Экономика Турции сильно пострадает от ожидаемого повышения процентных ставок ФРС США
Ожидаемое повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США с целью сдерживания инфляции нанесет новый удар по экономике Турции.
Ожидаемое повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США с целью сдерживания инфляции нанесет новый удар по экономике Турции.
Тем временем рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг суверенного долга Турции до мусорного уровня, ссылаясь на растущую финансовую уязвимость. Понижая рейтинг суверенного долга Турции, Fitch указало на несколько рисков, включая возможность дальнейшей нестабильности в преддверии предстоящих выборов.
Центральный банк Турции сегодня снова оставил свою основную процентную ставку на прежнем уровне, поскольку страна сталкивается с растущей инфляцией. Банк оставил процентную ставку на уровне 14 процентов во второй раз подряд после четырехмесячной серии снижений, которые вызвали валютный кризис в конце прошлого года, что привело к снижению покупательной способности населения.
После январского роста потребительских цен в США на 7,5% в годовом исчислении, ожидается, что Федеральная резервная система США повысит процентные ставки на своем мартовском заседании в попытке сдержать инфляцию. Хотя степень агрессивности повышения ставок центральным банком США остается неизвестной, рынки ожидают повышения ставок как минимум на 25 базисных пунктов (0,25%).
Этот шаг, который приведет к росту доллара США, вызывает опасения, что иностранные фонды перетекут на американские рынки. Для стран с развивающейся экономикой, особенно для Турции, ожидаемое повышение ставок для сдерживания инфляции – плохая новость, но вряд ли неожиданная.
Большинство стран с развивающейся экономикой уже предприняли ряд шагов, чтобы смягчить экономические последствия потенциального повышения ставок ФРС, включая повышение процентных ставок, чтобы защитить стоимость своих валют и предотвратить отток иностранных средств.
Однако Центральный банк Турции поступил прямо противоположным образом, снизив процентные ставки на 500 базисных пунктов с сентября под политическим давлением, что спровоцировало отток иностранных средств – процесс, который, вероятно, ускорится после повышения ставок ФРС. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отстаивает неортодоксальную точку зрения, согласно которой высокие процентные ставки вызывают высокую инфляцию.
Поездка министра финансов и казначейства Нуреддина Небати в Лондон на прошлой неделе с целью представить неортодоксальную экономическую модель Турции, похоже, пока не принесла результатов. Действительно, через несколько дней после возвращения Небати рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг суверенного долга Турции до уровня "джанк" (мусор), ссылаясь на растущую финансовую уязвимость. В ноябре-декабре дефицит текущего счета платежного баланса страны достиг $6,6 млрд, а годовой дефицит текущего счета составляет около $15 млрд. Ожидается, что дефицит увеличится в январе и останется проблемой для экономики страны, зависящей от импорта, в 2022 году.
Федеральная резервная система США стремится снизить инфляцию, вызванную недостатком предложения из-за пандемии, путем постепенного повышения процентных ставок. Рынки ожидают, что общее повышение ставок достигнет 100 базисных пунктов к июлю.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) также рассматривает возможность повышения процентных ставок, хотя и менее агрессивного, чем ФРС. «Цикл восстановления экономики в США опережает европейский. Поэтому у нас есть все основания не действовать так быстро и жестко», – цитирует Reuters главу Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард. Финансовые рынки ожидают повышения ставок до 60 базисных пунктов к концу года.
Банк Англии уже дважды повышал ставки с декабря, и рынки ожидают дальнейшего повышения после следующего заседания в марте.
Ужесточение денежно-кредитной политики Запада способствовало повышению процентных ставок во всем мире, при этом многие развивающиеся страны пытаются сделать свои валюты более привлекательными для иностранных инвесторов. В Турции, наоборот, центральный банк снизил ставку до 14%, последовательно снижая ее с сентября.
Это, в свою очередь, ускорило отток иностранных средств из страны. Только за декабрь чистый отток составил $8,7 млрд. Приток прямого иностранного капитала в размере около $2,5 млрд. можно отнести на счет покупок недвижимости иностранцами.
В попытке поддержать турецкую лиру и сдержать долларизацию, правительство в декабре приняло ряд мер, включая государственную гарантию для компенсации вкладчикам лиры любого падения курса валюты. Однако эти гарантии, похоже, не внушают доверия. Около 65% индивидуальных вкладов по-прежнему хранятся в твердой валюте, в основном из-за сохраняющегося недоверия к турецкому правительству. Кроме того, твердая валюта все еще считается надежной гаванью для сбережений на фоне ошеломляющей инфляции, которая в ближайшие два месяца, вероятно, поднимется почти до 60%.
Внешний долг Турции, достигший 168 миллиардов долларов, в сочетании с ожидаемым повышением ставки ФРС может вызвать новый спрос на доллар США, что приведет к новому падению лиры.
Понижая рейтинг суверенного долга Турции, Fitch указало на несколько рисков, включая возможность дальнейшей нестабильности в преддверии предстоящих выборов.
«Риск дополнительной дестабилизирующей политики смягчения или стимулирования денежно-кредитной политики в преддверии всеобщих выборов 2023 года высок, и существует повышенная степень неопределенности в отношении реакции властей в случае очередного эпизода финансового стресса, поскольку политические соображения ограничивают способность центрального банка повышать процентную ставку», – говорится в сообщении Fitch. Аналогичным образом, Standard and Poor's и Moody's снизили рейтинги Турции в декабре и сентябре соответственно.