Турция

17 лет тюрьмы за публикацию общеизвестных фактов

Главная прокуратура Стамбула предъявила обвинения шести заключенным в тюрьму журналистам, обвиняемым в разглашении государственной тайны в связи с их репортажами о Ливии.

Шесть журналистов арестованы в начале марта за свои репортажи о Ливии. Они обвиняются в разглашении государственной тайны; им грозит тюремное заключение сроком от восьми до семнадцати лет за «нарушение закона о разведке». В основе обвинения лежит новая статья в Уголовном кодексе Турции, регулирующая преступления против «национальной спецслужбы» и прямо касается журналистов, находящихся в тюрьме за репортажи о военных миссиях Анкары в Ливии.

Журналисты Мехмет Ферхат Челик и Айдын Кесер из прокурдской газеты «Ени Яшарам» (Yeni Yaşam), Мурат Агырел из издания «Еничаг» (Yeniçağ) и Бариш Пехливан, Бариш Теркоглу и Хуля Кылынч из новостного интернет-портала Oda TV были арестованы в конце февраля – начале марта.

Журналисты обвиняются в «разглашении информации и документов о разведывательной деятельности». Их сообщения касались похорон убитых в Ливии членов турецкой секретной службы НРО (Национальной разведывательной организации). Казус, однако, состоит в том, что их смерть ранее уже была предметом общественного обсуждения.

Журналисты Ени Яшарам сообщали только о солдатах, погибших в Ливии. В их отчетах не было никаких упоминаний о членах НРО.

Ныне проживающий в Германии журналист и социальный антрополог Эрк Акарер и сотрудник пресс-службы управляемого НРП (Народно-республиканской партией) муниципалитета в районе Ахисар провинции Маниса на западе Турции также обвиняются в разглашении государственной тайны. Однако пока не ясно, когда состоится суд.

Журналистская инициатива «Хаберин вар ми» («Знаете ли вы») недавно начала кампанию рассылки писем в поддержку заключенных журналистов и призвала через социальные сети к участию в ней в знак солидарности под хэштегом #GazetecilereMektupVar. В своем твиттере инициатива опубликовала фотографии виртуальных конвертов с адресами журналистов. Идея акции такова: «Они находятся в тюрьме, потому что информировали общественность, распространяли правду и предоставляли факты. Теперь наша очередь говорить правду».