Посткоронный миропорядок: что было, того не будет
Коронавирус, вероятно, запомнится как событие, меняющее нашу жизнь множеством способов.
Коронавирус, вероятно, запомнится как событие, меняющее нашу жизнь множеством способов.
За последнее столетие произошло несколько ключевых событий, которые коренным образом изменили мировой порядок: Первая мировая война, Великая депрессия, Вторая мировая война, Падение железного занавеса, 11 сентября.
Каждое из них вызывало изменения, которые трансформировали общество, создавая новые ситуации, когда мир, в который все возвращались после формирующего события, не был похож на мир, который они знали до него.
Коронавирус, скорее всего, запомнится именно как такое событие, меняющее нашу жизнь множеством способов: от того, как мы учим и учимся, до того, как мы получаем медицинскую помощь и работаем. Эта ситуация также будет формировать мировой порядок. На мировой арене Китай скорее всего станет сильнее, а США – слабее. Безудержная глобализация, вероятно, будет отброшена назад, и отдельное государство вновь обретет господство. «Все будет по-другому, – сказал Амос Ядлин, глава Тель-Авивского института исследований национальной безопасности (INSS), во время онлайн-дискуссии по мировому порядку. – Какие перемены произойдут и в каких направлениях, мы точно не знаем. Но то, что было, – это не то, что будет. Мы вернемся в другой мир, где воздействие короны повлияет на все вокруг».
Пытаясь судить о том, как изменится мировой порядок, стоит отметить, как замечала профессор политической философии и бывший министр образования Юлия Тамир, что перед лицом кризиса государства всего мира поступили согласно своим инстинктам: они закрыли свои границы и заявили, что им нужно решать собственные проблемы. «Национальный инстинкт победил все остальные инстинкты», – сказала она, добавив, что это произошло в то время, когда национализм уже находился на подъеме.
Бывший посол США в Израиле Дэн Шапиро заявил, что в Америке не видят никакого смысла в том, чтобы США попытались возглавить мир в борьбе с вирусом, или в идее, что они заинтересованы в помощи другим, более бедным странам. Скорее, по его словам, политика президента США Дональда Трампа в этом вопросе руководствуется его позицией «Америка прежде всего» – даже по отношению к близким европейским союзникам.
Но бывший посол Израиля в ООН Рон Просор говорит, что отношение «я – прежде всего» к кризису не уникально для Трампа или США. «Все страны обращаются внутрь себя и говорят: «Я буду делать то, что хорошо для меня». Это не только «Америка прежде всего», но и «Турция прежде всего», и «Британия прежде всего», – указывает он.
Посол отметил неэффективность и общее бессилие международных организаций и структур в борьбе с кризисом, включая ЕС, АСЕАН, Лигу арабских государств и ООН. «ООН здесь не играет никакой роли», – говорит он.
Наиболее сильно от пандемии пострадают международные структуры, а именно Европейский Союз, который оказался неспособным помочь государствам-членам, пошатнувшимся под тяжестью «чумы».
Ади Кантор, научный сотрудник Европейской исследовательской программы INSS, сказала, что пандемия разрушает движущие принципы формирования ЕС: европейскую солидарность, сотрудничество и открытые границы. В Италии и Испании, двух странах ЕС, наиболее пострадавших от вируса, существует много критики в адрес ЕС. «Здесь нет солидарности, она распалась», – отметила она, добавив, что Италия получает помощь не от ЕС, а скорее от Китая и Кубы.
Вместо того чтобы открыть границы и организовать сотрудничество, говорит Кантор, государства ЕС закрыли свои границы, и каждое сосредоточилось внутри своей страны и имеет дело со своими собственными гражданами, без особого сотрудничества между членами ЕС. «Это вызывает серьезные вопросы относительно всех идей, лежащих в основе ЕС», – сказала Ади Кантор.