Шестипартийный оппозиционный альянс Турции заявил в четверг, что «достиг общего понимания» по кандидату, который бросит вызов президенту Реджепу Тайипу Эрдогану на решающих президентских выборах в Турции в мае, но отложил официальное объявление о том, кто это будет, до следующей недели.
Кандидатом, скорее всего, станет лидер основной оппозиционной партии РНП (Республиканская народная партия) Кемаль Киличдароглу, которого поддерживают так же пять других партий, входящих в оппозиционную платформу. Камнем преткновения, похоже, является правая Хорошая партия (ХП), вторая по величине партия в коалиции, которая не совсем уверена в том, что Киличдароглу – именно тот человек, который сможет победить Эрдогана. Мераль Акшенер, лидер ХП, на момент написания этой статьи находилась на встрече с членами своей партии.
«Мы достигли общего понимания по кандидату в президенты и по дорожной карте переходного процесса», – говорится в совместном заявлении оппозиции. В нем так же указано, что его авторы сделают «окончательное заявление» по этому вопросу в понедельник.
В загадочном заявлении «Стола шести», объединяющего Республиканскую народную партию (РНП) и ХП с Партиями Будущего и DEVA – отколами от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), а так же с Демократической партией (либералы – прим.) и происламистской Партией Счастья, говорится, что лидеры договорились об общем кандидате и плане действий на выборах. Заявление добавляет, что шесть лидеров соберутся в понедельник, чтобы сделать официальное заявление после того, как проинформируют свои партийные органы в выходные.
Решение «шестерки» о едином кандидате, которого ждали несколько месяцев, было принято после того, как Эрдоган заявил, что он будет придерживаться даты 14 мая для проведения решающих двойных выборов президента и парламента Турции. Заявление президента, сделанное в среду, положило конец спекуляциям о переносе выборов после разрушительных землетрясений, которые опустошили одну седьмую часть Турции и затронули жизни более 13 миллионов человек.
Землетрясения также нарушили планы оппозиции объявить о едином кандидате в президенты в середине февраля. Но многие эксперты считают, что задержка произошла по вине Акшенер, которая тянула время, потому что считала, что Киличдароглу вряд ли сможет привлечь правых избирателей и выиграть у Эрдогана. Другие считают, что Акшенер просто торговалась за важнейшие позиции для своей партии в случае победы. Акшенер неоднократно заявляла, что хочет стать премьер-министром после возвращения Турции к парламентской системе.
Проправительственные СМИ и члены правящей ПСР Эрдогана настойчиво подчеркивали, что на «Столе шести» царит беспорядок. Они даже утверждали, что коалиция находится на грани развала. Оппозиционная платформа так и не смогла выступить единым блоком в ответ на землетрясение, и в итоге каждый лидер совершал турне по региону отдельно.
«Несмотря на заявления о разногласиях, мы работаем слаженно, – сказал Киличдароглу, лидер РНП, в интервью журналистам в начале этой недели. – Есть разногласия, но мы решаем проблемы цивилизованно».
Опрос Metropoll, проведенный в декабре, показал, что Киличдароглу увеличил свою популярность и, скорее всего, выиграет у Эрдогана второй тур голосования с перевесом в 4%.
Поклонники Киличдароглу хвалят его за сбалансированное, безэмоциональное руководство, отмечая, что бывший бюрократ проявил проницательность и обеспечил свое политическое долголетие после того, как принял бразды правления от Дениза Байкала, своего предшественника-макиавеллиста, который ушел в отставку из-за секс-скандала в 2010 году. В 2017 году Киличдароглу бросил вызов Эрдогану, организовав 20-дневный «Марш справедливости» в знак протеста против усиления правительственных репрессий (оно последовало после неудачной попытки военного переворота 2016 года).
Под руководством Киличдароглу на местных выборах 2019 года РНП вырвала из рук правящей партии муниципалитеты столицы, Анкары, и главного торгового центра страны, Стамбула. В обоих городах РНП обратилась к избирателям с кандидатами – «темными лошадками». Ими стали Экрем Имамоглу, застройщик из Черноморского региона, который начал свою политическую жизнь в правоцентристской партии, и Мансур Яваш, адвокат, который ранее был членом Партии националистического движения (ПНД). В 2022 году Киличдароглу стал движущей силой создания «Стола шести».
Его критики утверждают, что любой из двух мэров – огненный и взрывной Имамоглу или медлительный, но надежный Яваш – был бы лучшим выбором, поскольку оба показали лучшие результаты, чем Киличдароглу, в опросах Metropoll. В частности, Акшенер, чья партия, как ожидается, наберет 10% голосов, похоже, отдала предпочтение Явашу, который больше понравится ее правонационалистическому электорату. На встрече в четверг Акшенер, как сообщается, упомянула этих двух мужчин в качестве возможных кандидатов.
Но Киличдароглу, похоже, стремится выдвинуть свою кандидатуру. В выходные парламентская группа РНП одобрила Киличдароглу «с полными полномочиями и поддержкой» для определения кандидата в президенты от имени партии. Перед землетрясением Киличдароглу заявил, что «Кемаль-бей» («господин Кемаль» по-турецки – насмешливое обращение Эрдогана к лидеру оппозиции) находится на пути к власти. Эрдоган ответил с редкой для него английской иронией. «Его лозунгом должно было бы стать «пока-пока, Кемаль», – сказал президент, отбросив все шансы на победу оппозиции на выборах.
«Вперед, Кемаль-бей, вперед», – написал в своем твиттере Селахаттин Демирташ, бывший сопредседатель прокурдской Демократической партии народов (ДПН), который с 2016 года находится в тюрьме по обвинению в терроризме. После того как его твит был истолкован как поддержка его партией кандидатуры Киличдароглу, он постарался прояснить свои высказывания. «Я не хотел поддержать какого-либо кандидата или альянс, – сказал он. – Я имел в виду, что все политические альянсы должны объединиться, чтобы помочь людям в регионе... и что Киличдароглу может сыграть ведущую и объединяющую роль».
То, как ДПН и ее Альянс труда и свободы проголосуют на президентских и парламентских выборах, может стать решающим фактором в гонке двух лошадей. Они, скорее всего, поддержат Киличдароглу, который является алевитом из Дерсима, но не [турецкого националиста] Яваша. Согласно нескольким опросам, ДПН может получить от 8% до 12% голосов, если ее не запретят до выборов.
Альянс уже объявил о своей программе из 2 300 пунктов, призванной стереть печать Эрдогана с турецкой политической системы. Они обещают возвращение к парламентской системе, которая в 2017 году была заменена на систему исполнительного президентства. Программа оппозиции ограничивает пребывание президента у власти семилетним сроком и делает нового премьер-министра, наделенного полномочиями, подотчетным законодателям.