Управление коммуникациями при президенте Турции годами использует выдачу журналистских удостоверений для ограничения свободы информации. Проправительственные журналисты получают удостоверения без проблем, даже те, кто обвинялись в речах ненависти, дезинформации или преследовании правозащитников. Но известные журналисты, настроенные критически, в последние годы нередко обнаруживают, что их удостоверения отозваны, а просьбы возобновить действие этого документа остаются без ответа.
Журналисты, не имеющие журналистских удостоверений, не могут освещать деятельность президента и министров, им могут запретить освещать даже уличные протесты. Директива, выпущенная национальной полицией 27 апреля, запрещает им записывать или снимать действия полиции во время демонстраций, как было в ходе демонстрации на Первомай в Стамбуле и Анкаре.
«Кажется, что трудно ожидать независимой работы с журналистскими удостоверениями от президентского управления, потому мы просим правительство восстановить автономную журналистскую структуру, чтобы положить конец предвзятой практике наказания журналистов, выступающих с критикой», – сказал турецко-французский журналист и представитель организации «Репортеры без границ» Эрол Ондероглу.
Мустафа Сонмез, журналист и экономист, подвергавшийся процессуальным преследованиям, включая преследование по суду за «оскорбление президента», не имеет действующего журналистского удостоверения с ноября 2019 года. Однако в прошлом месяце он добился положительного судебного решения через административный суд Анкары, постановивший, что Сонмез соответствует всем критериям для того, чтобы иметь постоянное журналистское удостоверение, и администрация не может изменить этот факт на данный момент.
Надира Матар – журналистка, которая была представительницей «Репортеров без границ» в Турции в 1990-е годы и теперь консультирует новостной сайт Bianet.org. Матар также лишилась своего удостоверения и не может получить его уже два года. Она подала судебный иск и ждет решения. Автор «Книги Мехмета» («Mehmedin Kitabi»), в которой солдаты описывают, как сражались с вооруженными курдскими «сепаратистами» в 1990-е, была оправдана в 2000 году по обвинениям в «клевете на силы безопасности».
Айдын Энгин, бывший автор колонки для газеты «Республика» (Cumhuriyet»), также обратился в административный суд, дабы правительство возобновило действие его журналистского удостоверения, которым он пользовался почти 25 лет. Дело ждет окончательно решения Высшего совета по уголовным делам Кассационного суда. Ранее он был приговорен к 7 с половиной годам тюрьмы по итогу кафкианского суда, состоявшегося в апреле 2018 года по обвинениям в «поддержке нелегальной организации» в связи с полицейским налетом на «Республику», редактором которой все еще оставался Джан Дюндар.
Когда на заявку о журналистском удостоверении для Казыма Гюлечьюза, новостного редактора исламского ежедневника «Новая Азия», не поступило никакого ответа, по этому поводу в апреле также было начато судебное разбирательство. Ранее, в январе 2020 года, суд Стамбула приговорил Гюлечьюза к 20 месяцам тюремного срока за его публикации и статьи в социальных сетях на основании «пропаганды» в пользу организации, которой руководил Фетхуллах Гюлен, исламский общественный деятель, проживающий в США и обвиненный правительством в том, что стоял за неудавшейся попыткой государственного переворота в июле 2016 года.
Отозваны тысячи удостоверений
«Репортеры без границ» заявили: «Эти четыре дела иллюстрируют битву за журналистские удостоверения, которая идет между журналистами и властями, принявшими более жесткую позицию после попытки переворота 2016 года. За прошедшие пять лет они отозвали около 2000 журналистских удостоверений, включая [документы] исламских критиков правительства, республиканцев, светских деятелей и тех, кто поддерживает курдов».
За те три года, пока Управление коммуникациями Турции занимается выдачей таких удостоверений, оно ответило отказом на 1 371 из 10 486 заявок, поданных журналистами, и все еще работает над 220 заявками. Оно также отозвало 1 238 удостоверений с 2019 года. Гёкхан Дурмуш, глава Союза журналистов Турции (СЖТ), оценивает количество журналистов Турции, имеющих соответствующие удостоверения, примерно в четверть от общего числа работников прессы в стране.
В ответ на жалобу Ассоциации прогрессивных журналистов (АПЖ) секция по административным вопросам Государственного совета тем не менее постановила в ноябре 2020 года, что директива Управления коммуникациями использовала крайне широкие определения для обоснований отказа в выдаче журналистских удостоверений, «создавая атмосферу устрашения для журналистов».
Указанные в соответствующей директиве причины для отказа были, в частности, такими: «подрыв профессиональной деятельности или действия, направленные против нее», «действия, направленные против национальной безопасности или против общественного порядка» и «возведение такого поведения в привычку».
21 мая Управление коммуникациями Турции опубликовало новую директиву, которая тоже далека от того, чтобы порадовать журналистов. В ней, в частности, постулируется: «Удостоверение журналиста, не нашедшего работу в течение месяца после того, как стал безработным, будет отозвано. Особый комитет может принять решение о прекращении действия постоянного журналистского удостоверения». С точки зрения журналистских организаций и средств массовой информации, включая АПЖ, СЖТ, профсоюз работников прессы «DISK Basin-Is», Совет по делам печати, Управление коммуникациями не имеет права диктовать, кто является и кто не является журналистом.
Турция занимает 153-е место из 180 стран согласно Всемирному индексу свободы печати «Репортеров без границ» от 2021 года https://rsf.org/en/ranking.