Под сенью войны: Израиль и Хезболла
Усиливая атаки на севере, Израиль, возможно, стремится спровоцировать «Хезболлу» на непропорциональный ответ, оправдывая более жесткий и продолжительный военный ответ Израиля и, по сути, продлевая войну в Газе.
Усиливая атаки на севере, Израиль, возможно, стремится спровоцировать «Хезболлу» на непропорциональный ответ, оправдывая более жесткий и продолжительный военный ответ Израиля и, по сути, продлевая войну в Газе.
С начала войны между Израилем и Хамасом в Газе 7 октября 2023 года «Хезболла» (союзник ХАМАС по т.н. «Оси сопротивления» — коалиции Ирана и его союзников — прим.) проявляла значительную сдержанность в ответ на израильские атаки на свои позиции в Ливане.
Однако усиление израильских бомбардировок южного Ливана, целенаправленные убийства командиров среднего звена «Хезболлы» и недавние сообщения о покушениях на жизнь политических и административных деятелей «Хезболлы», похоже, свидетельствуют о стремлении премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху к эскалации сдерживаемого до сих пор, хотя иногда и вспыхивающего, конфликта на севере страны, возможно, как способ продления и расширения войны в Газе.
Это затягивание войны, похоже, служит цели продления жизни израильского коалиционного правительства, как признал президент Джозеф Р. Байден-младший в интервью журналу Time 4 июня.
Хотя Нетаньяху распустил свой военный кабинет 17 июня после ухода лидера оппозиции (и бывшего начальника штаба Армии обороны Израиля) Бенни Ганца, крайне правое коалиционное правительство Нетаньяху остается у власти. Расширение войны может быть даже направлено на то, чтобы спровоцировать «Хезболлу» на непропорциональный ответ, спровоцировать конфликт с Израилем, который потенциально может втянуть Соединенные Штаты в конфликт против «Хезболлы» на стороне Израиля.
Полномасштабный военный конфликт на севере также поддерживает правительство Нетаньяху, наиболее правые элементы которого призывают к вторжению в Южный Ливан.
Готово ли руководство Исламской Республики Иран разрешить «Хезболле» нанести мощный ответный удар по Израилю в целях сдерживания, как это сделал сам Иран 13 апреля, совершив прямое нападение на Израиль? Или Тегеран будет сдерживать ливанское ополчение, опасаясь уничтожения «Хезболлы» Израилем, возможно, при поддержке Соединенных Штатов?
Сообщения арабо- и персоязычных СМИ свидетельствуют о значительном увеличении потерь «Хезболлы» в период с 1 по 17 июня. С 8 октября 2023 года по 17 июня 2023 года это ливанское (шиитское и проиранское — прим) ополчение потеряло 341 бойца в результате израильских бомбардировок, в среднем по девять бойцов в неделю. Из общего числа потерь с октября прошлого года погибли 11 человек, которых СМИ «Хезболлы» называют «командирами», первый из них погиб в январе, в среднем по два командира в месяц. Талиб СамирАбдалла, как сообщается, самый важный командир, убитый на данный момент, был убит в результате целенаправленной атаки 12 июня.
Более удивительно то, что в последнее время Израиль пытался убить политических и административных деятелей. По сообщениям, 13 июня Израиль нанес удар по временной резиденции Хашима Сафи аль-Дина, главы Исполнительного совета «Хезболлы», который считается вторым лицом в руководстве «Хезболлы». Он также является тестем Зейнаб Сулеймани, дочери покойного главы Сил Кудс генерал-майора Касема Сулеймани. Сафи аль-Дин, судя по всему, выжил после нападения, так как Моджтаба Амани, посол Ирана в Бейруте, в своем сообщении на сайте X, ранее известном как Twitter, отверг предположения о «мученической смерти чиновников «Хезболлы«» как «сфабрикованные слухи».
«Хезболла» не оставляет израильские удары без ответа. С октября 2023 года «Хезболла» и Израиль обмениваются огнем, что привело к перемещению неизвестного числа гражданских лиц в южном Ливане и не менее 60 000 израильтян в северной части Израиля.
В ответ на убийство Абдаллы «Хезболла», как сообщается, активизировала свои атаки на север Израиля. По данным Армии обороны Израиля, эти атаки не причинили особого вреда. Тем не менее, в ответ Израиль усилил свои атаки на позиции «Хезболлы», что увеличило риск распространения войны в Газе на Ливан.
Хотя иранское политическое и военное руководство склонно использовать «Хезболлу», чтобы отвлечь внимание Армии обороны Израиля от Газы, Тегеран, похоже, не заинтересован в тотальной войне между «Хезболлой» и Израилем, которая может спровоцировать военное вмешательство США в конфликт. Средства массовой информации Корпуса стражей исламской революции, такие как Mashregh News, продолжают подчеркивать размеры и эффективность ракетного арсенала «Хезболлы», утверждая, что он эффективно сдерживает израильское вторжение в Южный Ливан. Второй командующий «Силами Кудс» (силы специальных операций КСИР Ирана, предназначенные для секретных действий за пределами страны — прим.) бригадный генерал Мохаммад Реза Фаллахзаде, похоже, с этим согласен. На церемонии, посвященной памяти мучеников ирано-иракской войны 1980-88 годов, Фаллахзаде заявил, что «враг не достиг ни одной из своих целей», а «сионистский режим был ослаблен операцией «Потоп Аль-Акса«» (вторжение ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года — прим.).
Если Израиль, вопреки ожиданиям КСИР, вторгнется в Южный Ливан — в повторении войны 2006 года — с целью «уничтожить» «Хезболлу», реакция Ирана будет зависеть от эффективности обороны «Хезболлы» и участия Соединенных Штатов. Возможные несколько вариантов.
Если «Хезболле» удастся пережить израильское вторжение, а Байден не будет втягивать США в войну, учитывая предстоящие в ноябре президентские выборы, Иран может не почувствовать необходимости в прямом участии. Однако если «Хезболла» столкнется с экзистенциальной угрозой со стороны Израиля или, возможно, объединенных сил Израиля и США, Иран, скорее всего, вмешается, чтобы обезопасить своего ливанского прокси и союзника в попытке защитить ракетный арсенал «Хезболлы». Уничтожение этого арсенала лишит Иран важнейшего средства сдерживания против потенциальных израильских бомбардировок его ядерных объектов.