В начале 2000-х годов американские чиновники рассматривали Йемен исключительно как место, где у них появилась проблема — необходимость борьбы с терроризмом «Аль-Каиды», — которую необходимо решить. Затем, в 2015 году, речь зашла об Иране и о том, как Соединенным Штатам восстановить отношения с Саудовской Аравией. Теперь речь идет о хуcитах и угрозе, которую они представляют для торгового судоходства в Красном море и вокруг него.
Каждый раз, как утверждает Александра Старк в книге «Йеменская модель», Соединенные Штаты предпочитали сосредоточиться на симптомах, а не на первопричине. Результат — постоянно возникающая череда проблем, которые им не удается решить.
В 2000-х и 2010-х годах сосредоточенность на проблеме терроризма привела к тому, что Соединенные Штаты отодвинули на задний план более системные вопросы, связанные с коррупцией и династическим правлением, которые впоследствии разрушили Йемен. Совсем недавно настойчивое стремление рассматривать Йемен только как часть иранской проблемы привело к тому, что Соединенные Штаты не замечали бомбардировок, а порой и способствовали их проведению и нарушениям прав человека со стороны возглавляемой Саудовской Аравией коалиции. Такие действия только укрепили власть хуситов.
После нескольких лет ошибок два игрока, на которых Соединенные Штаты полагались в решении предыдущих проблем с «Аль-Каидой»* и Ираном, не хотят или не способны помочь Соединенным Штатам справиться с хуситами. Али Абдулла Салех, бывший президент Йемена, который был партнером США по борьбе с терроризмом в 2000-х годах, казнен хуситами в 2017 году. Саудовская Аравия, которая вошла в Йемен в 2015 году с целью вытеснить хусистов из Саны, сейчас настолько истощена этим конфликтом, что делает все возможное, чтобы уйти из Йемена, и отказывается присоединиться к возглавляемым США операциям против хуситов. Все это означает, что Соединенные Штаты остались без местных партнеров в Йемене и региональных партнеров на Ближнем Востоке, которые готовы помочь им справиться с проблемой [проиранских] повстанцев — хуситов.
Для Соединенных Штатов эта угроза начинается и заканчивается нападениями хуситов на коммерческие суда. Все остальное не имеет значения. Первоначально, в ноябре и декабре 2023 года, США, опасаясь очередного открытого конфликта на Ближнем Востоке, заняли исключительно оборонительную позицию. Основываясь на идее защиты от ракетных ударов, они начали операцию Prosperity Guardian для сопровождения и защиты судов в Красном море. В середине января, когда стало ясно, что этого недостаточно, Соединенные Штаты перешли к подходу «сдерживания и ослабления» в рамках операции Poseidon Archer.
За последние пять месяцев атаки хуситов то ослабевали, то усиливались, но они не прекращались. Это говорит о том, что, как утверждают некоторые аналитики, сейчас появилась «новая норма». Судоходные компании продолжают избегать Красного моря, перенаправляя перевозки вокруг южной части Африканского Рога, что увеличивает время, затраты и расход топлива.
Еще большее беспокойство в Вашингтоне вызывает то, что риторика и оперативный охват хуситов продолжают расти. В марте группировка угрожала нанести удар по кораблям в Индийском океане, а в апреле выполнила свою угрозу, выпустив ракеты по кораблям в этом регионе. В начале мая хутисты добавили в список своих целей Средиземноморье, заявив, что будут атаковать суда, направляющиеся в израильские порты. Смогут ли они реализовать эту свою последнюю угрозу, еще предстоит выяснить, но, как заявила 2 мая в Конгрессе директор национальной разведки США Аврил Хейнс, угроза хуситов «будет оставаться активной в течение некоторого времени».
Последние семь месяцев прояснили две вещи. Во-первых, угроза для торгового судоходства и свободы навигации не исчезнет. Это будет справедливо независимо от того, будет ли прекращение огня в Газе или нет — джинн вырвался из бутылки, и сдержать его будет очень трудно. Во-вторых, у Соединенных Штатов нет хорошего набора инструментов для противодействия угрозе со стороны хуситов. Как заявил Хейнс в Конгрессе, действия США «были недостаточными, чтобы действительно остановить хуситов, заставив их отказаться следовать по этой дороге». Возникает вопрос, ставший ключевым: как Соединенные Штаты могут справиться с такой долгосрочной и устойчивой проблемой, как нападения хуситов на торговые суда?
Ответ, как следует из новой книги Старка, заключается в том, что Соединенным Штатам необходимо выйти из состояния, когда они лишь реагируют на возникающие проблемы, и перестать бороться только с симптомам. Хути — это не проблема; они — следствие фундаментальных проблем Йемена, таких как коррупция, бедность и низкие образовательные возможности.
Для многих политиков в Вашингтоне, которые устали от Ближнего Востока и готовы сосредоточиться на китайском вызове, такой ответ не подходит. По их мнению, Соединенные Штаты потратили слишком много лет, слишком много денег и слишком много жизней на Ближнем Востоке, чтобы снова втягиваться в конфликты, которые они не могут выиграть. Другие скажут, что проблемы Ближнего Востока настолько масштабные и сложные, что их вообще нельзя решить, можно только управлять ими. И те и другие могут оказаться правы, но альтернативы для американцев еще хуже.
За 24 года, прошедших с момента нападения «Аль-Каиды» на американский корабль «Коул», Соединенные Штаты потратили огромные деньги на Йемен и нанесли множество ударов, но к чему это привело? Проблемы безопасности в стране не исчезли — они просто трансформировались и приобрели другое лицо. Вчера проблемой была «Аль-Каида», сегодня — «Хуситы». Разница для Вашингтона лишь в том, что теперь у Соединенных Штатов меньше партнеров и возможностей.
Решить коренные проблемы Йемена будет нелегко, это не быстрая и не дешевая задача, поэтому никто и не пытается. Соединенные Штаты не могут и не должны пытаться сделать это в одиночку. Однако они способны сыграть ведущую роль в этом регионе. У США, их союзников и партнеров есть два варианта. Они могут попытаться сделать что-то грандиозное и хорошее или поступить так, как они всегда поступают: лечить симптомы и надеяться, что проблема больше не вернется. Последний вариант США выбирают почти всегда, но именно он и привел Вашингтон в затруднительное положение, в котором он находится сегодня, пытаясь найти способ защитить коммерческое судоходство по ключевой водной трассе.
Если Соединенные Штаты снова пойдут по этому пути, им следует ожидать тех же результатов: больше проблем и меньше инструментов для их решения.