Конституционный суд Турции снял обвинение с 9 ученых
Конституционный суд Турции постановил, что была нарушена свобода слова 9 ученых, которые призывали к миру в стране.
Конституционный суд Турции постановил, что была нарушена свобода слова 9 ученых, которые призывали к миру в стране.
Девять ученых (Фюсун Устел, Ибрагим Гарип, ЯсеминГюльсюм Аджар, Айда Рона Айлин, Алтынай Джингез, Мелда Тунчай, Изеддин Ондер, Джанан Озбей, Назли Актен Гюльсой, Зюбайде Гайе и Чанкая Эксен) были осуждены по обвинению в «пропаганде незаконной организации», потому что они подписали мирную петицию в 2016 году. Теперь Конституционный суд постановил, что прежнее решение суда нарушило их право на свободу выражения мнений.
Конкретно это означает, что ученых больше нельзя осуждать, поэтому ограничение свободы передвижения является недействительным, и они должны получить паспорта. Точно так же прежние судимости должны быть отменены, и уволенные ученые могут продолжить работу на прежнем месте. Еще неизвестно, как быстро эти решения будут реализованы.
Предыстория
Петиция о мире была создана 11 января 2016 года и содержала призыв возобновить мирные переговоры между РПК и правительством. В петиции также присутствовала критика военных операций в курдских юго-восточных районах Турции. Всего 2212 ученых подписали ее. Более 700 человек были обвинены в «пропаганде незаконной организации», несколько человек были осуждены и приговорены к тюремному заключению сроком до трех лет.
3 марта 2019 года областной апелляционный суд подтвердил тюремное заключение на срок в один год и три месяца одной из подписавших, профессора Зюбейде Фюсун Устел.Она была освобождена из тюрьмы 22 июля по решению суда о приостановлении исполнения приговора в ожидании апелляции. Она является одним из заявителей по делу, которое было решено Конституционным судом 26 июля 2019 года.
Сотни подписавшихся также были произвольно уволены или вынуждены уйти с работы в различных государственных и частных университетах Турции. Из этих уволенных 406 ученым было также запрещено нести государственную службу пожизненно, поскольку они были уволены на основании исполнительных указов, изданных в течение двухлетнего чрезвычайного положения за неуказанные «связи с террористическими организациями».