Турция

CPJ призвал Турцию освободить арестованных журналистов

Недавно в Стамбуле были заключены в тюрьму семь оппозиционных журналистов за протест против убийства их коллег Назыма Даштана и Джихан Билгин в результате целенаправленной атаки турецких беспилотников на севере Сирии.

Комитет по защите журналистов (CPJ) призвал турецкие власти освободить семерых журналистов, арестованных в воскресенье в Стамбуле, и позволить СМИ свободно освещать события. Журналисты были заключены в тюрьму в Стамбуле за протест против убийства двух коллег в автономном регионе Северная и Восточная Сирия 19 декабря. Им предъявлены обвинения в «пропаганде террористической организации». Пять других журналистов были помещены под судебный контроль.

В четверг на прошлой неделе курдские журналисты Назым Даштан и Джихан Билгинбыли убиты в результате целенаправленной атаки беспилотников турецкой армии к югу от Кобани. Оба журналиста работали в курдских СМИ много лет и совсем недавно вели репортажи с Евфратского фронта об атаках турецкой армии и джихадистского альянса СНА (Сирийская национальная армия) на автономию.

«Турецкое правительство пытается контролировать поток новостей о Сирии, запугивая прессу, о чем свидетельствуют арест журналистов на акции протеста, домашний арест Озлема Гюрсеса и другие действия», — сказал Озгюр Огрет, представитель CPJ в Турции. «Турецкие власти должны немедленно освободить заключенных журналистов и работников СМИ, освободить Гюрсеса и позволить представителям СМИ выполнять свою работу, не опасаясь наказания».

В субботу пресс-ассоциации, базирующиеся в Турции, хотели сделать публичное заявление в Стамбуле против убийства своих коллег. Однако полиция силой воспрепятствовала проведению собрания и задержала почти 60 человек. Днем позже чрезвычайный суд выдал ордера на арест семи журналистов и двух местных политиков из Партии народного равенства и демократии.

Арестованные работники прессы — критически настроенные и независимые журналисты. Они работают в таких СМИ, как прокурдская газета «Yeni Yaşam», леворадикальное информационное агентство Etha и социалистическая газета «Mücadele Birliği». Если им предъявят обвинения, им может грозить до пяти лет тюрьмы. Помимо CPJ, Международная федерация журналистов (IFJ) также призвала турецкое правительство немедленно освободить арестованных журналистов.

В другом инциденте в субботу суд Стамбула поместил журналистку Озлем Гюрсес под домашний арест до суда по подозрению в унижении турецких военных за ее комментарии на своем канале YouTube относительно военного присутствия Турции в Сирии. Гюрсеспродолжает вещание из своего дома в Стамбуле.

В другом инциденте главная прокуратура Стамбула начала расследование в отношении Коллегии адвокатов Стамбула по подозрению в пропаганде терроризма и распространении дезинформации из-за ее заявления в субботу, призывающего к расследованию предполагаемых убийств турецкими беспилотниками двух журналистов и освобождению журналистов и других лиц, задержанных в Стамбуле на протесте.

С другой стороны, главная прокуратура Стамбула начала расследование в отношении T24 и журналиста Сейхана Авшара по обвинению в «пропаганде террористической организации» и «публичном распространении вводящей в заблуждение информации». Расследование было начато после публикации статьи под названием «Журналисты НазымДаштан и Джихан Билгин убиты в Сирии» на T24 и поста журналистки Авшар в социальных сетях.

В своем посте в социальных сетях Сейхан Авшар написала: «... Должен ли кто-то разделять наши взгляды или придерживаться того же журналистского подхода, что и мы, чтобы мы могли защищать свои права? По чьим стандартам нас называют «террористами»? Отстаиваем ли мы права Синана Атеша сегодня только потому, что разделяем то же мировоззрение? Что мы будем делать, когда убьют журналиста, с точкой зрения которого мы не согласны? Будем ли мы молчать? Будет ли наше стремление к справедливости и правде зависеть от того, где находятся люди или какие позиции они занимают? Позор нам, настоящий позор нам. Вчера двое журналистов, родившихся и выросших на этой земле, были убиты беспилотниками. Мы молчали, пока их убивали, и чем больше мы молчим, тем дольше будет твориться беззаконие...»