Арабским странам необходима единая стратегия против Турции
Египетский специалист по международным отношениям и Турции Мустафа Салах рассказал ИА «ANHA».
Египетский специалист по международным отношениям и Турции Мустафа Салах рассказал ИА «ANHA».
Египетский специалист по международным отношениям и Турции Мустафа Салах рассказал ИА «ANHA» об отношениях Турции и Катара с «Братьями-мусульманами»* и противостоянии Египта этому альянсу.
– В связи с отъездом президента Сиси в Нью-Йорк для участия в сессии Генассамблеи ООН в Египте прошли демонстрации. Кто был главным зачинщиком этих демонстраций?
— На мой взгляд, существует много региональных сил, для которых внутренняя стабильность Египта является препятствием для осуществления их региональной политики. И в первую очередь это Турция. Турция использует все карты для реализации своего регионального проекта с использованием экстремистских исламских групп или их медиа-платформ, направленных против египетского государства. Это последнее нападение на Египет было усилено восстановлением Каиром его ведущей роли в регионе, что является камнем преткновения на пути региональных амбиций Турции.
– Некоторые СМИ призывали свергнуть египетский режим. Каковы цели этих СМИ и с кем они связаны?
– Я думаю, что это были медийные каналы Катара и Турции, которые принимают повестку дня «Братьев-мусульман», классифицируемых как террористы. Но внутри Египта хорошо осведомлены о целях этой группы, особенно после массовых демонстраций 2013 года, отвергающих их политику.
– На нью-йоркской встрече президент Турции снова напал на Египет и попытался повлиять на общественное мнение, назвав смерть Мурси преднамеренной. Каковы цели Эрдогана в Египте?
– Снижение статуса Египта сильно влияет на возможность реализации турецкого проекта регионального лидерства в концепции новой Османской империи. Таким образом, турецкий режим пытается использовать все международные, региональные и даже внутренние платформы для нападения на Египет. Тем более что Каир был освобожден от подчинения Турции после свержения бывшего президента Мухаммеда Мурси.
Турция покровительствует «Братьям-мусульманам», классифицированным как террористическая организация, предоставляет им убежище и материальную, военную и политическую поддержку для достижения целей Анкары. В результате неудивительно, что турецкая риторика направлена на эти вопросы: Эрдоган пытается преодолеть внутренние проблемы, переключая внимание общественности на внешние проблемы.
– Постоянный представитель Египта при ООН отреагировал на заявления Эрдогана и сделал несколько замечаний. Можно ли сказать, что Египет перешел от молчания в отношении турецкой агрессии к самообороне?
– Нет никаких сомнений в том, что египетское государство придерживается новой стратегии в отношении Турции, тем более что есть два фактора, которые его раздражают. Первый – поддержка экстремистских группировок и вмешательство во внутренние дела региона. Второй – борьба за газ в Восточном Средиземноморье. Египет перешел от реагирования на обвинения Турции к более решительным действиям по официальным каналам Министерства иностранных дел в дополнение к вызову временного поверенного в делах Турции. С другой стороны, он создает региональные альянсы и поддерживает усилия, направленные на противостояние Турции. Об этом свидетельствуют египетское сотрудничество и координация с ливийской стороной в противостоянии вооруженным группировкам, которым Турция оказывает поддержку оружием и деньгами.
– Перебежчик из «Братьев-мусульман» Мухтар Ноах раскрыл информацию о сделках между Эрдоганом и «Братьями-мусульманами» в Египте. Каковы взаимоотношения между Эрдоганом и этой организацией?
– Что касается взаимоотношений «Братьев-мусульман» с Эрдоганом, то несомненно, что у них одно и то же видение проблем региона и между ними существует сильная взаимозависимость с идеологической стороны. Партия справедливости и развития Турции является лишь продолжением политики организации, и фактические данные указывают на высокую степень близости между ними. После поражений, понесенных организацией «Братьев-мусульман» в Египте и странах региона, организация отправилась прямиком в Турцию, которая открыла для них двери. «Братья-мусульмане» стали инструментом реализации турецкой политики в арабских странах и внутренним агентом Анкары, который используется для давления на правительства этих стран.
– Какова взаимосвязь между демонстрациями в Египте и нападениями на саудовскую компанию Арамко?
– Существует тесная взаимосвязь между внутренним положением Египта и его стабильностью, а также его вступлением в арабскую коалицию в результате бойкота Катара. Это во многом связано с внешними приоритетами Египта, а события, представляющие угрозу внутренней стабильности, будут отражаться в первую очередь на внешнем движении Каира. Таким образом, отступление Египта ослабление роли Египта в регионе отвечает интересам многих стран, в том числе некоторых арабских стран, таких как Катар, который в значительной степени поддерживает «Братьев-мусульман» – террористическую организацию, стремящуюся сменить режим.
– Какую роль играет Египет в противостоянии проекту «Братьев-мусульман», за которым стоят Турция и Катар?
– Египет проводил многоплановую политику, особенно в отношении арабского мира, и заключил союз с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, чтобы противостоять деятельности «Братьев-мусульман», – как в своих собственных странах, так и в регионе в целом, что привело к упадку этой организации.
Возможно, бойкот, объявленный Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом, а также Бахрейном Катару, демонстрирует степень консенсуса между ними в отношении этой оси. Первым из этих условий было то, чтобы Катар прекратил поддержку этой организации и прекратил угрожать безопасности арабских стран.
– Египет является штаб-квартирой Лиги арабских государств. Какую роль эта страна может сыграть в противостоянии планам турецкой оккупации в Сирии и Ливии? Что требуется от арабов?
– Я думаю, что у Египта есть много рычагов воздействия в этом плане, которые он может использовать, чтобы противостоять роли Турции и ее вмешательствам в регионе. Тем не менее арабские страны должны разработать единую стратегию в интересах арабской национальной безопасности, чтобы сыграть эту роль в полной мере.
*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ