Сопредседатель Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Рияд Дарар рассказывает: «Приготовления к данному событию велись в течение примерно трёх месяцев. Всё это время поддерживались контакты между членами политбюро партии «Народная воля» и руководством нашего Ассамблея. Был осуществлён обмен мнениями о путях политического урегулирования конфликта и будущего страны. Мы пришли к согласию относительно возможности подписания меморандума о взаимопонимании, в котором бы закреплялись те положения, которые мы разделяли. Естественно, всё это можно рассматривать в качестве отражения стремления Ассамблеи демократической Сирии (АДС) к установлению контакта со всеми политическими силами страны, действующими как на её территории, так и за её пределами, а также участвующими в работе различных платформ и площадок, включая и конституционный комитет, и Верховный совет по переговорам.
Нами была сформирована специальная комиссия для выработки текста меморандума. Её члены согласовали перечень положений, по которым наши мнения совпадали. Он был обнародован в ходе визита в Москву. Взаимопонимание, следует отметить, было на высоком уровне, а в случае возникновения каких-либо разногласий переговорщики обращались к руководящим органам своих партий для выработки приемлемых для всех компромиссных формулировок. Именно такой конструктивный подход и позволил в конечном счёте сделать возможным подписание меморандума».
Ключевые положения
Относительно ключевых положений меморандума Рияд Дарар заявил: «Соглашение было достигнуто по пяти ключевым положениям, имеющим как идеологический, так и практический характер. Кроме того, важные мысли были изложены в преамбуле и резолюции меморандума. Данные положения подтверждают, что Сирия должна стать демократическим и децентрализованным государством, этому и в самом деле уделялось большое внимание. Мы стремились показать, что по этому вопросу наша позиция относительно наиболее приемлемого курса дальнейшего развития сирийской республики совпадает с позицией «Народной воли».
Принцип децентрализации, отражённый в меморандуме, был охарактеризован как право народа самостоятельно осуществлять администрацию в районах своего проживания, в то время как центральным властям оставлялся контроль над тремя т.н. суверенными министерствами, список которых включает в себя министерство обороны, министерство иностранных дел и министерство экономики. Данная позиция является нашим принципиальным взглядом на будущее устройство сирийского государства и на его политический режим. Помимо этого, было выражено согласие относительно необходимости урегулирования сирийского конфликта политическими путями на базе женевских договорённостей и резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Это тоже является важным принципом, которым мы руководствуемся в нашей политической деятельности. Успешным в Сирии может быть лишь политический процесс, однако для этого необходимо обеспечить участие всех сторон. Об этом также было сказано в меморандуме о взаимопонимании, который отмечает важность подключения к мирному процессу всех платформ, в том числе и нашего Ассамблея демократической Сирии, его участия в работе конституционного комитета и на переговорах в различных форматах.
Также мы обсудили положения различных этноконфессиональных компонентов сирийского общества, в частности, оно сопоставлялось с декларируемыми положениями равенства прав и обязанностей для всех граждан страны. Мы отметили необходимость урегулирования курдского вопроса. По нашему мнению, его мирное урегулирование – это залог успеха демократического эксперимента в Сирии, демократических преобразований в Сирии в целом. Схожим образом выглядит ситуация и с правами ассирийцев и прочих этноконфессиональных групп. Выработка такого текста конституции, который бы обеспечивал их полное включение в единое политическое пространство, является необходимостью, на чём сошлись представители обеих наших партий.
Для нас чрезвычайно важным является признание Автономной администрации, поскольку в этом нуждается всё общество. Опыт, реализованный на сирийском северо-востоке, является примером успешного народовластия в отдельно взятом регионе. Его вполне можно было бы реализовать и в более широкой форме, не нарушая при этом территориальной целостности Сирии и сохраняя суверенитет сирийского народа над всей территорией страны.
Ещё одним важным положением является согласованный тезис о том, что сирийская армия должна стать государственным институтом, выполняющим исключительно функции обороны, но при этом не участвующим ни в какой форме в политической деятельности. Кроме того, в её ряды должны быть инкорпорированы Силы демократической Сирии, условия чего должны быть согласованы в ходе реорганизации национальных вооружённых сил. Обозначенные выше принципы являются ключевыми положениями дискуссий между «Народной волей» и Ассамблея демократической Сирии».
Подлинный прорыв
Сопредседатель Ассамблея демократической Сирии отмечает: «Московская платформа смогла найти себе место в конституционном комитете и за столом переговоров в рамках реализации положений резолюции 2254. Совет демократической Сирии тоже мог бы стать частью всех переговорных форматов, однако этому помешало наложенное турецкой стороной вето, которое лишило представительства жителей северо-восточных районов Сирии.
Меморандум стал подлинным прорывом, поскольку проделал брешь в дипломатической изоляции нашего Совета. После достижения согласия с «Народной волей», возглавляющей московскую платформу сирийской оппозиции, мы можем рассчитывать на расширение контактов с другими структурами политической оппозиции. В конечном счёте, мы надеемся, нам удастся найти место и для себя за столом переговоров, ведь подлинное политическое урегулирование без нашего участия попросту невозможно».
Те, кто против нас, потерпели неудачу
Относительно критики меморандума со стороны ряда игроков Рияд Дарар высказал такое мнение: «Подобная критика была ожидаема, поскольку у успехов, достигнутых жителями северо-восточных районов Сирии, имеется множество врагов и завистников. Их можно найти и со стороны режима Башара Асада, и со стороны марионеточной оппозиции. Турецкая администрация считает, что наши успехи являются угрозой для их и без того провального идеологического проекта политического ислама и практического проекта т.н. временного правительства, которое продолжает терпеть одно поражение за другим. Несмотря на все усилия, оно так и не смогло прийти к согласию с другими компонентами сирийского общества.
Таким образом, любое начинание, частью которого мы являемся, которое отражает принципы, разделяемые Ассамблея демократической Сирии с другими силами, которое обеспечивает подключение Совета к политическому процессу, неизбежным образом столкнётся с агрессией и критикой».
Мы поддерживаем контакт со всеми внешними игроками
Относительно общего трека сирийского кризиса сопредседатель Ассамблея заметил: «Сирийский кризис не может быть урегулирован без достижения компромисса между великими державами, включая Россию и США. Их соперничество укрепляет позиции стоящих за ними региональных игроков, а именно это и является ключевой преградой на пути к мирному разрешению конфликта.
Мы поддерживаем контакты со всеми региональными и глобальными игроками, выступая в ходе диалога за такие механизмы, которые обеспечили бы мирное политическое урегулирование конфликта без нанесения ущерба их национальным интересам. Именно поэтому нам приходится искать точку равновесия между различными игроками в регионе, что совершенно очевидно каждому. Мы взаимодействуем с внешними силами открыто и прозрачно, руководствуясь нашим пониманием того, что именно сейчас отвечает интересам сирийского народа, оказавшегося зажатым между интересами различных игроков на глобальной и региональной арене.
Внешняя борьба приводит к затягиванию сирийского конфликта. Однако мы должны продолжать делать всё возможное, чтобы добиться согласия с другими сторонами и дать тем самым возможность запустить подлинный процесс политического урегулирования».