Турция, экономика которой и так нестабильна, теперь готовится к увеличению дефицита бюджета, новым скачкам инфляции и снижению валового внутреннего продукта (ВВП) после пары мощных землетрясений, разрушивших обширные территории на юго-востоке страны.
Катастрофа произошла в преддверии выборов 4 мая, усилив давление на президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которому предстоит самая сложная перевыборная гонка за все два десятилетия его правления. При годовой инфляции, составляющей почти 58%, Эрдоган надеялся перед решающими выборами принести некоторое экономическое облегчение электорату, раздраженному стремительным ростом цен.
Теперь для ликвидации последствий стихийного бедствия требуется значительное увеличение государственных расходов, чтобы удовлетворить потребности 13,5 миллионов пострадавших – 15,7% населения Турции – и восстановить масштабные разрушения в 10 провинциях. В результате дефицит государственного бюджета, прогнозируемый на уровне 3,5% ВВП в 2023 году, может вырасти до 5% ВВП, что грозит усугублением дефицита текущего счета и других экономических проблем Турции.
Объезжая со среды пострадавшие от землетрясения районы, Эрдоган объявил о финансовой помощи в размере 10 000 турецких лир ($531) для каждой пострадавшей семьи и пообещал, что правительство построит новые дома для пострадавших в течение года и оплатит аренду жилья тем, кто не желает жить в палатках.
Два землетрясения, произошедшие с разницей в девять часов в понедельник, разрушили около 7 000 зданий, большинство из которых – жилые дома. В пятницу днем число погибших превысило 19 000 человек, и ожидается, что оно будет расти быстрее, когда начнется расчистка завалов после того, как спасатели завершат поиски выживших в грудах спутанного металла и бетона. Размещение жертв землетрясения становится главной задачей на ближайшее время, поскольку около 76 000 человек уже эвакуированы в другие регионы в условиях суровой ветреной погоды.
На долю 10 пострадавших провинций приходится около 9% ВВП Турции. Наиболее промышленно развитой среди них является Газиантеп, расположенный на границе с Сирией, который внес 0,25 процентных пункта в темпы роста экономики Турции на 11,4% в 2021 году, заняв восьмое место среди 81 провинции.
Ожидается, что экономический рост Турции в 2022 году будет находиться в диапазоне от 6% до 7%. Официальные данные планируется опубликовать 28 февраля. Прогноз правительства на 2023 год составляет 5%, но многие эксперты предполагали, что экономика вырастет в лучшем случае на 3% из-за существующих проблем и мер по затягиванию поясов, ожидаемых после выборов. Теперь этот показатель, скорее всего, еще немного снизится из-за экономических последствий землетрясений.\
По приблизительным оценкам, стоимость только разрушенных квартир составляет 6,3 миллиарда долларов, исходя из того, что в обрушившихся зданиях находилось около 6 000 квартир средней стоимостью 2 миллиона лир (105 000 долларов) каждая. С учетом поврежденных зданий, которые стали непригодными для использования, эта цифра достигает 10 миллиардов долларов. Отдельный многомиллиардный счет возникнет в связи с ущербом, нанесенным общественным объектам и инфраструктуре, включая дороги, мосты и аэропорты, а также промышленным объектам, фермам и другим предприятиям.
Ожидается, что экономический спад в 10 пострадавших провинциях отразится на общем ВВП Турции в этом году. По оценкам, в 2022 году ВВП страны достигнет 862 миллиардов долларов, а ВВП на душу населения – 9 893 долларов.
В своей среднесрочной экономической программе правительство прогнозирует ВВП в размере 867 млрд. долларов в 2023 году, что означает ВВП на душу населения на уровне 10 071 доллара – цель, которая теперь вряд ли будет достигнута, учитывая также перспективу дальнейшего ослабления лиры. Средний ВВП на душу населения в пострадавших от землетрясения провинциях, который уже составлял всего две трети от среднего по стране, скорее всего, упадет еще больше и составит от $5 000 до $6 000. Тем не менее, работы по восстановлению домов, деловых помещений и инфраструктуры, возможно, при иностранной финансовой поддержке, могут в некоторой степени сдержать экономический спад в регионе.
Стихийное бедствие грозит ударить по сельскохозяйственному производству пострадавшего региона, которое составляет около 15% от общего объема производства в стране. Сокращение поставок сельскохозяйственной продукции, в свою очередь, может подстегнуть продовольственную инфляцию в Турции, которая в январе составила 71%.
Объем внешней торговли Турции также может пострадать, учитывая перебои в промышленной деятельности, транспорте и логистике, ожидаемые в пострадавшем от землетрясения регионе, а также потерю рабочей силы. По официальным данным, в 2022 году экспорт из 10 провинций составил 21,5 млрд. долларов США, что составляет 8,5% от всего турецкого экспорта. Половина этого экспорта приходится на Газиантеп, за ним следует провинция Хатай, где находится морской порт, служащий связующим звеном со странами Ближнего Востока, с объемом экспорта в 4,1 млрд. долларов и Адана с 3,1 млрд долларов.
Снижение экспорта из региона, даже если оно будет временным, усугубит проблемы Турции с текущим счетом. По оценкам, дефицит текущего счета страны в прошлом году достиг примерно 45 миллиардов долларов.
Перебои в промышленной и коммерческой деятельности также означают снижение налоговых поступлений в казну. Правительство уже отложило все налоговые обязательства в регионе до конца июля. По официальным данным, 10 пострадавших провинций обеспечили 7,5% налоговых поступлений Турции в размере 2,3 трлн. лир ($122,1 млрд.) в прошлом году.
Аналогичным образом, отсутствие выплат кредитов в регионе могут привести к тому, что банки окажутся в затруднительном положении.