Организации прессы: «закон о дезинформации» приведет к жесткой цензуре

Семь ведущих журналистских организаций Турции выразили «обеспокоенность по поводу законопроекта о дезинформации, который, по нашему мнению, может привести к одному из самых жестких механизмов цензуры и самоцензуры в истории Турецкой Республики».

Депутаты правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД) внесли в парламент «законопроект о дезинформации».

Подписанный 66 депутатами от двух партий документ, «законодательное предложение о внесении изменений в Закон о печати и ряд норм права», был представлен спикеру парламента 26 мая. Законопроект на 31 странице включает 39 статей.

Совместное заявление подписали представители Союза журналистов Турции, старейшей и крупнейшей профсоюзной организации журналистов в стране, Национального комитета Международного института прессы Турции, Журналистской ассоциации, Ассоциации прогрессивных журналистов, Совета прессы Турции, Ассоциации журналистов профсоюза KESK и их коллеги из Измира. Все они убеждены, что «законопроект был подготовлен за закрытыми дверями руководством правящего блока ПСР/ПНД, при этом мнения журналистов учтены не были».

В совместном заявлении этих организаций сказано: «Законопроект добавляет в уголовный кодекс новое преступление, так называемое «публичное распространение ложной информации», наказуемое тюремным заключением. Он также дает администрации новые полномочия по применению санкций к СМИ в виде штрафов, запрета на рекламу и ограничения пропускной способности каналов связи. Если законопроект вступит в силу, он усилит систематическую цензуру и самоцензуру в Турции вместо того, чтобы бороться с дезинформацией. Мы призываем к его немедленному отзыву, потому что закон о медиа, не отражающий мнений работников СМИ и журналистских организаций, не может решить проблему дезинформации».

Ассоциации прессы отметили, что «такие понятия, как дезинформация, фальшивые новости, необоснованная информация и искаженная информация приводятся в законопроекте без каких-либо юридических определений. В нем также упоминаются такие расплывчатые понятия, как безопасность, общественный порядок и общественное спокойствие. Прежде эти неоднозначные определения и понятия уже использовались против журналистов в ходе судебных процессов. Такой подход делает нормы права средством для грубых злоупотреблений со стороны судебной системы, которая уже пострадала от политизации и потери независимости. Мы не приемлем этот законопроект».

Журналистские организации призвали всех деятелей политической арены страны начать процесс диалога с медиа-ассоциациями для решения проблем, связанных с дезинформацией, отметив: «Дезинформация – проблема, существующая во всем мире. Есть множество других неурядиц и сложностей, которые снижают качество журналистики в Турции и вредят праву общества на получение информации. Мы призываем всех политических деятелей начать всеобъемлющий прозрачный процесс диалога с журналистскими организациями для формирования плюралистических законов, создания демократических институтов и улучшения процесса саморегулирования, которые могут решить эти проблемы, после приостановки действия текущего законопроекта».

Подоплека происходящего

В законопроекте сказано, что «использование социальных сетей, сфера которых расширяется параллельно с использованием интернета, облегчающее и ускоряющее доступ к новостям и информации», фактически представляет собой проблему.

В проекте перечислены негативные с точки зрения его создателей моменты, связанные с социальными сетями:

«Появляются новые и новые платформы социальных сетей с различной тематикой. Люди проводят на этих платформах значительную часть своего времени.

Цифровизация ведет к миру, в котором обсуждаются расстройства личности или психологические заболевания.

В рамках этого цифрового мира люди сталкиваются с новыми проблемами или нарушениями их личных прав.

Провайдеры социальных сетей или другие субъекты, действующие лица этого цифрового мира [...] противостоят законным требованиям государств».

В общем обосновании проекта сказано, что закон был подготовлен для защиты людей от «сквернословия, клеветы, оскорблений, оговоров, дискредитации, ненависти и дискриминации», поскольку «злоумышленники скрывают свои личности» и «создают нарушающий нормы права контент, пользуясь поддельными именами и аккаунтами».

В предложении говорится, что «исходя из сказанного, очевидно, что акт намеренного создания и распространения фальшивых новостей (дезинформации) представляет собой серьезную угрозу, которая... препятствует реализации прав граждан на доступ к соответствующей действительности информации.

Это также создаёт угрозу для реализации основных прав и свобод, в первую очередь свободы выражения мнения и свободы информации, путем злоупотребления различными свободами. Уровень, которого дезинформация достигла с развитием технологий, сделал борьбу с этой угрозой во имя защиты основных прав и свобод необходимостью».

Однако, истинная суть законопроекта заключается в статье 29 под названием «Борьба с дезинформацией». В соответствии с ней в Уголовный кодекс Турции будет внесено такое преступление, как «открытое распространение информации, вводящей общественность в заблуждение». Те, кто распространяют ложную информацию о «внутренней и внешней безопасности страны, общественном порядке и здоровье населения», «нарушая общественное спокойствие», будут приговорены к тюремному заключению сроком от года до трех лет. Если же подобное правонарушение совершено путем сокрытия подлинной личности или в рамках деятельности организации, «срок наказания будет увеличен вдвое».

Парламентский комитет юстиции приступит к обсуждению законопроекта.