Турция

Унсал: «дело Кобани» не поможет вам отомстить за крах ИГИЛ

Охарактеризовав вердикт по скандальному «делу Кобани» как «правительственную декларацию», правозащитник Ахмет Фарук Унсал сказал: «Если они хотят отомстить за поражение ИГИЛ, то это пустая трата усилий».

На скамье подсудимых в рамках этого дела оказались политики Демократической партии народов (ДПН); обвинение ссылалось на тот факт, что они имели отношение к акциям протеста, проходившим с 6 по 8 октября 2014 года, когда люди выражали негодование нападением ИГИЛ* на Кобани. Слушание решения по делу против 108 человек, включая бывших сопредседателей ДПН Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг, состоялось 16 мая. Демирташ был приговорен к 42 годам, а Юксекдаг – к 30 годам и 3 месяцам лишения свободы; другие политики также получили суровые приговоры. 5 подсудимых были освобождены, а ещё 12 человек оправданы.

Политик-правозащитник Ахмет Фарук Унсал, который некоторое время состоял в ПСР и был одним из основателей партии DEVA, дал свою оценку судебному вердикту.

«Это декларация политической власти»

Унсал заявил, что, хотя решение по «делу Кобани» было вынесено судом, с точки зрения закона этот вердикт совершенно нелогичен: «Это решение будет оцениваться вместе с процессами в Верховном суде; однако, на первый взгляд данный вердикт был вынесен в соответствии с политическими ожиданиями. Это часть плана по криминализации курдской политики, призванного сделать невозможными любые попытки заниматься политикой в рамках закона. Мы не видели, чтобы это правительство относилось серьезно к решениям Конституционного суда, международного суда и Европейского суда по правам человека. Создается впечатление, что они пишут определённый текст, отвечающий их политическим потребностям, отправляют его в суд и получают вердикт такого же содержания. Поэтому я рассматриваю это, как декларацию политической власти, а не как судебный процесс».

«Если это месть за провал ИГИЛ, это пустая трата сил»

Унсал добавил, что политическую структуру и достижения народа северо-восточной Сирии пытаются криминализировать, вынося политикам суровые приговоры: «Эти решения призваны свести на нет успехи, достигнутые в северо-восточной Сирии. Но, честно говоря, я не думаю, что с этого момента ИГИЛ сможет вернуть себе то величие, которым эти бандформирования могли похвастаться в 2014-2015 годах. ИГИЛ уже потерпело поражение, а курдское движение, особенно в северо-восточной Сирии, оказалось на правильной стороне истории. Если они хотят отомстить за крах террористической группировки, это пустая трата усилий. ИГИЛ уже обрекло себя на разрушение и небытие, выбрав неверную сторону».

«Огромное зло для Турции»

Правозащитник обратил внимание на дискуссии о «смягчении» в политике и сказал, что с принятием этого решения стало ясно, что «смягчение», о котором идет речь, не касается курдских политиков. Унсал добавил: «Возможно, правительство стремится к нормализации отношений с другими партиями или политическими силами. Однако, когда речь заходит о курдской политике, мы сталкиваемся с практикой криминализации. Власть не идет на контакт и не соглашается на нормализацию отношений с представителями курдов на политической арене».

«Суд превратил свой вердикт в месть, – сказал Унсал, – Поэтому эти решения не имеют легитимности и представляют собой огромное зло, причиненное Турции».

* - террористическая организация, запрещена в РФ