Напряженность между Ираном и Израилем растет с каждым днем

Президент Джо Байден вступил в должность, и Нетаньяху теперь наблюдает, как рушатся все его планы и надежды в отношении ядерной сделки с Ираном.

То, что началось в полной тишине, на экранах радаров или в море, быстро превращается в жестокое, опасное столкновение, привлекающее внимание средств массовой информации. Израиль и Иран приоткрывают завесу над своим военным конфликтом, но никто не выглядит слишком обеспокоенным.

На следующий день после нападения 6 апреля в Красном море на иранское военное судно MV Saviz, приписываемого израильским военно-морским коммандос, премьер-министр Биньямин Нетаньяху сделал удивительное заявление на церемонии, посвященной Дню памяти жертв Холокоста: «Нашим добрым друзьям я говорю: «Сделка с Ираном, которая угрожает нашим уничтожением, не будет обязывать нас ни к чему. Есть только одна вещь, которой мы будем привержены: сдерживать всех тех, кто хочет уничтожить нас, от достижения их цели».

События этой недели были драматическими. Через несколько часов после нападения спецпосланник США Роберт Малли прибыл в Вену для начала непрямых переговоров с Ираном при посредничестве Европы о восстановлении ядерной сделки 2015 года с мировыми державами (снятие с Ирана экономических санкций в обмен на его отказ от программы создания ядерного оружия. – Прим.). В тот же день в Тель-Авиве вступил в должность первый посол ОАЭ в Израиле Мохаммед Аль-Хаджа. В тот же вечер Нетаньяху сообщил самому важному союзнику Израиля – Соединенным Штатам, что, по его мнению, венские переговоры не имеют отношения к делу и Израиль не намерен соблюдать ни одно достигнутое там соглашение.

Израильские аналитики описывают последние события в теневой войне между Ираном и Израилем как «контролируемую эскалацию», что означает, что стороны повышают ставки, но следят за тем, чтобы не потерять контроль и не допустить, чтобы конфликт перешел в тотальную войну. «Однако проблема в том, что способность контролировать ухудшение ограничена, и вы можете оказаться глубоко внутри войны в любой момент, не имея намерения идти туда», – сказал высокопоставленный израильский дипломатический источник «Аль-Монитору» на условиях анонимности.

События еще более осложняются кризисом управления Израилем и беспрецедентным политическим хаосом в этой стране. Правительство едва функционирует, министр обороны Бенни Ганц едва разговаривает с Нетаньяху, который сам втянут в широко разрекламированный уголовный процесс (Беньямин Нетаньяху находится под уголовным обвинением по трем пунктам: взятка, мошенничество и злоупотребление доверием. – Прим.). Кабинет безопасности в Израиле созывается редко, решения принимаются на специальных или странных форумах, и многие израильтяне опасаются, что в какой-то момент Израиль может оказаться втянутым в открытую войну, которой он не хотел.

Морские стычки между Израилем и Ираном продолжаются уже около двух лет. Недавно газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что израильские военно-морские коммандос совершили по меньшей мере 10 нападений на суда, перевозившие оружие или нефть из Ирана в Сирию для «Хезболлы». Нападение на «Савиз» на этой неделе было первым в своем роде, насколько известно.

Представители разведки описывают «Савиз» как платформу электронного наблюдения и оперативного материально-технического обеспечения иранской военной деятельности в Красном море, используемую для запуска быстроходных катеров с подразделениями коммандос и оказания помощи поддерживаемым Ираном повстанцам-хуситам в нанесении ударов по саудовским целям. Тем не менее обе стороны явно стараются избежать жертв и потопления судов друг друга, чтобы не спровоцировать ответные действия. Так было, например, с двумя иранскими нападениями на принадлежащие Израилю танкеры в последние недели, которые привели к незначительным повреждениям.

Взрыв на «Савизе», предположительно вызванный минами «лимпет», прикрепленными к корпусу судна, последовал через два дня после авиаудара, приписываемого Израилю, по сирийскому оружейному складу в пригороде Дамаска. По словам очевидцев, разрушение объекта, который использовался иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР), осветило небо над Дамаском. Как сообщается, сирийские средства ПВО были задействованы для перехвата предполагаемых израильских ракет. Сообщается, что одна сирийских ракет пересекла небо над районом Галилеи и приземлилась в южной ливанской деревне Хула.

Израиль, похоже, заявляет себя как региональный enfant terrible, сообщая, что не будет связан никакими сделками, достигнутыми с Ираном, и пытается повлиять на переговоры с помощью силы.

Тем временем израильская команда высшего уровня планирует посетить Вашингтон в конце этого месяца, чтобы представить американцам позицию Израиля по иранской сделке, поделиться соответствующей разведывательной информацией и попытаться убедить Соединенные Штаты в опасных недостатках сделки 2015 года. Эту группу возглавит руководитель Армии обороны Израиля (АОИ) генерал-лейтенант Дж. Авив Кохави, начальник военной разведки генерал-майор Тамир Хейман и директор Моссада Йосси Коэн. Это так называемый интимный диалог разведки, который Израиль пытается начать с новой администрацией с тех пор, как она вступила в должность в январе. Обе стороны уже договорились о политике «нулевой неожиданности» – американцы ничего не подпишут, не проинформировав Израиль заранее, а израильтяне не будут предпринимать необычных операций без предварительной координации. Утечка информации – вероятно, с американской стороны – об операции против «Савиза»,скорее всего последовала за новостями из Израиля. Был ли Израиль доволен или взбешен этой утечкой, неясно.

Последние события не могут скрыть болезненного краха стратегии Нетаньяху по отношению к Ирану на всех фронтах. Когда он поощрял/убеждал президента Дональда Трампа вывести Соединенные Штаты из иранской сделки, Нетаньяху рассчитывал на три возможных сценария:

1) иранский режим рухнет под тяжестью более жестких санкций;

2) иранцы сдадутся и согласятся на 12 требований, выдвинутых госсекретарем Майком Помпео (прекратить финансирование и другую поддержку проиранских ополчений на Ближнем Востоке и отказаться от ракетной программы – эти требования разрушали все влияние Ирана в регионе);

3) Трамп в конечном итоге отдаст приказ нанести удар по инфраструктуре ядерной программы Ирана.

Ни один из этих сценариев не сработал. Президент Джо Байден вступил в должность, и Нетаньяху теперь наблюдает, как рушатся все его планы и надежды. В отчаянии он усиливает военное давление на Иран и пытается добиться влияния, которое он имел на переговорах 2015 года, угрожая пролить холодный дождь на международный переговорный процесс с Ираном, формирующийся в Вене.

Его политика более опасна, чем предыдущая политика в отношении Ирана. Израиль с изумлением наблюдает, как стратегия «максимального давления» администрации Трампа почти в одночасье превратилась в иранское «максимальное давление» на Соединенные Штаты (наращивание Ираном обогащения урана, что теоретически является шагом к созданию ядерного оружия, систематические ракетные удары по войскам США в Ираке, минирование танкеров союзника США Саудовской Аравии, ракетные удары по саудовским объектам со стороны союзника Ирана – йеменских хуситов. – Прим). Относительно жесткая линия, которую Байден занял по отношению к Ирану в первые недели своего пребывания у власти, исчезла, и американцы теперь нащупывают путь назад к сделке, зная, что им не удастся выжать из иранцев никаких существенных уступок.

Это в свою очередь может подтолкнуть Израиль к краю, где уже примостился Иран. Избрание консервативного или жесткого президента вместо Хасана Роухани на предстоящих в июне президентских выборах может побудить Иран принять ответные меры за каждую израильскую провокацию, рискуя получить мощную ответную реакцию Израиля (Израиль, по мнению Ирана, будет контролировать эскалацию, но так ли это? – Прим.). Американцы также хорошо осведомлены о щекотливой ситуации, которая, как ожидается, займет важное место на переговорах Вашингтона с высшим руководством Израиля.

Израильский взрыв отбросил обогатительную фабрику в Натанзе на 9 месяцев назад, сообщает «Нью-Йорк Таймс».

В то время как израильские СМИ первоначально сообщали, что инцидент в Натанзе был вызван кибератакой, более поздние сообщения говорят о том, что там было использовано взрывное устройство.

Взрывчатка была использована для полного разрушения внутренней энергосистемы иранского завода по обогащению урана в Натанзе в ходе предполагаемой израильской операции, как сообщили два сотрудника разведки газете New York Times в воскресенье вечером.

Взрыв нанес серьезный ущерб объекту, и, по словам официальных лиц, восстановление производства в Натанзе может занять не менее девяти месяцев.

В то время как израильские СМИ первоначально сообщали, что предполагаемая акция была кибератакой, 13-й канал позже в воскресенье сообщил, что атака была вызвана взрывным устройством, размещенным месте.

Бывший глава Моссада Дэнни Ятом в интервью армейскому радио в понедельник выразил обеспокоенность утечкой информации об участии Израиля, ставшей достоянием «Таймс», предупредив, что это может повлиять на оперативный потенциал Израиля.

«Если это действительно результат операции с участием Израиля, то эта утечка очень серьезная, – сказал Ятом. – Это наносит ущерб израильским интересам и борьбе с попытками Ирана приобрести ядерное оружие. Есть действия, которые должны оставаться в неведении».

«Как только цитируются израильские официальные лица, это заставляет иранцев взять реванш, – предупредил Ятом. – Если иранцы начнут расследование с публикации, где утверждается, что люди, стоящие за нападением, являются израильтянами или американцами, они не оставят камня на камне. Это влияет на наши оперативные возможности».

Первоначально представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камалванди сообщил об этом нападении как об аварии в распределительной сети ядерного объекта, но позже глава ядерной службы страны Али Акбар Салехи подтвердил, что это была атака.

В то время как Камальванди заявил тогда, что никаких травм или загрязнений в результате инцидента не было, сам пресс-секретарь позже повредил лодыжку и голову во время посещения места происшествия после инцидента, сообщают иранские СМИ.

Информированный чиновник министерства разведки Ирана сообщил в понедельник информационному агентству Tasnim, связанному с КСИР (Корпус стражей исламской революции), что причина сбоя была установлена и что принимаются необходимые меры для устранения основной причины сбоя в электросети комплекса Натанз».

Хотя большинство иранских официальных лиц воздержались от обвинения в нападении конкретной группы или страны, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и депутат парламента Али Хаддад возложили вину за инцидент на Израиль.

Зариф предупредил, что Иран отомстит Израилю за предполагаемое нападение, на заседании Комиссии иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике в понедельник, сообщает иранское агентство IRNA News.

«Политические и военные чиновники сионистского режима недвусмысленно заявили, что они не допустят прогресса в отмене репрессивных санкций, и теперь они думают, что достигнут своей цели. Но сионисты получат свой ответ в виде дальнейшего ядерного прогресса Ирана, – сказал Зариф. – Натанз станет сильнее, чем когда-либо, с более совершенными машинами, и, если они думают, что наша рука в переговорах слаба, этот акт укрепит наши позиции на переговорах».

«По мнению сионистов, они хотят отомстить иранскому народу за его успехи в снятии репрессивных санкций, но мы этого не допустим и отомстим за эти действия», – сказал Зариф, подчеркнув необходимость надлежащей защиты объектов и ученых-ядерщиков и «необходимость внимания», чтобы не попасть в хитроумную ловушку, устроенную сионистским режимом.

«Вчера – убийство ученого-ядерщика, а сегодня – нападение на иранский корабль «Савиз» и диверсия на ядерном объекте в Натанзе», – написал он в своем твиттере.

Хаддад призывал к сдерживанию, а не к сдержанности. «Когда приверженность переводится как сдержанность, сионистский враг осмеливается наносить новые удары», – сказал он.

Пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде заявил в понедельник, что пострадавшие центрифуги были старыми машинами первого поколения, которые будут заменены современным оборудованием, как сообщают иранские СМИ.

«Конечно, этой акцией Израиль пытался отомстить иранскому народу за его терпение и мудрое поведение. Поведение Ирана станет местью Израилю, что и будет сделано в свое время, – сказал он. – В последние несколько месяцев режим проводит некоторые акции и некоторые утечки новостей. Его цели ясны и не скрыты от элит и интеллектуалов Ирана».

«Министерство иностранных дел несет ответственность за переговоры, и Иран ответит Израилю по своим каналам. Я рад, что не было никакого человеческого или экологического ущерба, но это могла быть человеческая катастрофа, так что это преступление против человечества, которое недалеко ушло от высокомерной природы Израиля», – заявил Хатибзаде.

Он добавил: «Министр иностранных дел и наша делегация следят за этим вопросом, и действия будут объявлены сегодня или завтра. Некоторые акции будут тайными [и] никогда не будут раскрыты».

Это уже второе нападение на Натанз, в котором иностранные СМИ обвиняют Израиль за последний год, а взрыв и пожар на объекте в июле, как сообщается, существенно повлияли на ядерную программу Ирана.

Иран все еще далек от того, чтобы восстановиться до той точки, где он находился до взрыва в июле 2020 года, с точки зрения своих возможностей по сборке новых передовых центрифуг, недавно сообщила газета Jerusalem Post.

Самое последнее нападение на Натанз произошло на следующий день после того, как Иран начал закачивать газообразный гексафторид урана в передовые центрифуги IR-6 и IR-5 в Натанзе, и было обнаружено, что министр обороны США Ллойд Остин посещал Израиль.

Напряженность в отношениях между Израилем и Ираном растет на фоне ряда нападений на иранские и израильские морские суда, причем последние сообщения утверждают, что Израиль за последние годы нанес удары по десяткам иранских судов.

В статье также говорится, что Иран встречается с европейскими и американскими официальными лицами для обсуждения возможного возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий – официальное название ядерного соглашения, подписанного в 2015 году между Исламской Республикой Иран и мировыми державами.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху неоднократно предупреждал на прошлой неделе, что Израиль будет защищаться от иранских угроз, подчеркивая, что Иерусалим будет работать над борьбой с ядерными амбициями Тегерана.

Премьер-министр созвал первое за два месяца заседание кабинета безопасности в следующее воскресенье, чтобы обсудить Иран на фоне возросшей напряженности в отношениях с Тегераном.

Нетаньяху на мероприятии по случаю Дня независимости в воскресенье с главами силовых ведомств заявил: «Борьба против Ирана и его доверенных лиц – это важнейшая миссия».