Джамаль Байуми: Турция стремится к оккупации

Бывший заместитель министра иностранных дел Египта Джамаль Байуми критикует государства за неготовность действовать в связи с турецкой агрессией в Ливии.

Турецкое правительство ПСР (Партии справедливости и развития) стремится возродить неоосманский проект и пытается взять под свое влияние некогда оккупированные Османской империей государства. В этом контексте Ливия, в правительстве которой доминируют исламистские «Братья-мусульмане», представляет собой важный плацдарм для турецкой экспансии в северной Африке. Египет, в частности, чувствует угрозу и в понедельник согласился на возможное военное развертывание против наступления правительства Сарраджа и предоставленных ему Турцией вспомогательных сил. В интервью агентству «Фират» бывший заместитель министра иностранных дел Египта и посол Джамаль Байуми прокомментировал текущие события.

«Мы должны защищать наших граждан»

От многих кругов Ливии, племенных вождей, шейхов и парламента исходит требование к Египту занять определенную позицию по ливийскому вопросу. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию?

Статья 50 Конвенции ООН признает право на самооборону. Если кто-то встанет и скажет, что это относится только к внутренней безопасности, с этим можно согласиться, но важно знать, что в настоящее время в Ливии находится более двух миллионов египетских граждан, и Египет обязан защищать их и не должен ждать, пока угроза достигнет египетской границы. Турция разыгрывает карту «Братьев-мусульман», чтобы контролировать регион. Зловещая игра Турции становится все более очевидной с каждым днем. В Иордании также было принято решение в этом контексте, и теперь эту ситуацию необходимо решать сообща.

Саррадж договорился с Турцией и заключил соглашение о совместной обороне. Если это так, значит Турция пытается вмешаться с помощью боевиков, которых она ввозит в регион из Сирии и других стран. Встречи с представителями племен в Ливии очень важны. Было обсуждено много вопросов, и президент Египта получил право вмешаться в ситуацию. Они признают наше право защищать себя от всех угроз Египту в соответствии с Конвенцией ООН. Напомним, что Великобритания оккупировала Египет в течение 70 лет на основании смерти своего гражданина. Этого было достаточно, чтобы оккупировать Египет и внезапно войти в порт Александрия британскими крейсерами.

Как, по-вашему, Египет должен защищать два миллиона своих граждан в Ливии? Разве он не опасается вступить в конфликт с армией другого государства?

Египет имеет право вмешаться в соответствующее время. Мы сделали три заявления по этому вопросу. Во-первых, президент выступил с речью, призывающей к подготовке. После этой речи все стали думать, готов ли Египет и смогут ли его военные самолеты долететь до нужных районов. Второе послание было дано во время военных учений, за которыми мы все следили. Было показано, как самолеты и пехотные части с ракетами готовятся к войне. Было показано много подобных картинок. Но то, чего вы не видите, гораздо важнее. Была продемонстрирована лишь малая часть возможностей Египта. Мы не были заинтересованы в том, чтобы успокоить граждан Египта на короткое время. Мы хотели показать заинтересованным странам, что это не игра. Третьим посланием стало заявление, сделанное министром иностранных дел Самехом Шукри во время его участия в телефонной конференции Совета Безопасности. Любой, кто внимательно смотрит на ситуацию, знает, что Египет предупреждает власть имущих и их наемников. Есть соглашение между Турцией, средиземноморскими государствами и ЕС. Основные пункты соглашения касаются совместных действий по борьбе с терроризмом, контрабандой людей и коррупцией. Но с вторжением Турции в Ливию все эти четыре пункта были нарушены, и они продолжают нарушаться.

«Турция действует в высшей степени неэтично и стремиться к оккупации»

Означает ли это, что Египет вмешается в ситуацию в Ливии?

Поведение Турции крайне неэтично, и проблема «Братьев-мусульман» вызывает большую тревогу. Мы выступали против них в Египте, сражались с ними и сломали им хребты. Мы будем наблюдать за ними и разоблачим все их планы. В настоящий момент «Братья-мусульмане» в Тунисе также находятся на грани распада. Они практически побеждены. В Иордании «Братья-мусульмане» были классифицированы как незаконная организация.

Заинтересована ли Турция только в оккупации Ливии или она также заинтересована в том, чтобы послать сигнал другим арабским государствам?

Да, это так, теперь амбиции Турции стали очень ясны. Турция намерена оставаться там на протяжении веков. Вот что говорит сам министр обороны Эрдогана: «Это наша страна, вы пришли и оккупировали ее». Так почему бы ему не отправиться прямо в Австрию и Македонию? Все это очень ясно показывает, что это такое на самом деле. Турция стремится захватить эти территории и оккупировать их.

В какой степени Египет готов мириться с переброской Турцией в Ливию боевиков «Братьев-мусульман»?

Да, Турция хочет активно вмешаться в ситуацию при помощи этих группировок, которые она собрала здесь. Силы, которые она стянула из Ливии и Египта, называются 5-й дивизией. Они пытаются смешаться с населением. Отношение народа к этим силам, которые еще хуже местных боевиков, понятно. Они сотрудничали с террористами против нас. Это всем известно. Но за их планами внимательно следят и будут следить и впредь. Более того, Турция вторгается не только в Ливию, но также в Сирию и Ирак.

Как Вы думаете, почему никто на международном уровне ничего не говорит против систематического нарушения Турцией международного права?

Турция в открытую ведет себя враждебно. Эрдоган пытается вернуть империю из прошлого, он хочет оккупировать северный Ирак и уже сейчас оккупирует Сирию. Я хотел бы сделать предупреждение. Турция пытается использовать последние изменения в ситуации как возможность полностью оккупировать Сирию.

Мы стараемся использовать все мирные и цивилизованные пути для достижения решения и стучимся во все двери. Франция помогает нам здесь. Президент Франции Макрон заявил, что действия Турции направлены против НАТО. Германия, Италия, Греция и Кипр также высказывают те же жалобы в отношении действий Турции. Мы знаем, что представители ЕС рассматривают вопрос о том, какие ограничения или экономические санкции они могут наложить на Турцию за ее агрессивные действия.

Какие перспективы вы наблюдаете в результате дипломатических встреч?

Мы начали работать над тем, чтобы сплотить мировую общественность против Турции. Ситуация совершенно очевидна для Европы и НАТО, и мы ожидаем, что эта позиция будет распространена на Россию и многие арабские государства. Но позицию США тоже нужно учитывать – они видят Турцию в качестве стратегического партнера и используют ее против России. Но США также знают, что обеспечение безопасности Египта на Ближнем Востоке очень важно.

Как вы оцениваете позицию США?

Отношение США отражается в отношении стран Персидского залива. Очевидно, что страны Персидского залива знают и понимают планы Турции.

Каково отношение арабских государств к неоосманскому экспансионизму Эрдогана?

Катар на стороне Турции и принимает ее идеи. Но речь идет не только о Катаре, за ним стоят еще несколько стран и сил в этих государствах. Особенно такие страны, как Тунис и Алжир, которые пока не видят опасности турецкого проекта, но вынуждены заниматься этим вопросом и выбирать определенную позицию.