Айгюль: журналисты рискуют жизнями в Турции и Курдистане

Журналист Синан Айгюль говорит, что его коллеги в Турции и Курдистане рискуют жизнью, выполняя свой профессиональный долг. «Здесь невозможно говорить о свободе прессы. К сожалению, быть журналистом в Турции – значит рисковать собой», – заявил Айгюль.

Синан Айгюль, занимающийся журналистскими расследованиями и специализирующийся на разоблачении коррупции в муниципалитете Татван, провинции Битлис, которым управляет ПСР (Партия справедливости и развития), стал жертвой жестокого нападения после очередной публикации своего материала.

Благодаря четким записям камер наблюдения и массовому давлению со стороны общественности нападавшие были арестованы. Ими оказались телохранитель мэра Татвана Юджель Байсал и полицейский Энгин Каплан. Их обвиняют в умышленном нанесении телесных повреждений с применением оружия.

«Мы не будем молчать»

Синан Айгюль давно пишет о коррупции, правонарушениях и интригах в Татване. Недавно он опубликовал материал о коррупции в сфере тендеров на недвижимость, проводимых городскими властями: «Это разоблачение коррупции стало последней каплей. Я и раньше сталкивался с угрозами, работая в журналистике. Но это нападение должно было дать четкий сигнал: воровство и коррупцию будут терпеть и дальше, и никто не должен протестовать». Он добавил: «Я столкнулся с подобной реакцией, но я продолжу выполнять свой долг журналиста с ещё большей решимостью. Это нападение должно было заставить нас замолчать, но этого не будет. Мы будем говорить ещё громче и продолжим делать нашу работу без проволочек».

Подоплека нападения

Татван – маленький город, где люди знают друг друга, говорит журналист. Он добавил: «Как они посмели устроить такое нападение? Это настолько очевидно и вопиюще. В прошлом я писал о гораздо более серьезных случаях коррупции и имел дело с куда более опасными людьми. Но прежде никто не шёл на такие демарши. Они совершили ошибку. Они не понимали, к чему ведут их действия. Это один нюанс ситуации. Другой её аспект заключается в том, что люди, которые стоят за ними, дали им соответствующие гарантии. Нападавших заверили, что они в безопасности. Этот факт также нельзя игнорировать».

«Они собирались меня убить»

Айгюль считает нападение не простой физической угрозой, а попыткой убийства. Он вспоминает: «Они ударили меня ломом по голове сзади. У них в руках были лом и кастет. Учитывая это, их целью явно было убийство. Я уверен, что это был не акт запугивания, а покушение на убийство. Нападение произошло сразу после публикации моего свежего материала о городских властях. Организаторами этого нападения были телохранители мэра, их сотрудники и родственники. Человек, стоявший за этим, должен быть очень влиятельным, так как один из преступников был офицером полиции, а другой – городским чиновником. Эти люди поставили под удар свои собственные жизни и работу. Поэтому организатор случившегося – человек у власти. Мы найдем его».

«Эта страна – ад для журналистов»

Корреспондент добавил, что отсутствие свободы прессы «не новая проблема. За последние 20 лет ограничения на свободу прессы и свободу выражения мнений вышли на уровень, сравнимый с ситуацией в других диктаторских странах. Все законы, принятые с тех пор, никак не поддерживают журналистику и свободу информации, а работают против них. В стране существуют ограничения, контроль и цензура прессы. Право населения на получение актуальной информации сводится к нулю. Последний закон о цензуре представляет собой отдельную проблему. Я первый и пока единственный журналист, который был арестован и осужден в рамках этой правовой нормы. Эти законы расширяют возможности государственных органов и их коррумпированных коллег. Если бы свободная пресса существовала и действовала в настоящей демократической среде, подобные махинации не были бы возможны. Однако, к сожалению, мы живем в сложившихся обстоятельствах. Работать журналистом в Турции и Курдистане – значит рисковать своей жизнью. К прискорбию, за всю историю работы медиа в этой стране были убиты десятки наших коллег. Сотни наших товарищей уже подвергались насилию и были избиты на улицах. Сотни друзей до сих пор отбывают тюремные сроки. Свободы прессы здесь не существует. К сожалению, эта страна – ад для журналистов».