Отчет MFRR: турецким журналистам предъявляются сфабрикованные обвинения

Мониторинговая организация MFRR зафиксировала рекордное число нарушений свободы прессы и СМИ в Турции – 136 случаев, когда были попраны права 172 человек или нарушалась деятельность масс-медиа.

Организация «Быстрое реагирование на нарушения свободы СМИ» (MFRR) опубликовала свежий отчет о нарушениях свободы СМИ, зафиксированных в рамках программы Mapping Media Freedom в период с января по июнь 2023 года во всех государствах – членах ЕС и странах-кандидатах.

За шесть месяцев партнеры MFRR зафиксировали 575 нарушений свободы СМИ в государствах-членах Европейского союза и странах-кандидатах на вступление в ЕС. Эти инциденты коснулись 844 человек или СМИ. 307 случаев произошли в странах-членах ЕС, а 268 – в странах-кандидатах.

Настоящий отчет представляет собой обзор ситуации со свободой СМИ в странах Евросоюза и странах-кандидатах на вступление в ЕС в первой половине 2023 г. Документ начинается с тематической главы о преследовании независимых медиа в Турции на фоне разрушительных землетрясений и национальных выборов, прошедших в начале года. Далее, во второй главе, рассматривается ситуация на Украине и её последствия для свободы СМИ.

Ниже приведены основные тезисы из отчета MFRR в части, касающейся Турции:

Масштабное подавление свободы прессы и системные репрессии против независимых СМИ в Турецкой Республике продолжались после разрушительных февральских землетрясений, а также в преддверии президентских и парламентских выборов, состоявшихся в мае.

За отчетный период MFRR зафиксировал рекордное количество нарушений свободы СМИ в стране – 136 случаев, когда были попраны права 172 человек или нарушалась деятельность масс-медиа.

Произвольные аресты и тюремное заключение как инструменты давления

Правовые методы давления были самой распространенной угрозой свободе прессы в Турции, составляя почти половину (44,9%) зафиксированных организацией случаев. Бездоказательные аресты, уголовные обвинения и приговоры использовались для запугивания журналистов, подавления критики и создания препон для публикации независимых материалов.

В сфабрикованных исках против журналистов часто фигурировали обвинения в терроризме, «оскорблении должностных лиц», «оскорблении президента» и «открытом разжигании ненависти и вражды». Турция остается одной из стран, где журналисты чаще всего оказываются в тюрьмах. На момент публикации этого текста в заключении находился 21 журналист.

В апреле по меньшей мере 10 курдских журналистов были арестованы в ходе утренних рейдов по всей Турции, в ходе которых в 21 провинции было задержано 126 человек, включая работников СМИ, адвокатов, правозащитников, политических активистов и деятелей культуры и искусства. Эти задержания прошли в рамах антитеррористического расследования, инициированного прокуратурой г. Амеда.

Репрессии ширились в преддверии парламентских и президентских выборов, которые состоялись 14 мая. Были зафиксированы систематические преследования и запугивание журналистов, освещающих вопросы, представляющие общественный интерес, в частности, корреспондентов курдского происхождения.

В ряде случаев журналистам, в том числе иностранным, был закрыт въезд в страну, либо их задерживали при попытке покинуть территорию Турции.

Журналисты, освещавшие землетрясения и выборы, подвергались физическому насилию

Работники СМИ часто подвергались физическому насилию, особенно со стороны частных лиц, при освещении турецких выборов и работая в пострадавших от землетрясения районах. Государственные чиновники и их охранники также стояли за несколькими физическими нападениями на корреспондентов.

Вместо того, чтобы защищать свободу прессы, RTÜK (турецкий Верховный совет радио и телевидения) продолжает преследовать свободные СМИ.

Этот орган, контролируемый правительством Турции, продолжает применять дискриминационные санкции в отношении масс-медиа за их критические материалы, в частности, публикации о землетрясениях и сообщения о выборах. Санкции заключались в денежных штрафах и временных запретах на выпуск телепрограмм в эфир.

Турецкие суды вынесли постановления о блокировке доступа к сотням новостных текстов и постов в соцсетях. Из-за большого объема этих нарушений не все из них удалось зафиксировать на MapMF.

Вербальное преследование репортеров, освещавших последствия землетрясений

После разрушительных февральских землетрясений репортерам неоднократно чинились препятствия в работе в зонах стихийного бедствия, чаще всего со стороны полиции, а также частных лиц и органов власти. Порой журналисты сталкивались с жесткими словесными преследованиями и угрозами со стороны граждан, когда вели репортажи из зоны катастрофы.

Политики, проправительственные СМИ и RTÜK публично дискредитировали, угрожали и запугивали независимые информационные агентства и работников масс-медиа, особенно в связи с их критическими материалами о последствиях бедствия. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган угрожал широкомасштабными ответными мерами за распространение так называемой «дезинформации» о землетрясениях в прессе, а председатель RTÜK Абубакир Шахин неоднократно запугивал журналистов и телеведущих, освещавших последствия катастрофы.

Доступ к Twitter* (X) блокируется в критические моменты

Вскоре после землетрясений местные источники сообщили, что доступ к сети X, ранее известной как Twitter, был временно заблокирован властями. Турецкие власти также отказали журналистам в аккредитации в районах землетрясений без адекватного объяснения причин, а позднее нескольким репортерам запретили освещать процесс голосования в разных городах.

В преддверии общенациональных выборов, которые пройдут в мае, компания X объявила, что ограничивает доступ к определенному контенту на территории Турции в соответствии с юридическими запросами. Конкретные аккаунты, которых это коснулось, и детали запроса не разглашались. Генеральный директор Twitter Илон Маск оправдывал введение ограничений, заявив, что «выбор состоит в том, чтобы «перекрыть воду всей сети» Twitter полностью или ограничить доступ к некоторым твитам».

* - соцсеть заблокирована на территории РФ