Что стоит за ростом напряженности на ирано-азербайджанской границе?

1 октября Тегеран усугубил напряженность, начав собственные военные учения вблизи северо-западной границы, через несколько дней после того, как Корпус стражей исламской революции (КСИР) перебросил в регион военную технику.

В последнее время напряженность между Тегераном и Баку возросла по трем причинам: совместные военные учения, которые азербайджанские войска провели вместе со своими турецкими и пакистанскими коллегами примерно в 500 километрах от иранской границы; азербайджанские ограничения на доступ иранских водителей грузовиков в Армению и задержание двух водителей; а также связи Азербайджана с врагом Ирана – Израилем.

Этот шаг был встречен выражением озабоченности со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, который ранее на этой неделе заявил, что он удивлен запланированными учениями.

«Каждая страна может проводить любые военные учения на своей территории. Это их суверенное право. Но почему сейчас, и почему на нашей границе?» – спросил Алиев. Он отметил, что впервые с момента распада Советского Союза 20 лет назад Иран запланировал такую демонстрацию силы так близко к азербайджанской границе.

Связь учений с Израилем

Некоторые иранские официальные лица в ответ заявили, что решение о проведении военных игр – это вопрос суверенитета, но другие связали это с присутствием Израиля в Азербайджане.

Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан заявил, что Тегеран имеет право на проведение учений, и подчеркнул «важность» сотрудничества между Ираном и Азербайджаном, которые разделяет 700-километровая граница.

«Мы не потерпим присутствия и деятельности сионистского режима, направленной против нашей национальной безопасности рядом с нашими границами и примем любые необходимые меры в связи с этим», – сказал Амир-Абдоллахиан на встрече с новым послом Азербайджана 30 сентября.

Посол Ирана в Баку, Аббас Мусави, заявил на прошлой неделе, что военные маневры Ирана, которые, по его словам, были спланированы заранее, не являются «угрозой» для Азербайджана.

Выступая во время учений, Киумарс Хейдари, командующий сухопутными войсками иранской армии, также намекнул на предполагаемые связи Израиля с Азербайджаном.

Тегеран обвиняет Израиль в саботаже иранской ядерной программы и убийстве своих ученых-ядерщиков, включая ведущего ученого Мохсена Фахризаде. Фахризаде приписывают руководство секретной иранской ядерной программой. Он был убит в результате дистанционно управляемой засады на обочине дороги в 2020 году, что приписывается Израилю.

«С приближением сионистов к этой границе, наша чувствительность к ней возросла, и их деятельность здесь полностью находится под нашим наблюдением», – сказал Хейдари. Он добавил, что Тегеран также обеспокоен присутствием «террористических сил, прибывших в регион из Сирии», что является явной ссылкой на сообщения о том, что Турция в прошлом году вербовала исламистских боевиков для отправки в Азербайджан, для оказания помощи Баку в его войне против армян в Нагорном Карабахе. Хейдари сказал, что Тегеран не уверен, что боевики покинули регион.

Иран, который участвует в прокси-войнах в регионе, в прошлом году выразил обеспокоенность по поводу предполагаемых попыток переброски террористов из Сирии к своим границам.

Иранские учения, включающие артиллерию, беспилотники и вертолеты, последовали за военными учениями Турции, Пакистана и Азербайджана, которые начались 12 сентября в Азербайджане.

Заявленной целью учений «Три брата-2021» было «дальнейшее укрепление существующих связей» между армиями трех стран, и они вызвали неприятие у представителя Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в Ардебиле, который сказал, что Азербайджану «не следует играть с хвостом льва».

Иран обеспокоен тем, что остался в стороне

Турадж Атабаки, почетный профессор социальной истории Ближнего Востока и Центральной Азии в Лейденском университете в Нидерландах, сказал Радио Фарда RFE/RL, что Тегеран обеспокоен тем, что его отодвигают на второй план.

«Турция имеет вторую по величине армию НАТО, а Пакистан является ядерной державой в регионе. Когда эти две страны присоединяются к Азербайджану в военных маневрах, это беспокоит Россию и Иран – и военные маневры Исламской республики Иран [отражают] ее беспокойство», – сказал Атабаки.

17 сентября руководитель пятничной молитвы аятолла Хасан Амели заявил, что страны имеют право проводить военные учения, но добавил, что «произошел инцидент, который мы не можем так просто пропустить».

«Накануне учений турецкая газета Yeni Safak, которая выражает мнение правительства и президента Турции, выбрала следующий заголовок для интервью с членом азербайджанского парламента: «Иран исчезнет с карты», – цитирует Bornanews Амели.

Комментарии появились после того, как Азербайджан ввел «дорожный налог» для иранских водителей грузовиков, перевозящих товары и топливо в соседнюю Армению по маршруту, проходящему через Азербайджан, по землям, которые Баку вернул под свой контроль в прошлом году во время шести недель интенсивных боев с Арменией, что стало драматической эскалацией их многолетнего «замороженного конфликта». Азербайджан также задержал двух водителей грузовиков, в результате чего Министерство иностранных дел Ирана потребовало их немедленного освобождения.

В прошлом у Ирана и Азербайджана были хорошие отношения, но Тегеран все чаще выражает беспокойство по поводу предполагаемого влияния Израиля в Азербайджане.

Выступая 24 сентября, Амели был процитирован полуофициальным информационным агентством Fars. Он отметил, что учения являются посланием Израилю.

«Израиль вошел в Азербайджан, чтобы устроить заговор против Ирана», – сказал Амели, не сообщив подробностей.