Азиз Оруч, редактор новостей информационного агентства «Месопотамия», задержанный вместе с ещё 20 коллегами во время домашних обысков в Амеде (Диярбакыр), состоявшихся 8-го июня 2021-го года, был отправлен за решётку 16-го июня того же года вместе с другими 15-ую журналистами. Оруч, которого арестовали по обвинению в «членстве в террористической организации», дал интервью информационному агентству Evrensel в тюрьме типа D в Амеде, где он сейчас удерживается.
Оруч, которого прошлый раз отпустили лишь спустя 11 месяцев пребывания за решёткой, продолжает свою журналистскую деятельность в информационном агентстве «Месопотамия». Он заявил, что его арест связан с его деятельностью и что его «задержали без всяких законных оснований». Журналист сообщил, что в отношении него продолжает вестись три дела. Его уже задерживали, когда он учился в университете. Оруч сейчас оказался в тюрьме в третий раз. «Как и десятки тысяч наших людей, я подвергся репрессиям со стороны власти. Трудно смириться с тем, что происходит в тюрьмах, с задержаниями. Жаль, что нам пришлось заплатить такую большую цену, но, когда дело заходит о журналистике и истине, мы не сожалеем о том, что было сделано нами».
Единство и солидарность
Оруч рассказал, что его жена и двое детей тоже переживают трудные времена из-за его ареста. Однако он подчеркнул, что они в очередной раз преодолеют все трудности при помощи единства и солидарности. Веря, что его арест и суд нам ним были запланированы заранее, журналист отметил, что на его дело наложен гриф секретности.
«Во время дачи показаний в офисе прокурора мы узнали, что не только те новости и программы, которые мы готовили, но даже вопросы, которые мы задавали во время интервью, рассматриваются как преступление. Мы поняли, что нас преследуют за сам факт ведения журналистской деятельностью. Я делал программу для ТВ «Звук улицы» на протяжении более чем года. Официальные лица отсмотрели все эпизоды, чтобы найти криминальный элемент в моих вопросах, в итоге полицейский задержал молодого человека просто за то, что он разговаривал со мной. Молодого человека взяли в Испарте и удерживали с нами во время его заключения на протяжении многих дней, при этом он даже не знал, за что его арестовали. Это действительно трагикомично. Оказывается, запрещено задавать вопросы и отвечать на них. Даже один этот момент способен раскрыть абсурд ситуации».
Послание через курдских журналистов
«Однако все должны знать, что никто из наших друзей не совершал никаких преступлений, при этом каждый из них является важным журналистом», – заявил Оруч. «Арестованные люди занимались журналистикой на протяжении многих лет. Их арестовали именно из-за их профессиональной деятельности. Цель заключается в том, чтобы не позволить им ей заниматься. Это операция против смелых журналистов, продолжающих традицию свободной прессы. Голос курдской прессы пытаются заставить замолчать. Это своего рода послание Западу, передаваемое через курдов и курдских журналистов. Я бы хотел направить своё послание отсюда: мы должны быть едиными, а не разделёнными. Мы должны продемонстрировать солидарность немедленно. Мы должны писать без страха и быть голосом других. В противном случае результат очевиден».
Что спрашивает журналист?
«Даже сама постановка вопроса рассматривается как преступление. Власти продолжают нас спрашивать: «Что вы имеете в виду под Курдским вопросом?», «Существует ли Курдский вопрос?», «Почему вы спрашивали про заключённых?», «Почему вы задавали вопрос про изоляцию?», «Почему вы спрашиваете об операциях?» Хотя всё это составляет неотъемлемую часть работы настоящего журналиста. Мы продолжим и дальше задавать эти вопросы. В случае с пытками в Ване, когда людей сбросили с вертолёта, наших друзей спрашивали: «Почему вы не делаете новости для таблоидов и спортивных изданий»?
Оруч рассказал, что его дети – сын Арен и дочь Ниса – спросили его, когда они пришли к нему на встречу: «Папа, ты оказался в тюрьме из-за тех новостей, что готовил?», Оруч ответил им: «Да, я попал за решётку из-за новостей. Это цена, которую вы платите, когда занимаетесь новостями. Однако я сказал им также, что вернусь».
«Мы должны вместе взять этот процесс под контроль, и я надеюсь, что мы скоро сможем встретиться на свободе», – добавил он.
Оруч поблагодарил информационное агентство Evrensel за интервью, сказав: «Ваша солидарность очень важна для нас. Я люблю всех ваших сотрудников».