Байык: Турция ищет встреч не от легкой жизни

Сопредседатель Ассоциации обществ Курдистана Джамиль Байык принял участие в «Специальной программе» Star TV, в которой оценил недавние события в Курдистане, Турции и на Ближнем Востоке.

– Недавно турецкие чиновники заявили, что в Имралы произошел лесной пожар. Курдский народ потребовал, чтобы члены семьи лидера Апо отправились в Имралы. Государству пришлось уступить. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Прежде чем я смогу ответить на ваш вопрос, должен сообщить, что умерла Бадие Севгата – мать нашего друга Мехмета Савгата, который был членом комитета РПК. В связи с этим я выражаю соболезнования семье и родственникам Мехмета.

Да, турецкое государство сделало уступку, но это не было серьезной уступкой. Всю свою внутреннюю и внешнюю политику турецкое государство строит против курдского народа. Следовательно, поскольку курдская проблема является центральной проблемой в политике Турции, лидер Апо также является центральной ее проблемой, так как является неотъемлемой частью своего народа. И не только. Так что отношение к нему со стороны властей полностью политизировано. То есть закон на него не распространяется.

Независимо от того, какие шаги предпринимаются в границах Имралы по отношению к лидеру Апо, они преследуют политические цели. К примеру, если в Имралы произошел пожар, это имеет политическую подоплеку. Все знают, что Имрали контролируют 24 часа – это военная зона, и никто не может подойти к ней.

Почему Сулейман Сойлу заявил о пожаре? Хотели ли они испытать лидера Апо, РПК или курдов? Мы не знаем, но у них есть политические расчеты, поэтому они организовали этот пожар и продемонстрировали по телевидению. Узнав о пожаре в Имралы, люди поднялись везде, потому что своими достижениями наш народ обязан именно своему лидеру Апо. Если турецкое государство и устраивает какие-то встречи с лидером Апо, у них на это свой политический расчет. Народ вынудил турецкое государство, переживающее нелегкое время, пойти на уступки и допустить семью нашего лидера к нему на свидание.

– Брат Оджалана Мехмет спросил у него: «Увижусь ли я снова с тобой?» Он ответил, что все дело в борьбе. Одиночество также зависит от борьбы. В противном случае изоляция продолжится и кровь будет течь. Что это значит?

– Политика изоляции – это политика геноцида против курдского народа. Те, кто проводит политику геноцида, также покушаются на демократию. Поэтому это направлено на народ Турции, демократические силы и свободу Турции. Другими словами, из-за изоляции лидера Апо проводится политика геноцида против курдского народа и подвергаются нападкам демократические силы. Вот почему они противостоят изоляции. Если изоляция будет отменена, то политика турецкого государства против курдского народа, демократических сил, свободы в Турции будет изменена. Именно поэтому лидер Апо говорит: «Дело не во мне. Не я создавал эту проблему, а турецкое государство. Они не принимают курдский народ, курдскую общину. Они отказываются от демократии в Турции. Эти проблемы создали меня, и я хотел их решить. Так что не я проблема. Именно из-за этого меня поместили в тюрьму Имралы». Вот почему Лидер Апо сказал своему брату: «Пусть курдский народ борется за свою свободу. Пусть демократические и освободительные силы в Турции борются за демократию. Если эта борьба состоится, то сама изоляция становится бессмысленной».

Все знают, что лидер Апо никогда не жил для себя – он посвятил свою жизнь служению курдскому народу, народу Турции и человечеству. Он служит полноте свободы и демократии. Жизнь, которая не служит свободе и демократии, не служит людям. Поэтому вы должны бороться с этим. Об этом он говорил со своим братом.

«Сегодняшняя моя позиция сильнее, чем в 2019 году», – говорит Оджалан, оценивая свою позицию в Имралы. Как понять эти слова?

– Известно, что в 2019 году началась борьба против изоляции как курдского народа, так и демократических сил свободы в Турции и курдских друзей за рубежом. Она принесла свои результаты. В результате люди добились встречи родственников и адвокатов с лидером Апо. При встрече Апо изложил демократическую программу, состоящую из 7 пунктов. Почему? Да потому, что он понял, что проблемы Турции дома и за рубежом очень серьезны. Турецкое государство не может решить их. Другими словами, Турции нужна демократия. А демократия должна быть именно такой. Он обрисовал все это в общих чертах в этих пунктах.

Если есть проблемы, они должны быть решены. Разочарование недопустимо, причиной решения является дискомфорт. В основе этого лежат философия, мышление и идеология лидера Апо. Борьба, которая продолжается, также основана на этом. Когда состоялась встреча в 2019 году, он представил эти 7 пунктов. Поэтому при этой встрече он говорит, что я сильнее 2019 года. Что это значит? Ровно то, что проблемы Турции – как внутренние, так и внешние – сейчас гораздо глубже по сравнению с 2019 годом. Они достигли уровня, когда стало понятно, что если эти проблемы не будут решены, это приведет к концу Турции.

– Турция оккупировала Сарекание и Гре Спи и теперь воюет в Идлибе. Каждый день ее солдаты умирают. Какова ситуация в Идлибе сейчас?

– Представив 7 пунктов, чтобы решить турецкую проблему, лидер Апо действовал со всей ответственностью. А что сделали они? Усилили изоляцию, а в Сарекание и Гре Спи были оккупированы курды. Вот как они ответили. Это отражает реальность ПСР-ПНД и государства Турции. В их повестке нет решения курдской проблемы – они хотят только уничтожения курдов.

Реальность ПСР-ПНД – это их практика, которую они применяют против курдов. Они говорят: «Мы не против курдов, мы братья», но это ложь. Их действия говорят об обратном. Проблема Идлиба – это проблема всей Сирии. Война в Идлибе ведется за Сирию, поэтому всё упирается в Идлиб. Нахождение Турции в Сирии, в Идлибе зависит от определенных решений США и России. У нее нет собственной силы, у нее нет силы воевать самостоятельно.

Эти государства помогли Эрдогану и даже поощряют его. Известно, что было несколько встреч в Астане и в Сочи, на которых были приняты некоторые решения, но они не были глобальными. Что же является основной повесткой? Выход Турции из Сирии. Все это знали. Турции было предложено следовать принятым решениям и выйти оттуда, но она проигнорировала это и сделала шаг в сторону Сирии. И США, и Европа вступили в конфликт и оказали давление на Россию и Сирию. И они остановились.

Если бы не США и НАТО, Турция бы не воевала. Турция надеялась на гарантированную помощь, поэтому и воевала. Почему? Потому что у Турции тоже есть свои интересы. Она хочет сыграть свою роль в строительстве новой Сирии. По мнению Турции, там должна быть модель, подобная Османской империи. Это ее цель. Чтобы достичь цели, она должна опекать бандитов. В противном случае она не сможет угрожать арабам и всему миру. Таким образом она может потерять все свои позиции в регионе.

А что говорят турки? Говорят, что, если мы потеряем Идлиб, мы потеряем и Хатая, имея в виду, конечно же, Африн и курдов. Потеряв Идлиб, они потеряют всё. Тогда правительство ПСР-ПНД не сможет осуществлять свои полномочия. В Турции будет другая ситуация. Именно этой ситуации Турция боится больше всего. Она во что бы то ни стало хочет с помощью НАТО и Америки остаться там.

Сейчас объявлено о прекращении огня. На мой взгляд, это временное перемирие. Турция попала в ловушку, из которой она не может выбраться. В Идлибе она находится в большой опасности, вокруг нее никого нет. Кто говорил о поддержке, мало чем помог. Турция оказалась в серьезной опасности. Она хочет избавиться от нее при помощи прекращения огня, если это возможно.

Со стороны США и НАТО оказывается давление на Россию. Россия под этим давлением не могла продолжать войну, помогать Сирии. Поэтому интересы России также требуют прекращения огня. Но это не означает, что политика, которую проводит Турция, находится вне опасности. Ее политика сама по себе является угрозой. Если она не откажется от этой политики, то ее конец не за горами.

– Абдулла Оджалан также говорит об этой политике: «Сближаясь то с Россией, то с Америкой, Турция не достигнет никаких результатов». Как можно интерпретировать комментарии Оджалана?

– Лидер Апо высказал свое мнение по многим вопросам. Он видит, что ситуация в Турции ухудшается. Политика ПСР-ПНД не служит народу Турции и региона. С этой политикой Турция становится все более агрессивной. Он говорит, что не надо метаться между Россией и США. Эти государства делают все для своих собственных интересов, они проводят политику гегемонии в мире. Лидер Апо предупреждает: эта политика – гибель Турции. В Турции есть проблема собственного народа, проблема курдского народа, проблема демократии. Решите эти вопросы, сосредоточьтесь на демократии, на людях, живущими в Турции, с их религиями и культурами. Тогда вам не понадобится Россия или Америка. Тогда Турция не будет уничтожена.

Но у власти в Турции другая логика, она у нее в крови. Что это? С османской эпохи до наших дней они держат свое государство на противоречиях. К чему привела эта политика в конце османской эпохи? К распаду империи. А теперь она приводит и саму Турцию к уничтожению. Наглядный пример тому Идлиб. Это приведет их к печальному концу, если они будут настаивать.

Таким образом, в результате сегодняшней политики ПСР-ПНД турецкое государство столкнулось с большими трудностями. Их политика зашла в тупик. Именно поэтому они не могут воспринимать предложения лидера Апо. Только потому, что Оджалан является лидером курдского народа. Чтобы не отменять эту изоляцию, они будут проводить политику геноцида, враждебности по отношению к демократическим силам и настаивать на своем. Все, на чем он настаивает, ведет к их смерти.

– Абдулла Оджалан также прокомментировал вашу недавнюю встречу с Западом. Сказал, что ваша стратегия верна, она сохраняет интеграцию Сирии, но вы должны расширить свое влияние. Как это следует понимать?

– Лидер Апо полностью осведомлен о политике, проводимой в Рожаве (в северной Сирии). Но это не значит, что политика, которую хочет Лидер Апо, полностью реализована. Тут также есть некоторые недостатки, ошибки. Тем не менее политика, которую Лидер Апо хочет проводить в Сирии, постепенно реализовывается. Это не значит, что он не видит ошибки, которые там есть. Он часто критикует их.

 Сейчас п демократическое самоуправление в северной Сирии проводит национальную демокритизацию. И такую политику они проводят не только в северной Сирии, но и по всей Сирии. Только так можно решить сирийский вопрос. Жить вместе в мире – в этом суть. Все имеют равные права – курды, арабы, ассирийцы, армяне, туркмены… Права народов не зависят от количества. Демократия касается прав, а не чисел. Вот в чем Лидер Апо прав.

Люди организуются и выражают себя с помощью своего языка, культуры. Человек обязан жить и действовать для других людей так же, как для самого себя. Это братство само по себе создает единство и равенство. Поэтому многие силы хотели его уничтожить. Некоторые стремились искоренить это религией, некоторые расизмом, некоторые оккупацией во многих отношениях. Но люди, живущие в национальной демократии, понимают опасности, которые стоят перед ними.

Те, кто хочет разрушить систему, хотят снова их поработить. Мы должны устоять против этого. Когда они позволяют Турции оккупировать Сарекание, Гре Спи, они надеются, что демократическая самоуправление рухнет. Более всего они рассчитывают на арабов – они ждут, что арабы выступят против курдов. Они работали над тем, чтобы разжечь вражду между курдами и арабами. Но арабский народ выступил против них.

Национальная демократия на Ближнем Востоке развивается. Создать демократическую систему здесь непросто, потому что догматизм очень силен на Ближнем Востоке. Консерватизм очень силен, а расизм – это серьезная сектантская проблема. Только благодаря воле народа, укреплению единства вы сможете достичь этого. Все люди хотят организации и защиты собственных достижении.

 

– После битвы за Идлиб турки вывезли беженцев к своим границам, отпустили их у пограничных ворот и подвергли их смертельной опасности. Европа много лет была настроена позитивно. Торг с турецким государством оказал влияние на эту политику. Но результатов нет. Как дальше сложится ситуация?

 

– В мире существует проблема беженцев. Она создана модернистской капиталистической системой. Поэтому если мы хотим предотвратить проблему беженцев, мы должны бороться против капитализма.

Проблема беженцев в Турции другая. Турция организовала миллионы людей в Сирии, перевезя их в Турцию. Зачем? Чтобы иметь возможность осуществлять контроль над бандитами, чтобы иметь возможность принуждать банды и использовать их в собственных целях. Без этих самых беженцев она не сможет контролировать бандитов.

Кроме того, они извлекают материальную выгоду из этой ситуации. Поскольку есть миллионы людей, они используют дешевую рабочую силу, а некоторым и вовсе не платят. С другой стороны, они стремится проводить свою политику в отношении Сирии, чтобы создать новую Сирию с помощью своих бандитов. ПСР-ПНД рассчитывают получить быстрый результат в Сирии. Они также будут использовать это против курдов, не давая курдам достичь своего в Сирии.

Но что-то у них пошло не по их сценарию. Дело слишком затянулось. Они говорили: «Скоро мы будем молиться в мечети Эмави», но это заняло годы. Их политика не дала особых результатов. Тогда они использовали мигрантов, привели беженцев в Европу для этой цели. Они стали шантажировать Европу, заявив: есть проблема беженцев, если вы не помогаете нам в Сирии, тогда мы отпустим беженцев. Среди них есть члены ИГИЛ (организация запрещена в России). Европа боится этого. Поэтому она сказала, что будет давать деньги.

Эрдоган ведет политику шантажа и угроз. Он шантажирует ИГИЛом весь мир, беженцами – Европу. Деньги, которые Европа дала беженцам, так и не дошли до них, им даже копейки не заплатили.

А теперь в Идлибе Эрдоган зашел в тупик, оказался в яме, откуда не в силах выбраться. Где он ищет выход? Опять же в шантаже. Он сказал: я открою дверь, если вы не сможете мне помочь. И турецкие чиновники, полиция, разведка на транспортных средствах вывозят беженцев к границам. Открывают им дороги, заставляют их заниматься контрабандой, противозаконными действиями. Этим они хотят напугать Европу. Таким образом, он и деньги получает от Европы, и ставит ее в зависимость от своей политики, чтобы иметь возможность оставаться у власти и дальше. В противном случае трудно удержать власть. Но это не может долго продолжаться – ПСР-ПНД видит это и поэтому прибегает к шантажу и всевозможным ухищрениям.