Зилан Вежин призывает к масштабному союзу против режима Исламской Республики – ЧАСТЬ I

У угнетенных Ирана, женщин и представителей различных этносов, всегда существовала потребность в изменении своего положения, объясняет сопредседатель ПСЖК Зилан Вежин и призывает к широкомасштабному союзу против режима Исламской Республики.

Протесты, начавшиеся после убийства Жины Амини иранской полицией нравов, не прекращаются вот уже 40 дней. Многие города Восточного Курдистана и Ирана охвачены восстанием, во главе которого стали женщины. Основным лозунгом стали слова «Женщина, Жизнь, Свобода».

Партия «За свободную жизнь в Курдистане» (ПСЖК) и Свободное и демократическое общество Восточного Курдистана (СДСВК) недавно предложили дорожную карту для разрешения кризиса в Иране и Восточном Курдистане. В беседе с нашим новостным агентством сопредседатель ПСЖК Зилан Вежин подчеркнула, что предложенные ими решения соответствуют требованиям восставшего населения Ирана и Восточного Курдистана, и в особенности его женской части.

—С момента убийства Жины Амини прошло 40 дней. Протесты в Восточном Курдистане и Иране переросли в восстание. Почему именно Жина Амини стала катализатором коллективного сопротивления по всему Ирану?

— Прежде всего, следует отметить, что после Исламской революции 1979 года народы Ирана постоянно восставали против курса, политических концепций и системы нынешнего режима. В частности, это касалось политики в отношении женщин, общества и населяющих страну этносов. Недовольство отношением нынешнего режима у этих групп населения всегда было велико, и постоянно существовала потребность в изменении текущего положения дел. Однако на их требования свободы, равенства и демократии режим всегда отвечал насилием, угнетением и бесчеловечностью. Действующие законы и нормы лишают женщин каких-либо прав. Структура государства и власти основана на абсолютном порабощении женщин. Женщины лишены свободы, они словно в тюрьме. Разумеется, вместе с ними в той же тюрьме находится и все общество в целом, а также отдельные народы Ирака в частности. Эта патриархальная, реакционная, сексистская и религиозная система, основанная на абсолютном порабощении женщин, что в конечном итоге делает рабами все общество.

Поэтому то, воплощением чему стала Жина, – это требование свободы, равенства, демократии и справедливости для всех народов Ирана. В Иране отрицаются и игнорируются курды, арабы, белуджи и азербайджанцы, – одним словом, все этнические и религиозные группы. На их законные требования отвечают насилием. В этом плане женщины наиболее сильно отождествляют себя с Жиной, но население в целом, во главе которого и стали женщины, через личность Жины Амини требует для себя свободного будущего. Потому что в стране, где женщины не свободны, нет свободы ни у кого. Поэтому приоритет свободы женщин и тот факт, что все народы Ирана видят свое свободное будущее в освобождении женщин под лозунгом «Женщина, Жизнь, Свобода», имеет огромный смысл и глубину. Опираясь на этот базис, освобождение женщин будет формировать свободу всей страны и определять ее будущее. Дух, созданный Жиной, – это дух возглавляемого женщинами сопротивления, ведущего борьбу за свободу и равенство народов Ирана. В нем проявляется историческая глубина сопротивления. Это размышление о своих исторических корнях, собственной природе и социальных узах. Цель – построить свободное общество, основанное на свободных женщинах.

Есть еще один важный аспект, который необходимо учитывать. Это, конечно, то, что Жина была курдянкой по национальности, и центр демонстраций находился в Курдистане. Восстание начался в Курдистане, но голос протеста Курдистана был вскоре подхвачен в Тегеране, Тебризе, Белуджистане и Ахвазе. В этом смысле Курдистан стал точкой фокуса для всех других иранских народов. Поэтому восстан, инициированный курдскими женщинами и мужчинами, распространился во многих городах страны, – особенно в ее столице Тегеране, – и продолжается до сих пор. Роль Курдистана очень важна. Необходимо видеть, каким источником силы, морали и мотивации является Курдистан. Этому аспекту, конечно, можно дать более развернутую оценку, но, если вкратце, то это все, что я могу сказать.

—Почему лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода» играет такую важную роль? Каково его влияние на народы Ирана?

—Присмотритесь: все, кто участвует в восстание, безоговорочно объединились под этим лозунгом. На протяжении многих лет женщины Ирана и все его население искали формулу выхода из сложившейся ситуации. В этом смысле лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода» стал выражением того, к какому будущему стремятся народы Ирана, и особенно женщины. Фраза «Женщина, Жизнь, Свобода» также является выражением общей культуры, языка и социальной истории индоевропейской языковой семьи. Поэтому под ее эгидой объединились и вышли на улицы все люди всех возрастов в Иране и восточном Курдистане. Потому что в Иране нет женщин, нет жизни и нет свободы. Сначала идентичность и существование женщин будет признано на основе свободных и равных принципов, а затем, с формированием этих принципов, вокруг них и женской реальности выстроится вся жизнь и реализуется свобода.

Однако были и нападки на лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода», и попытки исказить его, а также ту идеологическую и философскую реальность, на которой он зиждется. Существуют искаженные трактовки, ведется определенная пропагандистская деятельность, направленные на то, чтобы лишить лозунг его сути. Некоторые силы и представители иранского режима, определяющие себя как альтернативные и оппозиционные, критикуют слоган «Женщина, Жизнь, Свобода». Борьба с этими силами является важной задачей для каждого, кто верит в философию и идеологическую истину «Женщина, Жизнь, Свобода». Поэтому необходимо всегда обращаться к его первоисточнику, а также правильно выражать и понимать философскую и идеологическую реальность, на которой он основан. При помощи лозунга и концепции «Женщина, Жизнь, Свобода» лидер Абдулла Оджалан создал движение курдских женщин за свободу и реальность женской борьбы, сделав его философской и идеологической основой и источником для женского движения.

Разумеется, первым этот лозунг выразил лидер Абдулла Оджалан, придав ему статус «магической формулы». В течение 50 лет он с помощью этого философского и идеологического подхода формировал, проектировал и структурировал во всех четырех частях Курдистана как движение за свободу Курдистана, так и движение за свободу женщин. Суть парадигмы построения демократического экологического общества, основанного на освобождении женщин, выражена в лозунге «Женщина, Жизнь, Свобода». Поэтому эта фраза и то, что она олицетворяет, является ключом к решению всех социальных, экономических, экологических, военных и политических проблем, которые создали капиталистическая современность и национально-государственные структуры. Это компас и путеводитель для всех, кто ищет выход из упомянутых мною проблем. Именно поэтому его перенимают и используют все. 24 июня 2013 года лидер Абдулла Оджалан воззвал к активисткам движения за свободу женщин Курдистана словами: «Вы должны продолжать учить и утверждать магическую формулу «Женщина, Жизнь, Свобода». Он поручил им брать эту формулу за основу и распространять ее по всему Курдистану, Ближнему Востоку и во всем мире. Движение за свободу женщин в восточном Курдистане, возглавляемое Ассоциацией свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), основано на данной идеологии и философии. Иранский режим слышит этот лозунг не в первый раз. Наш товарищ Ширин Аламхули была той, кто впервые написал лозунг «Женщина, Жизнь, Свобода» – на стене иранской тюрьмы. Эти слова ведут на путь свободы.

В заключение мне хотелось бы сказать, что борьба курдских женщин, направленная против сексизма, национализма и фундаментализма, оказывает большое влияние на зарождающуюся освободительную борьбу женщин в мире и вдохновляет их. В этом смысле борьба курдских женщин становится всемирной.