Эскалация военных рисков Ливии

Начальник ВВС Хафтара заявил, что турецкие объекты являются «законными» целями. Правительство Триполи сообщило, что Хафтар получил боевые самолеты с российской базы.

Командующий ливийскими вооруженными силами Халифа Хафтар поднял вопрос о перспективах новой опасной эскалации войны в североафриканской стране в связи с угрозой нападения на турецкие силы, поддерживающие международно признанное Правительство национального согласия в Триполи. Это побудило Анкару предупредить, что она нанесет ответный удар.

Главнокомандующий Военно-воздушными силами Хафтара Сакр аль-Джаруши поклялся развязать «самую крупную воздушную кампанию в ливийской истории» ударив по всем турецким позициям, ставшим теперь «законными целями для наших ВВС». Эти комментарии появились в тот момент, когда глава Службы безопасности администрации Триполи сказал, что официальные лица получили информацию о том, что несколько боевых самолетов советского производства прибыли в восточный оплот Хафтара с российской базы в Сирии.

Хафтар был уязвлен поражениями за последнюю неделю от рук правительства Триполи, которые, фактически, сорвали его наступление с целью захвата столицы. Возглавляемая им самопровозглашенная Ливийская национальная армия, которую поддерживают Египет, Объединенные Арабские Эмираты и российские наемники, была вытеснена с ключевой авиабазы в понедельник и окружена в одном из немногих оставшихся бастионов на западе страны.

Беспокойство международного сообщества росло по мере того, как конфликт в Ливии втягивал региональные державы, опрокидывая страну все глубже в опосредованную битву, которая разрушила мирные усилия по исцелению противоречий страны и закрыла 90% добычи нефти в этом государстве — члене ОПЕК. Возможность тотальной военной конфронтации с Турцией, которая поддерживает Правительство национального согласия премьер-министра Файеза Аль-Сарраджа, вызвала тревогу.

Ибрагим Калин, пресс-секретарь президента Реджепа Тайипа Эрдогана, предупредил, что Турция ответит на любое нападение «самым решительным образом». Высокопоставленный турецкий чиновник заявил, что военные его страны хорошо подготовлены к обороне своих объектов и районов, находящихся под их защитой, используют беспилотники и военные корабли, развернутые вблизи Триполи.

Турция также направила в Ливию системы противоракетной обороны класса «земля-воздух», которые дали ей преимущество над боевыми беспилотниками, управляемыми операторами из ОАЭ (действующими на стороне Хафтара), как сообщили Bloomberg западные и ливийские официальные лица. Воздушная кампания войск Хафтара, наступавшего на Триполи, должна была сначала нейтрализовать противовоздушную оборону. Но, фактически, Хафтар прекратил удары по ливийской столице с января.

Войска Хафтара вторглись в пригороды Триполи и, казалось, были готовы войти туда до того, как Турция в начале года активизировала свою интервенцию, в том числе направив на помощь правительству Триполи тысячи сирийских ополченцев.

Сирийская База

Госсекретарь США Майкл Помпео призвал все стороны ослабить напряженность после разговора с Аль-Сарраджем.

«Прекращение огня, ведущее к политическому урегулированию, является единственным вариантом для ливийского народа», — написал Помпео в Twitter в пятницу после этого звонка.

Последние неудачи Хафтара сопровождались кампанией турецких боевых беспилотников, нацеленных на российские системы ПВО «Панцирь». Одна из батарей была захвачена силами триполитанского правительства целой и невредимой и прошла парадом в Триполи в среду.

Иностранные сторонники Хафтара не собираются мириться с поражением и будут стремиться защищаться, сказал высокопоставленный арабский чиновник, непосредственно информированный о военной кампании. Ранее на этой неделе исполняющая обязанности посла ООН в Ливии Стефани Уильямс предупредила о возможной эскалации войны за контроль над страной, которая пережила серию конфликтов с момента восстания свергнутого диктатора Муаммара Каддафи в 2011 году.

Фатхи Башага, начальник Службы безопасности в Триполи, сообщил, что по меньшей мере шесть МиГ-29 и два Су-24 вылетели на восток с контролируемой Россией авиабазы Хмеймим в Сирии в сопровождении двух самолетов Су-35 российских ВВС. Неясно, были ли это отремонтированные реактивные самолеты, принадлежавшие ВВС Хафтара, или же они стали дополнением к его флоту.

«Русские должны будут показать, что они готовы вступить в прямую конфронтацию с турками в Ливии», — сказал Вольфрам Лахер, ливийский эксперт из Немецкого исследовательского центра SWP, —  «Это не обязательно означает всплеск боевых действий. Если турки посчитают, что русские серьезно относятся к этому и могут атаковать противовоздушную оборону, то я думаю, что мы находимся в ситуации, когда эти двое могут снова договориться о прекращении огня». (Имеется в виду соглашение, аналогичное тому, которое Россия и Турция заключили 5 марта в сирийской провинции Идлиб, — прим.).

В январе Турция и Россия надавили на своих местных клиентов, чтобы они подписали соглашение о перемирии, но, в то время как правительство Триполи подписало соглашение, Хафтар ушел со встречи в Москве. После потерь на этой неделе его войска настаивают на паузе в боевых действиях и заявляют, что они уйдут с линии фронта в Триполи. Но это предложение было отвергнуто теперь уже осмелевшим правительством Триполи. «Он (Хафтар) висит на волоске», — сказал Лахер.