Сирийцы – заложники интересов иностранных держав
Некоторые государства используют право вето исключительно для удовлетворения своих интересов в Сирии, несмотря на то, что их действия угрожают жизни миллионов сирийцев.
Некоторые государства используют право вето исключительно для удовлетворения своих интересов в Сирии, несмотря на то, что их действия угрожают жизни миллионов сирийцев.
В Совет Безопасности ООН согласился в течение одного года ввозить гуманитарную помощь в Сирию через один из пограничных пунктов пропуска с Турцией. Произошло это в связи с тем, что Россия стремится воспользоваться ситуацией в Сирии в своих интересах, включая прямое военное присутствие в стране. Так, Россия оказала давление на США и её союзников, чтобы последние пошли на компромисс, особенно после того, как США ввели санкции против режима правления Башара Асада.
Напомним, что действие резолюции 2165 Совета Безопасности ООН, которая предусматривает поступление гуманитарной помощи в Сирию через четыре пограничных контрольно-пропускных пункта (один с Ираком, один с Иорданией и два с Турцией), было продлено до конца 2019 года. После того как срок данной резолюции истёк, Россия и Китай воздержались от повторного голосования по поводу дальнейшего продления срока действия резолюции, поэтому она была представлена на голосование в СБ ООН. Однако в декабре прошлого года Россия и Китай использовали своё право вето относительного сирийского вопроса против продления действия данной резолюции. Обе страны заявили, что четырёх контрольно-пропускных пунктов слишком много, и потребовали, чтобы действующими остались только два: оба на границе с Турцией.
Россия оказывала давление на западные страны и институты ООН. В связи с этим проект резолюции действительно был пересмотрен и впоследствии переформулирован в соответствии с требованиями России: осталось только два действующих контрольно-пропускных пункта, через которые в районы северо-восточной Сирии может поступать гуманитарная помощь. И оба на границе с Турцией. Кроме того, также была достигнута договорённость сократить срок действия мандата ООН с одного года до шести месяцев, а 10 января прошлого года Совет Безопасности ООН принял новую международную резолюцию, чтобы доставлять помощь северо-западным районам Сирии, находящимся под контролем армии Турции и наёмников «Хайят Тахрир аш-Шам» (ранее «Джабхат ан-Нусра», числится в списке запрещённых террористических группировок). В это же время районы северо-восточной Сирии были исключены из списков районов, куда будет доставляться международная гуманитарная помощь.
После вспышки пандемии коронавируса США возобновили разговоры о необходимости открытия контрольно-пропускного пункта Тель-Кочер, который соединяет Ирак и регионы северо-восточной Сирии. В апреле этого года ВОЗ также поддержала эту идею и потребовала незамедлительно возобновить работу КПП Тель-Кочер. Однако ВОЗ быстро перестала вести об этом разговоры и исключила этот вопрос из повестки дня. Произошло это скорее всего потому что Всемирная организация здравоохранения подверглась давлению со стороны России и Турции.
План России
Россия использует своё право вето против резолюции СБ ООН, которая предусматривает доставку гуманитарной помощи в районы северо-восточной Сирии. В интересах России показать, что сирийцы страдают только от санкций американского законопроекта «Цезарь». Она хочет сделать вид, что только этот закон заставляет мирных граждан голодать. Кроме того, Россия стремится убедить всех в том, что международную гуманитарную помощь в северо-восточную Сирию необходимо поставлять только через правительство Дамаска. А как известно, сирийское правительство действует довольно избирательно в вопросах распределения поступающей помощи – оно отправляет её только тем, кто лоялен правительству Башара Асада. Остальные сирийцы ничего не получают.
Кроме того, Россия также стремится лишить районы северо- восточной Сирии какой-либо поддержки извне, чтобы контролировать жителей региона северо-восточной Сирии, а также масштабировать контроль сирийского режима Башара Асада над ними.
«Россия и Китай используют право вето, чтобы правительство Башара Асада могло контролировать поступающую гуманитарную помощь в районы северо-восточной Сирии. В свете санкций американского законопроекта «Цезарь» Россия стремится уничтожить экономику регионов северо-восточной Сирии, чтобы как можно больше всех районов под контролем Автономной администрации перешли во власть сирийского режима Башара Асада. У закрытия остальных двух приграничных контрольно-пропускных пунктов, которые находятся не под контролем Турции, большая политическая подоплёка. Этот вопрос стал очень политизированным», – прокомментировал Бедран Чия Курд.
Решение, которое ставит под угрозу жизни 5 миллионов человек
Одобрение Советом Безопасности ООН ввоза гуманитарной помощи в конкретные районы северо-восточной Сирии, находящиеся под контролем армии Турции и террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» через турецкий КПП, угрожает жизни 5 миллионов коренных жителей и вынужденных переселенцев из многочисленных регионов в регионы северо-восточной Сирии, которые с одной стороны подвергаются атакам наёмников ИГИЛ, а с другой – атакам наёмников армии Турции.
«Одобрить проект резолюции СБ ООН о контрольно-пропускных пунктах, находящихся под контролем Турции, – это значит отказать в помощи более пяти миллионам человек. То, что резолюция СБ ООН не предусматривает открытие КПП с иракской границей (Тель-Кочер) – уже само по себе несправедливо», - говорит Бедран.
Он также отметил, что это решение является попыткой дать Турции и её группировкам возможность контролировать ситуацию с гуманитарными ресурсами региона и помощью, которую было решено предоставить на последнем совещании Европейского Союза в Брюсселе.
«Резолюция СБ ООН 2165, когда её приняли в 2014 году, открыла дополнительные контрольно-пропускные пункты на границах Сирии. Тогда было чётко показано и доказано, что поступающая через Турцию или Дамаск гуманитарная помощь не доходит до всех нуждающихся районов северо-восточной Сирии. Учитывая этот факт, следует напомнить, что сохранение суверенитета и территориальной целостности Сирии соответствует стандартам международного гуманитарного права, когда государство несёт ответственность за доставку поступающей помощи всем своим нуждающимся гражданам», – продолжил Чия Курд.
Заместитель сопредседателя исполнительного совета Автономной администрации северо-восточной Сирии потребовал, чтобы вопрос оказания гуманитарной помощи был полностью выведен за пределы политического конфликта и единственные интересы, которые этот вопрос мог удовлетворить, были интересы сирийского народа, который остро нуждается в помощи. Бедран также завил, что все, кто имеет отношение к сирийскому кризису, должны иметь возможность для оказания гуманитарной помощи любой части Сирии.
Он также подчеркнул, что исключение районов северо-восточной Сирии под управлением Автономной администрации из программы по оказанию гуманитарной поддержки рано или поздно приведёт к гуманитарной катастрофе. Особенно в свете вспышки пандемии коронавируса, слабых экономических возможностей региона, а также экономических санкций, введённых США в отношении Сирии. Бедран Чия указал, что если так будет продолжаться и дальше, то это всё больше будет обострять кризис в регионах северо-восточной Сирии, особенно на фоне большой волны вынужденных переселенцев, которые прибывают в этот регион.
Бедран Чия Курд также упомянул и о том, что на территории северо-восточной Сирии существует 15 лагерей для вынужденных переселенцев, в которых проживают сотни тысяч человек, а их функционирование напрямую зависит от поступающей гуманитарной помощи в регион.
Он также указал, что Турция продолжает совершать свои жестокие преступления против мирных жителей северо-восточной Сирии. Так, недавно Турция злонамеренно снизила уровень воды, поступающей из реки Евфрат в регионы северо-восточной Сирии. Таким образом, она перекрыла доступ к воде в жаркий летний сезон для более чем полумиллиона человек в Хасаке и его окрестностях. Данные действия со стороны Турции являются прямым нарушением международных законов.
«Всё вышеперечисленное представляет собой серьёзные гуманитарные проблемы, которые международное сообщество должно принять во внимание. Необходимо сделать всё, что в их силах, чтобы помочь сирийскому народу», – добавил Бедран.
ООН должна взять на себя ответственность за несправедливые решения
В конце своего выступления Бедран Чия Курд призвал соответствующие международные институты и государства не игнорировать происходящее, а взять на себя гуманитарную и правовую ответственность за последствия своих несправедливых решений.