых экспортных рынков. Это поможет снять обеспокоенность местного населения по поводу продажи государственных активов.