Байык: РПК предана народу и свободе
Сопредседатель АОК Джамиль Байык дал интервью нашему агентству по случаю 41-й годовщины основания РПК.
Сопредседатель АОК Джамиль Байык дал интервью нашему агентству по случаю 41-й годовщины основания РПК.
Сопредседатель Ассоциации обществ Курдистана Джамиль Байык дал интервью нашему агентству по случаю 41-й годовщины основания РПК.
– Как появилось движение апоистов? Каковы были социальные и личные характеристики кадров и какова была роль лидера Апо во всем этом?
– Лидер Апо был признан лидером с самого начала. Все были согласны с этим – сам он даже не выдвигал свою кандидатуру. Его ум, организованность, дисциплинированность, способы работы и самопожертвование во имя свободы, подход к событиям сразу выделили его из всех. Он был требователен как к себе, так и ко всем окружающим.
Все кадры РПК проходили обучение под его личным контролем. Он сам провел всю свою жизнь в учении. С лидером Апо мы стали понимать историю, ее уроки – он обучал кадры на основе этих уроков. Реальность людей и общества в Курдистане, статус, который навязывается Курдистану, проводимая политика, социальные и человеческие условия – все это глубоко осмысливалось и доводилось до сознания людей. Он ясно дал понять, что курдский народ и общество дистанцированы от своей реальности, подвергаются политике геноцида и угнетения, что мир не признает Курдистан, что быть курдом и курдистанцем означает протест по отношению ко всему миру.
Это заставило многих осознать: чтобы добиться результата, люди должны полностью разорвать свои отношения с капиталистической современностью, колониализмом и преступностью, а те, кто хочет начать эту борьбу, должны будут отказаться от личной жизни, пожертвовать своей жизнью ради существования курдов и бороться за свободу. Поэтому с самого начала лидер Апо создал федеративное руководство.
Кадры РПК были не только идеологически и политически сгруппированы – это были люди, которые создали новую жизнь и объединились для этой цели. Истинная цель лидера Апо – сначала изменить личность, а затем работать со своими товарищами и народом. Лидер Апо сказал: «Люди примыкают к партии, глядя на ее дела, а не на слова». И люди поверили партии. Большинство слоев общества, хотя и не полностью понимают РПК, стали говорить: «Я – РПК».
Члены РПК не искали личных интересов, они не боролись ради себя. РПК не нуждалась ни в ком – идеологически, политически и организационно она всегда была сама по себе. Сначала люди говорили: «У вас нет никого, чтобы поддержать вас, у вас нет государства, до вас многие делали попытки, но потерпели фиаско. Как вы хотите преуспеть? Так что сдавайтесь и не губите себя и нас вместе с собой». Но решительность партии сделала свое дело, и люди поддержали эту борьбу. Апоисты были настойчивы в своих взглядах и усердно трудились – это повлияло на общественность.
Лидер Апо собирал свои кадры из угнетенных, бедных слоев населения. Сейчас ближайшее окружение Апо состоит из известных личностей, которых общество полюбило и принимает. Они обучены философии, идеологии, принципам, методам и стилю лидерства, который не принимает легких и простых решений, они жертвуют личной жизнью, не обособляются от своего народа и товарищей, борются с трудностями и неэффективностью. РПК способна всесторонне подходить к победе, оно не принимает ничего, кроме победы. Все, чего они достигли, также дало основу и возможность усилить борьбу.
– Отношения дружбы и апоистской культуры жизни всегда были в центре внимания РПК.
– Есть несколько критериев для членства в РПК. Одним из них является мера сосуществования. Чтобы понять, является ли человек апоистом или нет, нужно обращать внимание на меру товарищества. Лидер Апо сказал: «Жизнь заключается в том, чтобы заботиться о своих спутниках, жить с ними во взаимопонимании». Спутники – это люди, которые возвышают своего товарища. Таким ярким примером можно назвать товарища Хакки Карера. Те, кто был знаком с Хакки Карером, говорят: «Его жизнь – РПК, в некотором смысле РПК – это Хакки Карер». Вот почему РПК – партия погибших героев, и мы находимся под их командованием, они – наши командиры, мы стремимся выполнить их мечты. Мы пытаемся стать спутниками погибших борцов за свободу РПК и лидера Апо.
Лидер Апо приложил все усилия, чтобы расширить свое видение. Он представил подлинную культуру курдского народа, объединив ее с народом. Основываясь на своей философии и идеологии, он создал новую жизнь, культуру, мораль и личность для курдской общины. Это отражало личность товарища Хаки Карера и дополнило культуру этого движения его мужеством.
Лидер Апо сказал: «Мне ничего не нужно кроме одной луковицы и стакана айрана». Он отметил, что фашистская и репрессивная политика ТС, которая убивает курдов каждый день, неприемлема для курдов: «Жизнь должна быть свободной, если она существует. Мы никогда не примем жизнь, к которой нас принуждают». Курды подробно показали, что такое смерть и что такое жизнь. Ответили на вопросы «как жить?» и «зачем жить?». В коммунальном обществе была заложена основа этих ответов. Товарищ Хаки Карер показывал это до самой последней минуты своей жизни. Самым важным для него были жизни его товарищей и его народа. Все трудное и невозможное он брал на себя, а легкое и хорошее оставлял друзьям. Он жил как дервиш. Это отражение их жизни с точки зрения их внешности, творчества, культуры и личности. Вот почему жизнь, культура и личность РПК так влиятельны.
– Чем апоисты отличаются от других организаций и групп? Как они работали среди людей? Как люди им поверили?
– Лидер Апо прекрасно знал, что такое фашистский, репрессивный режим и что он сделал с оппозицией, демократическими, социалистическими и революционными движениями. Он находил в этом большую опасность. Поэтому он начал работать и бороться. При этом были приняты некоторые меры для предотвращения быстрой реакции противника. Поэтому противник долго не понимал эту работу, ее характер и последствия. Это позволило движению сильно продвинуться вперед и достичь больших успехов в самоорганизации. РПК удалось не повторить ошибок других организаций. Этот стиль работы позволили РПК действовать вне контроля врага.
Апоисты и РПК создали коммунальное общество. Вот почему у боевиков РПК – демократический общественный характер. Они с уважением подходят к культурным, нравственным и религиозным ценностям народа. Это сильно повлияло на людей. Кадры РПК более моральны, добросовестны и справедливы, чем те, кто называет себя мусульманами. Это одна из самых важных характеристик, которая отличала РПК и ее бойцов от других организаций. Их слова с делами не расходятся. Их образ жизни и борьба за людей стали источником веры. Бойцы РПК тренируют свою плоть. Самокритика также не чужда членам РПК. Один из основных принципов членства в РПК – это самокритика. Это делается для того, чтобы очистить себя от недостатков.
Изначально РПК критиковала отсталость, недостатки и неудачи курдской общины. Личность и менталитет, созданные фашистскими убийцами, не принимались. Все это необходимо было выбросить из общества. С самого начала велась борьба против капиталистической современности, которая не учитывает общество и людей. Другие силы одобряли перспективу капитализма, но РПК, напротив, отклонила ее. Поэтому она начала с анализа менталитета и личности.
РПК отвергла идеологическое и политическое принуждение центров суверенитета, тем самым продемонстрировав свою автономию. Они уверены в себе и ведут смелую и решительную идеологическую борьбу. Они никогда не отходят от своих стандартов. Они не только выражали свои взгляды, но также учитывают общественное мнение своего народа. Они всегда там, где их народ.
РПК отличается от других организаций борьбой, политикой и идеологией, а также стилем, темпами и легитимностью. Они всегда борются в сложных условиях. Трудные обстоятельства они воспринимают как сущность РПК. С ними люди почувствовали уверенность в себе и встали на путь борьбы.
Они никогда не склоняют голову перед фашистами, перед врагами народа, перед лицом давления на людей и блокирования организации. Всегда борются против тех, кому мешает воля народа. РПК работает не только с кадрами, но и с союзниками. Все эти составляющие также включались в организационную работу.
Когда организация передислоцировалась в Курдистан, она начала свою работу в тех районах, где люди были ассимилированы, а потом распространилась по всему Курдистану. Они подумали, что если преуспеют в этих областях, то преуспеют и в других.
С самого начала их главной целью были свобода, равенство и демократическое единство народов. На базе основного костяка – Хакки и Кемал Пира – лидер Апо создал организацию и кадры. На этом основывались идеологические, политические и организационные линии борьбы. Движение развивалось во всех четырех частях Курдистана, распространилось на Ближний Восток и теперь является универсальным. Так трансформировались надежды угнетенных, женщин, экологов, социалистов, людей свободы и демократии. Вот каким образом интернациональное движение достигло своего нынешнего уровня. Вот почему оно борется с нацизмом.
– Прежде чем стать партией, РПК работала во многих частях Курдистана. Зачем ей нужна партийная формация?
– Фашистский режим разложил курдское общество: курдский народ был отчужден от всего курдского и был на грани исчезновения. Свободная жизнь в Курдистане стала серьезной проблемой. Лидер Апо принял историческое решение – он создал жизнь из смерти. Освобождение курдского общества от разделения было фундаментальной проблемой. Это может быть достигнуто только сильной идеологической и широкой партийной организацией. Фашистский режим всесторонне оказывал свое влияние. Он уничтожал менталитет и личность в обществе и разделял их. Был один только менталитет, созданный, чтобы служить врагу. А это можно было предотвратить исключительно путем партийности. Поэтому лидер Апо сказал: «Партия не может потерять ни одного листочка в Курдистане. Мы станем партией, и мы победим».
Движение перешло от этапа сбора к социальной деятельности – большие сегменты общества были вовлечены в борьбу. Со временем это все больше развивалось, так что партийность была необходима.
В процессе образования партии был убит товарищ Хакки Карер. Этим убийством неприятель пытался помешать образованию партии, стремился запугать кадры, заставить их бежать и отказаться от борьбы. Он хотел помешать турецкому народу присоединиться к борьбе. Цель состояла в том, чтобы разрушить единство народов с Хакки и Кемалем, уничтожить курдов и сочувствующих им турок. Ситуация была опасной. Если бы партия не сконцентрировалась, движению пришел бы конец. Лидер Апо стремился обратить вспять этот заговор против нашего движения за свободу и курдскую историю и вдохновить сторонников. Партия стала ответом заговору. Так они были отомщены. В память своего героя Хакки Карера партийный процесс ускорился. Программа написана, обсуждена, достигла уровня партийной принадлежности к Конгрессу. РПК не умерла. Много жизней были отданы для создания РПК и ее продвижения.
– В Курдистане много религий, верований, сект, наций и культур. Как РПК относится к этим сообществам?
– Изначально РПК не создавалась как курдское движение – она была сформирована как движение за свободу. Как бы она ни боролась против капиталистической современности, геноцида и фашистской оккупации, она также боролась за угнетенных, против беков, попрошайничества и правителей. Она верит во все народы, религии и культуры. Ее цели, линии, принципы четко обозначены, и РПК борется за это. Борьба этой организации не ограничивается курдами. Свой первый шаг лидер Апо сделал вместе с Хакки и Кемалем. Тогда, когда ни один курд в Курдистане не последовал его идеям. Постепенно люди, которые видели их дела, стали верить в них. Они все больше и больше стали приближаться к РПК.
Возможно, на сегодняшний день демократическая нация теоретически не выяснена. Но в практической сфере эта работа была выполнена. Затем лидер Апо сделал эту теорию и создал для нее парадигму. Если бы она изначально было несовместима с людьми, религиями и культурами, то такая теория и парадигма не выжили бы. РПК – это движение, которое постоянно обновляется, это не только теория, но и практика. Лидер Апо создал единство теории и практики. Он является лидером-новатором. Это и есть успехи лидера Апо и РПК. Поэтому все народы, религии и культуры видят в лидере Апо своего лидера, а в РПК – свою партию. Ее борьбу они рассматривают как свою борьбу за существование и свободу.
С самых первых шагов РПК стремилась объединить разные общества и культуры. Демократия и свобода – это вопрос справедливости, и он не имеет ничего общего с сокращениями. Вот почему РПК с уважением относится ко всем народам, нациям и верованиям, уделяет внимание своим сторонникам, никогда не делая между ними какой-либо разницы, рассматривая всех как богатство общества, подразумевая равные права для всех. Вот почему все люди, религии, секты и культуры имеют свое место в РПК.
Сунниты, алавиты, езиды Курдистана, люди всех конфессий приняли участие в этой борьбе, они гордятся своей самобытностью и культурой. Все увидели свободную и демократическую жизнь в реальности РПК. Никакое другое движение не смогло так объединить алевитов, суннитов, езидов и христиан в Курдистане в общей борьбе. Азербайджанцы, арабы, туркмены, ассирийцы и армяне также приняли участие в борьбе за эту свободу. Сегодня на севере и востоке Сирии, если все нападения, заговоры и материальные притязания людей, культур, религий и сектантов выступают против оккупации, это напрямую связано с лидером Апо. Лидер Апо выдвигает на первый план все культурные верования и ценности на Ближнем Востоке. Вот почему арабы и сирийцы на севере и востоке Сирии говорят: «Лидер Апо – это не только курдский, но и наш лидер».
– Как курдская община повлияла на создание РПК и как изменилась борьба?
– После героической гибели товарища Хаки Карера в Курдистане возникла самооборона. Было принято решение начать борьбу с полицаями и предателями. Сначала месть за смерть нашего товарища. Те, кто принял участие в этой бойне, также один за другим стали мишенью. Это дало большую уверенность кадровикам и народу. Идея заключалась в том, что движение никогда не простит предателей.
Впоследствии в противостоянии с бандитами, которые проводили жестокую чистку в Хилване, погиб Халил Чавгун. Тогда у нас не было никакой организации, опыта и оружия. Эти банды, наоборот, были организованы, имели оружие и были поддержаны ПНД и государством. Люди думали, что против этих банд не будет борьбы. В такой негативной ситуации началась борьба, и бандам был нанесен сильный удар. Муниципалитет был передан народу. На первых выборах мэром стал каменщик Надир Тамаль. Люди пришли в муниципальную администрацию и сами стали руководить. Борьба с правителями принесла неплохие результаты. В истории Курдистана это было впервые.
Столкновения в Хилване затронули окраины Урфы и остальных частей Курдистана. В Урфе теперь все стали говорить о движении. В Сарекание и Батмане муниципалитеты обслуживали людей. Эдип Солмаз стал мэром Батмана. Не только в Батмане, но и в его окрестностях люди обращались в муниципалитет Батмана за помощью. Это послужило причиной борьбы за процветание повсюду, за свержение коррумпированной и предательской власти, чтобы открыть глаза людям. Эти события повысили доверие к РПК, и многие были вовлечены в ее работу. Турецкое правительство ответило резней и военной хунтой в Мараше.
Затем началась борьба в Севраге. Результаты не были достоверно известны, но бандиты «Буджакан» получили серьезный удар. Многие районы были отобраны из-под контроля «Буджакана». Пришел конец их грабежам, расправам и конфискациям. Предательская, феодальная и ультраправая основа турецкого государства была под угрозой. Это также привело к тому, что люди стали активнее участвовать в борьбе. Затем была объявлена «Красная неделя». Многие колонизаторы и мучители были осуждены. Люди из многих частей Курдистана присоединились к кампании «Красная неделя». Борьба РПК была принята людьми. С этой борьбой фашистские силы в Курдистане были сокрушены. Страх в сообществе Курдистана кончился, и начало приходить желание сопротивляться.
Словом, в обществе родилась идея, что ни одно преступление не останется безнаказанным. Идея создания политического движения, такого как РПК, была широко распространена в сообществе. Это было также причиной, почему люди мужественно боролись с преступниками. Преступники также испугались и впали в панику. Многие присоединились к движению, чтобы скрыть свои деяния. Но партия вычисляла их и представляла их судьбу на народный суд. Глава муниципалитета Сарекание был снят с должности. Так что создание герилла и борцов за свободу обязано народной борьбе.
– По мере развития в партизанскую борьбу вовлекались и женщины. Как это повлияло на курдское общество и как оно изменилось?
– Движение оказало большое влияние на людей – люди из всех слоев общества присоединились к борьбе. Турецкое государство боялось этого развития. Когда фашисты и предатели не смогли помешать РПК, они решили с ней бороться. Ее представителей начали арестовывать, убивать и пытать. Но люди не отступили от своего. Борьба открыла путь к тому, чтобы война стала реальностью для народа. С одной стороны, имели место народные восстания, а с другой – была организована партизанская война. Молодежь уже была вовлечена в движение, и РПК была признана молодежным движением в обществе. Женщины тоже стали принимать участие в организационной и массовой работе. Женщины, которые раньше не могли покинуть свои дома, теперь участвовали в массовых движениях и вступали в ряды РПК. РПК дала женщинам силу и уверенность, и именно поэтому они вступали в РПК. В частности, участие женщин способствовало борьбе за свободу и привлекло всех. Восприятие общества менялось, мужская система ослабевала, расширялись возможности женщин, и это стало причиной великих перемен в обществе. По этой причине женщины стали более привязанными к РПК и лидеру Апо.
Женщины также заняли свое место в партизанской борьбе. С сопротивлением партизан в курдском обществе женщины встали на ноги. РПК с самого начала ценила женщин и присоединила их к борьбе против угнетения. Стали происходить демократические, социальные, культурные и национальные революции. Каждое восстание имело значение среди курдов. Картины восстания 1990-х годов подчеркивают этот факт. Так что не только политическая революция, но и другие революционные изменения произошли среди курдов в Курдистане и на всем Ближнем Востоке.
– Можете ли вы оценить роль лидера Апо и подход РПК к мученикам в развитии борьбы?
- Лидер Апо и РПК ценят каждого погибшего, каждый погибший является стимулом продвижения идей, организации и борьбы. РПК заявляет: «Погибшие герои – наши командиры, мы в долгу перед ними». Общество признало, что герои являются величайшими ценностями, и мы должны поддерживать эту ценность при любых условиях. Общество Курдистана всегда гордилось и будет гордиться своими героями, и это наш основной долг перед ними.
Именно поэтому фашистский режим сначала напал на могилы погибших. Уничтожив эти ценности, фашисты стремятся уничтожить курдский народ. Курдский народ победит политику геноцида, придерживаясь этих ценностей. Потому что все было достигнуто, защищено, поднято в память о героях.