Дель Понте: ООН беспомощна, запад предал курдов
Дель Понте заявила, что роль ООН в войне в Сирии на самом деле заключается только в распределении гуманитарной помощи. ООН не сделала ничего, чтобы принести мир в Сирию, сказала она.
Дель Понте заявила, что роль ООН в войне в Сирии на самом деле заключается только в распределении гуманитарной помощи. ООН не сделала ничего, чтобы принести мир в Сирию, сказала она.
Агентство «Фрат» взяло интервью у Карлы Дель Понте, бывшей ранее генеральным прокурором Швейцарии, а также членом Независимой международной следственной комиссии ООН по Сирии, о восьмилетней работе ООН в Сирии и о том, почему военные преступления и преступления против человечности, совершенные в Сирии, не расследуются; о присутствии турецкого государства в Сирии и продолжающихся нападениях на северо-восток Сирии и суде над членами ИГИЛ*.
Госпожа Дель Понте, несмотря на Вашу важную работу, Вы вышли из Независимой международной комиссии ООН по расследованию ситуации в Сирии в 2017 году. Почему?
После пяти лет работы в комиссии у меня были две причины уйти в отставку. Во-первых, несмотря на нашу важную работу и доклады, Совет Безопасности ООН не создал Международный суд для расследования всех военных преступлений, совершенных в Сирии. Мы хотели добиться справедливости для жертв в Сирии, но этого не было разрешено, и в этом смысле мы потерпели неудачу.
Во-вторых, существование Независимой международной следственной комиссии по Сирии было очень важно для выявления и выяснения всех преступлений, совершенных на местах. Но в дальнейшем эти преступления не преследовались или расследование в отношении виновных не было начато, как планировалось. Я подала в отставку в знак протеста по поводу того, что эта комиссия не оправдывает своего существования и что Совет Безопасности ООН не добивается справедливости в отношении жертв и преступлений, совершенных в Сирии.
Как вы оцениваете роль ООН в Сирийской гражданской войне?
Роль ООН в войне в Сирии фактически сводилась только к распределению гуманитарной помощи. ООН не сделала ничего, чтобы принести мир в Сирию. ООН изначально хотела провести переговоры в Женеве, но потерпела неудачу. В то время как сирийское правительство не хотело участвовать в этих переговорах, оппозиционные группы не приняли многих вещей. Хуже того, чуть позже в Сирии стали появляться ИГИЛ и экстремисты.
На начальном этапе эта ситуация не принималась во внимание. Совет Безопасности ООН не принял серьезных решений по обеспечению мира в Сирии. Это меня не удивило, потому что, если ООН не будет меняться, она будет иметь все меньше и меньше власти. Если мы хотим добиться мира во всем мире, такой важный институт, как ООН, должен меняться. К сожалению, на данном этапе ООН не может сделать ничего, кроме оказания гуманитарной помощи. Я говорю, что ООН обязательно должна обновиться. Но это очень сложно, потому что некоторые государства не выступают за это.
Вы говорили о военных преступлениях, которые часто совершались в Сирии как во время, так и после Вашей роли в комиссии. Кто осуществлял эти преступления?
Опыт, накопленный мною в ходе работы в рамках процесса конфликта, показал мне, что все стороны совершали военные преступления и преступления против человечности в условиях конфликта или войны.
Что касается Сирии, то сирийское правительство, мятежники и джихадистские группировки – все они ведут войну и совершают преступления против человечности. Как Комиссия, мы задокументировали все преступления, совершенные в Сирии, в докладах, которые мы готовили в то время, и мы указали, кто несет ответственность за них.
После 8 лет безуспешных Женевских переговоров сирийский Конституционный комитет проводит заседание под наблюдением ООН. Спецпредставитель ООН в Сирии Гейр Педерсен, возглавлявший эти встречи, счел это успехом. Вы согласны с ним?
К сожалению, на сегодняшний день я не вижу никакого успеха. Да, сейчас в Женеве проходят встречи, но мы пока не видим никаких позитивных результатов. Хотя участие правительства в этих встречах является позитивным, я бы сказала, что мы не должны ожидать успешного исхода этих встреч.
Как вы оцениваете то, что на женевских переговорах курдов не приглашали на заседания сирийского Конституционного комитета?
Я не знаю, почему курдов не пригласили. Курды должны быть приглашены на эти встречи и активно участвовать в них. Курды активно воевали против ИГИЛ вместе с США. Но сегодня сами США махнули на курдов рукой. Хуже всего то, что курды остались в одиночестве, чтобы противостоять атакам, осуществляемым Турцией. Курды сталкиваются со сложным процессом, но, к сожалению, международное сообщество не интересуется их проблемами.
Как вы оцениваете роль Турции в гражданской войне в Сирии?
Турция заняла антиправительственную позицию в начале войны. Она открыла свои границы, позволив оппозиции проникнуть в Сирию, позволив им пойти и поддержать эти группировки. Позже Турция объединилась с Россией, которая поддерживает Сирию, и начала менять свою роль в Сирии.
Несмотря на изменение политики, кажется очевидным, что Турция, и особенно Эрдоган, всегда будут рассматривать курдов Сирии как главную проблему. Пользуясь предлогом по обеспечению безопасности границ, Турция совершила серьезные нарушения международного права, такие как проникновение на территорию другой страны. Вступление в Сирию сделало Турцию прямым участником войны. Это очень серьезное нарушение международного права.
Сегодня турецкое государство осуществляет нападение с целью оккупации на северо-востоке Сирии, сотни тысяч людей были перемещены и сотни людей погибли. Как вы оцениваете эту ситуацию?
Турецкое государство хочет изгнать курдов из региона, используя для этого тезис о необходимости обеспечения безопасности границ, хотя это никогда не было проблемой или угрозой. На этом фоне меня больше всего удивил тот факт, что международное сообщество, и особенно ООН, не заняло четкой позиции в отношении нарушения Турцией международного права. Более того, тот факт, что они не защищали курдов от нападений Турции, очень меня огорчил и разозлил. Ситуация для курдов очень и очень плохая, и международное сообщество и ООН должны вмешаться.
Вы хотите сказать, что Запад предал курдов?
Да, определенно. Это очень плохая ситуация. Я думаю, что в очень короткие сроки должно быть найдено решение ситуации с курдами. Но, к сожалению, этого не происходит. Недопустимо оставлять курдов одних там, где есть выход из этой ситуации. Должно быть найдено приемлемое решение.
Все говорят, что Турция нарушила международное право на глазах у всего мира, но почему-то международное сообщество или ООН предпочитают молчать об этой ситуации, почему?
Лучший вопрос. Но мне жаль, что я не знаю ответа. Я могу сказать следующее: политика и интересы не позволяют решать такие важные задачи, как защита пострадавших народов, соблюдение международного права и прав человека.
Как вы думаете, президент Турции Эрдоган или Турция несут ответственность за военные преступления в Сирии?
Как я уже говорила, я думаю, что турецкое государство и Эрдоган совершают военные преступления в Сирии. Сирийская территория оккупирована некоторыми группировками, и сегодня на северо-востоке Сирии совершаются преступления. По этому поводу должно быть начато расследование, но, к сожалению, этого не было сделано в течение 8 лет, и нет никакого поиска справедливости.
Что нужно сделать против этих военных преступлений?
Во-первых, Совет Безопасности ООН должен создать Международный суд. Но Россия, как и прежде, продолжает этому противодействовать.
Может ли Международный уголовный суд преследовать Эрдогана?
Совет Безопасности ООН не может инициировать расследование без одобрения МУС (Международного уголовного суда), потому что мы знаем, что Турция подписала Римский договор. Поэтому Совет Безопасности ООН должен принять решение, чтобы это произошло.
Много говорят о помощи, которую Турция оказывает джихадистским группировкам в Сирии. Как бы вы это прокомментировали?
Да, первые годы войны Турция делала это открыто. Но, договорившись с Россией, она стала менять свою позицию. Сначала она помогала многим группам джихадистов, например, разрешала боевикам проходить через свою территорию, посылала оружие и поддерживала их.
Каким джихадистским группам была оказана такая поддержка?
Я не могу точно сказать, каким группам она оказала помощь, но сначала это происходило в отношении «Ан-Нусры» и некоторых других групп. Это не секрет, все равно все знают.
Могут ли сирийские курды передать информацию о совершенных против них военных преступлений в Международный уголовный суд?
К сожалению, я придерживаюсь мнения, что курды не будут иметь такого права, потому что у них нет государства. Однако эти преступления могут быть переданы в Гаагу. Турецкое присутствие на сирийских землях является нарушением международного права. Курды, возможно, не смогут сделать это напрямую, но Сирия, как государство, может подать заявления о преступлениях, совершенных турецким государством на своей территории, в Гаагу.
Еще одна важная проблема заключается в том, что тысячи членов ИГИЛ по-прежнему содержатся в центрах содержания под стражей под контролем Автономной администрации. Западные государства не хотят брать обратно этих наемников. Как бы вы это прокомментировали?
Прежде всего, я считаю, что европейские государства должны вернуть своих граждан и подвергнуть расследованию их преступления. По моему мнению, они не хотят этого делать, и это неправильно. Мы знаем, что курды арестовали довольно много джихадистов и террористов, но, к сожалению, у курдов нет судебной власти, чтобы привлечь их к ответственности в этих обстоятельствах. Это большая проблема – возложить все это бремя на курдов.
Я знаю, что курды сталкиваются с большими проблемами из-за этой ситуации. Мы информировали Совет Безопасности по этому вопросу, пока я работала в комиссии, но, боюсь, что это не дало никаких результатов. Европейский Союз должен, наконец, найти решение. Каждое государство должно принять решение, но они этого не хотят. Такое отношение, на мой взгляд, просто большая ошибка.
Не кажется ли вам, что на северо-востоке Сирии можно было бы создать Международный трибунал для суда над этими наемниками? У курдов тоже есть такое требование.
Это действительно возможно, но это решение должно быть принято Советом Безопасности ООН. Это политическая ситуация, насколько это возможно. Тем не менее, Международный трибунал вполне может быть создан за пределами Сирии, чтобы привлечь этих людей к ответственности.
* – террористическая организация, запрещенная на территории РФ.