Байык: речь идет не о государстве, а о свободе

«В прошлом никто не защищал курдский народ, никто не знал курдов и не видел их борьбы. Благодаря своему сопротивлению они теперь присутствуют в мире».

Сопредседатель исполнительного совета Ассоциации общин Курдистана (АОК) Джемиль Байык рассказал о протестных движениях в мире и ситуации в Сирии в специальном эфире телеканала «Стерк ТВ». Публикуем вторую часть его интервью.

– Россия и Иран поддерживают сирийское правительство. На другой стороне находятся США и силы международной коалиции. Автономная администрация северной и восточной Сирии проводит третью линию. Как эти силы будут взаимодействовать друг с другом?

– Правда, есть противоречия между этими силами, но не по каждому вопросу. Они пытаются навязать друг другу свои планы и интересы. Противоречия между США и Россией уже не те, что были во времена «холодной войны». Тогда это были разные стороны. Кто бы ни был на одной стороне, он автоматически выступал против другой. Это были огромные противоречия, которые могли бы привести к войне на уничтожение. После распада Советского Союза от них мало что осталось. В чем заключаются нынешние противоречия? Сейчас речь идет о том, кто занимает больше места на Ближнем Востоке и в Сирии.

Силы демократической автономии на севере Сирии не становились на сторону ни России, ни США с самого начала сирийской войны и до сегодняшнего дня. В соответствии со своей политикой третьего пути они вступили в отношения с обеими державами и развили свою борьбу, которая действительно привела к некоторым достижениям. Третий путь – правильный, онн позволяет народам отстаивать свои достижения. В царящем хаосе турецкое государство увидело возможность осуществить свою политику – оно хочет оккупировать Рожаву и всю северо-восточную Сирию. Эрдоган сам сказал, что хочет добраться до Ирака. Существует сопротивление этой оккупации. Еще предстоит выяснить, какое влияние окажет оккупация и сопротивление на Ближний Восток.

Турция вторглась в Сирию, но не только своими силами. США и Россия допускали и поощряли оккупацию. Турция хотела вторгнуться в Сирию, чтобы не допустить получения курдами политического статуса и уничтожить их достижения. Она хотела предотвратить создание в Сирии демократической системы, которая могла бы повлиять на Турцию. С другой стороны, она хотела иметь влияние в сирийской войне. Её цель – создание новой Османской империи. США и Россия, конечно, используют Турцию в своих собственных интересах. Они хотели, чтобы Турция ослабила курдов и сделала их зависимыми от них. Они поняли, что без курдов им не добиться желаемых результатов на Ближнем Востоке.

Сейчас курды являются основной силой на Ближнем Востоке. Тот, кто имеет эту силу на своей стороне, может добиться результатов в регионе. Именно поэтому и США, и Россия не сопротивлялись вторжению Турции в Сирию. С одной стороны, они стремятся навязать свои собственные интересы через Турцию. Видя, что в Курдистане есть революция и партизаны, дающие надежду народу, они хотели остановить этот процесс и нанести удар по революции. США и Россия действуют сообща против народов и социализма. Турция балансирует между ними и извлекает выгоду из противоречий между державами. Она использует НАТО и ЕС в собственных интересах и рассматривает их как возможность для их реализации. Таким образом, она в конечном счете стремится как достичь своих неоосманских целей, так и уничтожить курдов и ограничить демократическую систему.

Предполагалось, что курды и Силы демократической Сирии (СДС) капитулируют в Сарекание и Гре-Спи. Однако они оказали величайшее сопротивление, которое ослабило Турцию и привело к тому, что объективная реальность стала видимой. Все увидели, какие цели на самом деле прследуют США, Россия, Турция и ее наемники. Реальность курдов и Рожавы также была замечена. Вот почему США и Турция находятся в стесненном положении. Чтобы выйти из этого положения, они заключили союз. Они хотели ослабить сопротивление Рожавы, которое, однако, поддерживается народами всего мира. Россия и Турция также заключили союз против народов, социалистических движений, против Рожавы и курдов.

– Ведутся переговоры между сирийским правительством и Автономной администрацией. Какова позиция АОК по этим переговорам?

– Автономная администрация никогда не говорила о создании отдельного государства и разделении Сирии. Она всегда заявляла, что является частью Сирии, и призывала к демократическому решению существующих проблем. Поэтому она всегда хотела провести переговоры с сирийским правительством. Это путь вперед, потому что все заинтересованы не в своем собственном государстве, а в свободе. Главное – это свободное общество, в котором люди могут жить на основе своей собственной воли, идентичности, культуры и ценностей. Мы не знаем, какие принципиальные вопросы обсуждаются на переговорах, но Автономная администрация хочет решить проблемы внутри Сирии.

– Между государствами идет оживленный дипломатический обмен. Можно ли сказать, что в настоящее время народы также добились успехов на дипломатическом поприще?

– Как известно, 1 ноября ранее был объявлен Всемирным днем Кобани. В этом году 2 ноября объявлено Всемирным днем Рожавы против оккупации Сарекание и Гре Спи. В этот день сопротивление на севере и востоке Сирии стало сопротивлением народов Ближнего Востока и всего мира. Это сопротивление показало, насколько курды любят свободу и насколько они опираются на фундаментальное братство и жизнь в демократическом обществе. Все видели, что это сопротивление не только ради курдов, но и для всего человечества во всем мире. Сопротивление укрепило связи между народами.

Таким же образом было укреплено и внутреннее курдское единство. Это сопротивление было как бы тревожным сигналом для курдов, народов региона, заключенных в тюрьму народов и людей, которые борются за свободу и демократию. Оно показало, что может быть альтернатива капиталистической системе и что демократический конфедерализм является этой альтернативой. Он может развиваться дальше и стать еще большей альтернативой. В этом отношении сопротивление принесло большую пользу как курдскому народу, так и народам, которые хотят демократии и свободы.

В прошлом никто не защищал курдский народ. Никто не знал курдов, не видел их борьбы, не было никакой поддержки. Благодаря своему сопротивлению они теперь присутствуют во всем мире. Они стали надеждой для многих. Также многие ученые публично заявили о своей поддержке курдского народа и его борьбы. Для курдов это большой выигрыш на дипломатическом поприще. Никогда еще так много людей во всем мире не выступали за курдский народ.