Семен Багдасаров: искать точки соприкосновения с Турцией бессмысленно

«Мы должны прийти в себя и понять, что Турция была и остаётся геополитическим врагом Российской Федерации», – уверен директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

– Уважаемый Семён Аркадьевич, спасибо большое, что уделили нам время. Как вы оцениваете события, происходящие на Ближнем Востоке?

– Ситуация на Ближнем Востоке очень непростая. Во-первых, сирийская война еще не окончена. Пока на территории Сирии находится турецкая армия – окончания военных действий там не будет. Поэтому я считаю, что сирийское руководство обязано сейчас найти контакт с Силами демократической Сирии (СДС), чтобы изгнать оккупантов. Мы видим, что Эрдоган не собирается возвращать Сирии оккупированные им территории –Азаз, Джалабрус, Африн, другие земли. Изгнать его можно только силой. Сейчас сирийская армия достаточно сильная, да и вооруженные формирования демократических сил тоже сильны. Надо договариваться, искать компромисс, потому что есть общий враг…

Ситуация сложная и в Ливии – там тоже присутствует господин Эрдоган, который поддерживает «Братьев-мусульман». Очень все непросто. В общем, одним из дестабилизирующих элементов на Ближнем Востоке является Турция. Может, поэтому, когда война идёт на Кавказе, в Нагорном Карабахе, абсолютное большинство арабских стран – от Египта до Саудовской Аравии (за исключением Катара, который является союзником Турции) – поддерживают оппонентов Турции и Азербайджана – Армению, хотя они и исламские государства.

– С чем связана такая агрессивная политика Турции?

– Господин Эрдоган решил увеличить территорию Турции за счёт соседей, поэтому он активно «работает» и на греческом направлении, и на южно-кавказском, и на сирийском, и на ливийском, на иракском, на кипрском – то есть демонстрирует амбиции великого государя. Надо отдать должное, ему частично удаётся это сделать, потому что мир сейчас состоит из странных руководителей. Возьмите того же Макрона, президента Франции, – он должен быть обеспокоен положением в Средиземном море, все-таки средиземноморская страна, а он занимается Тихоновской, Белоруссией, забывая даже фамилию этой девушки. Соединённые Штаты бурлят, там тоже что-то непонятно. И в этой неразберихе Эрдоган определил свою задачу – восстановление Османской империи в тех рамках, в которых ее можно восстановить. Он занимается этим как сильный, энергичный и очень циничный лидер.

– Известно, что Турция в данный момент является основным игроком в конфликте между Арменией и Азербайджаном. Какую цель преследует Анкара?

Расширение своего влияния. Азербайджан находится под контролем Анкары. Господин Алиев в прошлом году в своём выступлении на саммите тюркских государств в Баку сказал, что им надо прорубить зангезургский коридор – это гора на территории Армении, и тогда тюркский мир объединится. Поэтому Анкара помогает Баку – уже есть достоверные факты участия турецких вооружённых сил и, в частности, авиации, которая, не заходя в дальность действия карабахских ПВО, наносит ракетные удары по позициям карабахской армии. Есть данные о том, что там воюют те же боевики, которые воюют в Сирии против сирийских демократических сил, это так называемая Сирийская национальная армия (СНА), которая сформирована Анкарой и насчитывает от 80 до 100 тысяч человек. По моим данным, 1500-2000 боевиков СНА принимают участие в этих боевых действиях. И это не просто советники, специалисты по подготовке азербайджанских военных или ещё что-то в этом роде – нет, они участвуют непосредственно в боях, в частности в налетах авиации.

– Каким вам видится курдский фактор в регионе?

Давайте начнём с того, что происходит на южном Кавказе и в Курдистане. Текущие события ясно демонстрируют, что всем антитурецким силам пора объединяться, потому что, если так будет продолжаться, господин Эрдоган будет добиваться успехов.

Вот на северо-востоке Сирии действуют Силы демократической Сирии (СДС), например. Мы не будем говорить, что это филиал Рабочей партии Курдистана, это понятно. Во-первых, РПК не запрещена и не признана в России как террористическая организация в отличие, кстати, от «Братьев-мусульман», представителем которой является господин Эрдоган. РПК не запрещена и в Армении. Так вот, я всегда удивлялся почему армянское руководство не проявляет активности в налаживании отношении с курдами. Ну, говорят, старые обиды… Слушайте, я помню, что в начале 1930-х годов партия «Дашнактютюн» и курдская организация «Хойбун» заявили, что надо объединиться, забыть вековые распри, и совместно действовать против общего врага – Турции. Вот на такой основе сейчас надо создавать единый фронт.

Это могут быть и Греция, и Кипр, и Курдское национально-освободительное движение, и Армения… А в контексте войны на южном Кавказе, в Карабахе, я считаю, что это конкретный совет, и было бы правильно, если бы партия «Демократический союз», так же как Демократическая партия народов (ДПН) в Турции (парламентская) заявили о поддержке народа Карабаха в борьбе с Турцией и Азербайджаном. Я считаю было бы верным, если бы были заключены какие-то соглашения между Нагорным Карабахом и территориями, контролируемыми ПДС, о налаживании, отношений, в том числе, возможно, и военного союза. Не вижу в этом ничего плохого. Есть враг, сильный враг, обладающий мощными военными силами. И он воюет то на одном фронте, то на другом. Почему бы не объединиться! Надо объединяться.

– Каким вам видится будущее курдов и России?

Вы знаете, в России недооценивают курдский фактор. В России была допущена стратегическая ошибка – это сотрудничество с Турцией. Кто-то у нас в России искренне полагает, что надо с Эрдоганом дружить. Мы надружились так, что оказались по разным сторонам баррикад. Сирия, апрельские события этого года в Ливии… Он нас обманул с турецким потоком. Сейчас мы уже, прямо скажем, аутсайдеры в поставках газа и во многих других вопросах. Но пора наступить отрезвлению. Лучше поздно, чем никогда. Мы должны прийти в себя и понять, что Турция была и остаётся геополитическим врагом Российской Федерации. И искать какие-то точки соприкосновения с ней бессмысленно.

– Не секрет, что курды сыграли одну из решающих ролей в победе над ИГИЛ в Сирии. Как вам видится дальнейшие действия России в Сирии?

Я думаю, Россия должна в сирийском конфликте создать такие условия, чтобы Дамаск и, условно, Камышло договорились между собой. Я сейчас не говорю об органах самоуправления… Нужно найти общий язык и совместными усилиями урезонить агрессора. Турция – это агрессор, который незаконно оккупирует территории Сирии. Я надеюсь, война на южном Кавказе показала всем окончательно, что такое Турция.