Египетский телеканал «TeN» побеседовал с главнокомандующим Силами демократической Сирии (СДС) Мазлумом Абди о взаимоотношениях Турции с наемниками ИГИЛ* и деятельности Турции в регионе, а также роли Египта.
Позиция Турции в борьбе с ИГИЛ
Что касается отношений Турции с ИГИЛ, Абди сказал: «Турция до сих пор координирует свои действия с ИГИЛ. В частности, она отказалась от того, чтобы международная коалиция использовала свои базы для борьбы с ИГИЛ. Американские самолеты и бойцы коалиции, которые поддерживали наши силы, прибыли из Кувейта, потому что Турция препятствовала использованию своих баз для борьбы с ИГИЛ. Именно Турция побудила ИГИЛ атаковать Кобани и требовала, чтобы джихадисты оккупировали Кобани и весь регион Джазира в обмен на его поддержку, позволив им использовать турецкую границу и принять больше наемников, которые прибыли через Турцию в этот регион. Все иностранные наемники ИГИЛ без исключения прибыли через аэропорт Стамбула и другие турецкие аэропорты, а также через сирийскую границу с территории Турции. После этого мы захватили тысячи иностранных наемников, включая тунисцев, марокканцев, египтян и американцев».
Турция использовала ИГИЛ дважды. Первый раз, чтобы ликвидировать сирийское движение по всей стране, и второй раз, когда она использовала их в качестве предлога для оккупации Сирии, таким образом оккупировав Джараблус и Баб. У нас есть доказательства того, что Турция стоит за развитием так называемого проекта Исламского государства, потому что это служит ее интересам.
Согласно расследованиям и допросам лидеров ИГИЛ, задержанных Силами демократической Сирии, они имели прямую координацию с турецким разведывательным управлением MIT, а также координацию на местах между боевиками и турецкими офицерами на границах. И на стратегическом уровне также была прямая координация с администрацией ИГИЛ. Кроме того, все они прибыли из пограничных КПП. Мы узнали, что в Джараблусе через Гре Спи есть официальные пункты пропуска, которые были открыты, но когда мы вошли в эти районы в 2015 году, турецкие власти закрыли их».
Чего хочет Эрдоган?
Относительно деятельности Турции в регионе, Абди объяснил: «Эрдоган является фактическим верховным лидером «Братьев-мусульман»* и считает себя ответственным за все террористические организации Братства по всему региону. Он пытается распространить идеологию Братства до того, как Братство установит контроль над всеми частями региона. Он попытался сделать это в Египте, но не смог, а теперь предпринимает попытки и в Ливии. Те же попытки Эрдоган предпринимал в Сирии и тоже потерпел неудачу. У него есть проект по использованию религии ради его интересов. Он действует через «Братьев-мусульман», а также вкладывает средства в реализацию своего проекта через такие террористические организации, такие как «Джабхат ан-Нусра»* и «ИГИЛ». К сожалению, мир молчит о действиях Эрдогана, что заставляет его упорствовать в своих агрессивных и оккупационных проектах.
Он также пытается через организацию «Братьев-мусульман» восстановить славу бывшего Османского халифата и использует курдское политическое движение в качестве предлога для проведения этих операций. А когда нет курдов, как в Ливии и других регионах, он легко может найти другие аргументы в пользу своих действий».
Роль Египта на нынешнем и предстоящем этапе
Относительно роли Египта главнокомандующий СДС сказал: «Во время недавнего вторжения Турции в Сарекание и Гре Спи позиция Лиги арабских государств во главе с Египтом была очень достойной. Мы благодарим руководство Египта в целом и, в частности, президента Абделя Фаттаха ас-Сиси за его позицию против турецкого вторжения, обеспокоенность территориальной целостностью Сирии и его заявление, касающееся проблемы курдского народа. Это была позиция, которой мы гордимся.
Роль Египта в регионе должна быть более активна, чем та, которая сейчас есть в сирийском досье, и это просьба всех сирийцев. В настоящее время усилия, предпринимаемые Турцией, Ираном и другими сторонами по сирийскому вопросу в целом, не отвечают интересам сирийского народа. Существующие региональные государства, которые занимаются сирийским вопросом, прежде всего заинтересованы в реализации интересов своих стран и имеют специальные программы, связанные с ними в Сирии. Эти страны не заинтересованы в урегулировании сирийского кризиса, они хотят продолжить свою повестку дня в Сирии.
Но арабские страны в целом и, в частности, Египет заинтересованы в урегулировании сирийского кризиса, потому что у них нет амбиций в Сирии. У Египта нет там собственных интересов. Все рассматривают Египет как братскую страну для арабского народа и надеются, что Египет сыграет более важную роль в урегулировании кризиса в Сирии. В последнее время мы видим очень позитивные шаги со стороны египетского государства.
Мы ожидаем, что Египет сыграет свою роль в политическом урегулировании кризиса в Сирии. В настоящее время между нами и сирийской администрацией, а также между центральным правительством в Дамаске существует своего рода дискуссия или общение. Египет может сыграть роль посредника, поскольку ему доверяют обе стороны, о может найти формулу, приемлемую для овсех. Или сыграть свою роль в развитии этих дискуссий для достижения желаемого результата».
*- террористические организации, запрещенные на территории РФ