Бадран Чия Курд дал оценку стремлению СНБКС принять участие в работе автономной администрации до выборов, а также оценил дискуссии, ведущиеся в этом направлении. Он сказал: «Их участие в управлении будет зависеть от того, как пройдут демократические выборы, какие результаты покажут их участники. Представляя нынешнюю админиcтрацию, мы можем обсудить некоторые вопросы и до выборов, чтобы обеспечить успех нашим переговорам. Если Высший руководящий орган курдов создаст комитет, чтобы обсуждать эти вопросы с автомномной администрацией, мы примем в этом участие. Однако мы не можем безоговорочно утверждать, что СНБКС обязательно будет допущен к управлению территориями, находящимися под контролем Автономной администрации, какое бы активное участие они ни принимали во всём сейчас. Всё это является темами дальнейших обсуждений».
– На границе между южным Курдистаном и Рожавой активно строятся новые военные посты, а на границе с Дирбесие роют окопы и траншеи. Ходят слухи о новых нападениях на жителей Рожавы. Что вы думаете об этом? И почему ДПК проявляет такую активность на границе с Рожавой?
– Все эти действия – рытьё окопов и военная подготовка – начались после посещения Начирваном Барзани, главой Регионального правительства Курдистана, Анкары.
Этот визит состоялся внезано и в весьма неподходящее время. Логично, что он вызвал много вопросов. Всё это происходило в то самое время, когда турецкая армия вела боевые действия в Оборонительных зонах Мидия, когда мирные жители в южном Курдистане и северной и восточной Сирии умирали, а Шенгал находился под угрозой. В то время, когда в регионе активно шли переговоры, посвящённые единому курдскому альянсу.
Все задаются вопросом: «Почему в столь сложное время состоялся этот визит и каковы последствия?» Мевлют Чавушоглу, министр иностранных дел Турции, заявил: «Мы договорились с Начирваном Барзани о ведении совместной борьбы против РПК». Однако от имени ДПК не было сделано никаких заявлений. В то время как жители юга Курдистана, местные партии и даже центральное правительство в Багдаде высказались в отношении турецких нападений на южный Курдистан и РПК, от ДПК не последовало никакой реакции, никакого осуждения. Напротив, она всегда пытается оправдать данную агрессию, используя те же аргументы, к которым прибегает Турция: объявляет причиной конфликта в регионе РПК.
Подобные политика и отношение к ситуации совсем не служат интересам жителей Курдистана и курдских партий. Невозможно смириться с поддержкой, которая оказывается правительством ДПК Турции, устраивающей геноцид курдского населения. Предположим, ДПК имеет свои интересы и сотрудничает с Турцией. Однако нельзя допустить, чтобы это происходило за счёт интересов курдского народа. Интересы и нужды курдов должны быть превыше всего, их нужно отстаивать.
Поэтому – да, существуют множество вопросов и опасений, связанных с этим визитом. Будет ли, например, ДПК действительно поддерживать Турцию, если она вновь нападёт на Рожаву или Шенгал?
– ДПК должна прояснить свою позицию.
– Совершенно верно, и сделать она это должна как можно скорее. В первую очередь они должны сделать заявление, в котором бы объяснялась вся эта активность, а также причины, по которым создаются новые военные посты. Мы надеемся, что ни один курд не станет договариваться с врагами своего народа, не будет действовать во вред национальным интересам. Потому что мы прекрасно знаем, что сильная Рожава – это сильный южный Курдистан. И наоборот. По сути, будущее всех частей Курдистана взаимосвязано. Вы не можете разделять интересы этих частей. Именно поэтому любые отношения должны развиваться с учётом этих реалий.
Все прекрасно понимают, что угроза турецкой оккупации никуда не исчезла. Пока мировоззрение турецкой элиты не поменяется, угроза для всего курдского народа будет сохраняться. Каждый день наши люди сталкиваются с политикой геноцида в северном и южном Курдистане, в Рожаве. На сегодняшний день нападения на районы северной и восточной Сирии, находящиеся под контролем Автономной администрации, стоят на повестке дня, упоминаются даже названия конкретных регионов.
Мы хотели бы сказать следующее: мы всегда будем считаться с угрозами и возможным прямым нападением Турции, ни о каких компромиссах и договорах с турецкой стороной речи не идёт. Каждй раз, когда у них появляется возможность, они будут атаковать, если считают, что готовы к этому. Они хотят устроить геноцид для всего нашего населения, уничтожить наши достижения. Как прекрасно понимают наши люди, мы имеем дело с безжалостным и кровожадным врагом и должны всегда быть готовы к самому худшему.
– Турция, заключив соглашение с РФ, оккупировала Африн, после достижения соглашения с США Турция заняла Сарекание и Гре Спи. Оказывают ли эти мировые силы какое-либо влияние на возможность нового турецкого вторжения?
– Разумеется, организация нового вторжения зависит не только от Турции, политический процесс также зависит от других сторон, их позиции по вопросу. Если будет достигнуто какое-либо соглашение и стороны придут к компромиссу, то возможно новое нападение.
На данный момент в ходе наших диалогов с международными силами в северной и восточной Сирии все они утверждают: «Мы не допустим нового вторжения. Мы не хотим, чтобы это произошло». США утверждают: «Мы не хотим, чтобы повторилась ситуация с Гре Спи и Сарекание», Россия утверждает: «Мы не хотим, чтобы вновь случилось то, что уже произошло в Африне».
Однако это лишь то, что говорится нам, на самом деле все эти стороны, несомненно, ведут свои сепаратные переговоры. Мы должны учитывать, что эти страны за закрытыми дверями могут прийти к определённого рода соглашениям в своих собственных интересах. Мы не можем сказать, что новой атаки не произойдёт, основываясь исключительно на заявлениях этих сторон. Мы пытаемся не допустить очередного вторжения, прилагая все возможные усилия в рамках дипломатии, однако мы всегда при этом готовимся к возможному нападению.
На сегодняшний день Турция стала серьёзной угрозой для стабильности и безопасности в мире. Мы уже сообщали об этом всему миру. Получилось так, что все убедились в правоте наших слов. Сейчас эту опасность видим не только мы, но и Европейский Союз, страны НАТО, арабские страны и государства Кавказа. Несколько дней назад на сессии, посвящённой правам человека, в ООН заявили, что Турция играет отрицательную роль. От Индии до ЕС – все раскритиковали действия Турции в регионе.
– Переговоры о курдском объединении с СНБКС и НСКП продолжаются. Было принято решение создать высший руководящий орган курдов. Член президентского совета ПДС Алдар Халил в своём заявлении сказал, что НСКП готов разделить свои обязанности по управлению с членами СНБКС. Что вы думаете об этом?
– Диалог вышел на определённый уровень. Несмотря на все трудности, было сделано много важных шагов. В том, что касается общих принципов, был достигнут компромисс для образования высшего руководящего органа курдов. Об этом будет объявлено в ближайшие дни. Осталось обсудить ещё несколько вопросов, один из них касается того, каким образом СНБКС будет принимать участие в работе. Опять-таки существуют и другие темы для обсуждения. Мы полагаем, что в рамках высшего руководящего органа будет сформирован специальный комитет и что все эти вопросы будут обсуждены с автономной администрацией.
– Так каким образом СНБКС сможет принять участие в административной работе?
– Будучи представителями Администрации, мы утверждаем следующее: наиболее подходящий способ принять участие в управлении – это выборы. Если будет достигнут консенсус по этому вопросу, мы определим точную дату выборов, и каждая сторона начнёт к ним готовится. Это демократический способ, демократическое право каждого принимать участие в выборах и затем войти в руководящие органы в случае удовлетворительных результатов на этих выборах. Однако повторюсь: некоторые вопросы можно обсудить до выборов, чтобы обеспечить успех этого диалога и взаимодействие между курдами.
То, каким образом СНБКС займёт место в администрации, в каких институтах они будут представлены, в каком количестве, на данный момент не может быть точно установлено. Все эти вопросы должны быть обсуждены и улажены с действующей Автономной администрацией.
Также, помимо вопросов управления, в переговорах о достижении альянса между курдами обсуждались вопросы, связанные с безопасностью и военной организацией. Высший руководящий орган курдов должен создать специальный комитет и обсудить эти вопросы с ОНС и ЖОС. Всё это нужно обсуждать с представителями Сил демократической Сирии (СДС). Мы ожидаем возвращения делегации СНБКС из южного Курдистана, которая должна будет объявить об итогах своих переговоров с НСКП, в рамках Высшего руководящего органа курдов будет создано несколько комитетов, чтобы обсуждать различные вопросы.
– Как вы оцениваете заявление министра иностранных дел Сирии Валида Муалима, обвинившего СДС и Автономную администрацию во враждебных действиях в отношении жителей Сирии и единства страны в своей речи, с которой он выступил на Генеральной Ассамблее ООН?
– На данный момент отношение режима к процессу политического решения сирийских проблем, в особенности к Автономной администрации северной и восточной Сирии, крайне негативное. Мы все в курсе тех оценок, которые дал министр иностранных дел Сирии Вали Муалим на встрече ООН.
В очередной раз он подверг нападкам СДС и Автономную администрацию, что никак не способствует успешному диалогу с целью достижения решения проблем. Режим БААС должен объективно взглянуть на ситуацию. Они должны понять, что своими действиями, негативным отношением к Автономной администрации лишь вредят Сирии, обрекая ее жителей и дальше на то, чтобы становиться жертвами массовых убийств. Если они не признают собственные ошибки и продолжают обвинять нашу администрацию, то лишь для того, чтобы запутать людей, не дать им увидеть правду.
Каждые несколько дней они выступают с заявлением о том, как Автономная администрация планирует разделить Сирию. Однако на самом деле именно политика, проводимая режимом БААС, ведёт к развалу страны. Именно они разрывают страну на части. Турция и подконтрольные ей боевики уже оккупировали северную Сирию, превратив их в часть турецкого государства.
– Что происходит в оккупированных Турцией районах?
– На данный момент оккупированные Турцией районы управляются по законам и правилам Турции. В этих районах турецкая служба безопасности создала такую систему, которая соответствует системе, установленной на территории Турции со всеми вытекающими – здесь используются турецкий язык и турецкая валюта, насаждается турецкая культура, а местная система управления полностью дублирует турецкую. Всё находится под контролем Турции.
Режим в Дамаске должен понять, кто на самом деле представляет угрозу для территориальной целостности Сирии и кто пытается разорвать её на части. Однако вместо того, чтобы обвинять Турцию и подконтрольных ей боевиков, они продолжают негативно высказываться об Автономной администрации и СДС, готовя таким образом почву для нового турецкого нападения.
Они распространяют пропагандистскую ложь о том, что будто бы представители СДС похитили и убили несколько арабов в таких районах, как Дейр эс-Зор. Нет смысла много говорить об этом, так как имеется масса свидетельств и доказательств, что эти новости ложные, что их специально сфабриковали. Нам удалось поймать многих людей, связанных со спящими ячейками. Они утвержали, что являются лояльными режиму и убивали мирных граждан, также они сообщили, что есть ещё многих других людей, которые, как и они, работают на режим, сея хаос в регионе.
– Каково отношение официального Дамаска к Автономной администрации?
– Уже упомянутый выше Валид Муаллим призывал жителей Дейр эз-Зора восстать против Автономной администрации и коалиции, заявляя: «Выступайте против курдов, мы с вами, мы вас поддержим». Таким образом они открыто пытались посеять хаос и вражду в районах, находящихся под нашим контролем. Почему же тогда Валид Муаллим не призывает людей, живущих в Бабе, Идлибе и Азазе, выступить против боевиков и оккупационных сил?
Сирийский режим не имеет ни малейших шансов вернуть себе власть над регионом. Несколько дней назад в очередной раз неизвестными преступниками были убиты два человека в Ракке. Жители региона напали на боевой пост сирийской армии, потому что они прекрасно понимают, что именно Дамаск стоит за этим. Ложь вскрылась. Валид Муаллим больше не может открыто выступать, заявляя, что СДС, автономная администрация и курды сделали то и это.
Опять же они говорят, что Автономная администрация и СДС крадут сирийскую нефть. Когда нефть забирало ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ), не было ли это кражей? Почему вы не защищали свою нефть тогда, почему вы не попытались освободить эти регионы от ИГИЛ? Мы освободили районы с нефтяными месторождениями только в наших регионах, заплатив за это жизнями бойцов. И на сегодняшний день доходы от продажи нефти и сама нефть используются на благо жителей региона. А что до сегодняшнего дня сделал сирийский режим для жителей региона? Автономная администрация удовлетворяет нужды местного населения, используя для этого доходы от нефти. Когда эти месторождения были в руках джихадистов, продававших нефть в Турцию, обвинял ли режим ИГИЛ в том, что оно крадёт нефть у Сирии?
Всё это на самом деле показывает, что режим БААС и ПСР-ПНД сотрудничают. У них много совместных секретных планов, они проводят одинаковую политику в отношении Демократической автономной администрации в регионе. Таким образом они хотят в очередной раз ввергнуть регион в хаос, обрекая людей на страдания. В северной Сирии, в районах, которые контролируем мы, они предпочли бы видеть «Аль-Нусру» (организация, запрещённая в РФ), ИГИЛ или кого-нибудь другого, только не Автономную администрацию и СДС. Они хотят, чтобы у курдов, ассирийцев и арабов не было никаких прав.
Именно по этой причине они раз за разом распространяют свою грязную пропаганду, в которую никто уже не верит, стремясь как можно дольше не дать людям узнать истину. Однако наши люди прекрасно понимают, что происходит на самом деле, и поддерживают Автономную администрацию и СДС.