Умит: у нас есть потенциал для демократических перемен

Заявив, что Турция нуждается в переменах, и этот процесс продолжается, член Исполнительного совета АОК Хелин Умит сказала: «Как у страны и у народа, у нас есть потенциал привести Турцию к демократическим переменам. В это нужно верить», — сказала она.

Выступая в специальной программе на телеканале Medya Haber, член Исполнительного совета Ассоциации общество Курдистана(АОК) Хелин Умит дала оценку событий после парламентских и президентских выборов в Турции. Она сказала: «Люди многого ждут от внешних сил. Они ждут, что кто-то придет и все сделает. Однако каждый человек может превратить себя в часть этого процесса перемен. В этом отношении я хотела бы обратить внимание молодежи, женщин и этнических групп на то, что именно они являются той силой, которая изменит Турцию».

Отметив, что ожидание перемен от правительства у различных классов не приведет к переменам, Умит сказала: «Необходимо расширять борьбу, создавать и творить себя в процессе борьбы, осознавать свою собственную свободу вместе с ней, реализовывать себя. Демократические перемены в Турции могут реально произойти только при возрождении соответствующего духа. И я приглашаю всех в нынешний период строить, ваять и всячески принимать участие в процессе такой борьбы.

Ниже приведены слова Хелен Умит:

«Прежде всего, мне хотелось бы от имени РПК и ее бойцов поприветствовать и выразить свои глубочайшие любовь и уважение лидеру Абдулле Оджалану, который продолжает свое беспримерное сопротивление системе геноцида Имралы. Адвокаты объявили, что на прошлой неделе лидеру Абдулле Оджалану было назначено новое наказание. Это 6-месячный запрет на посещение, который она называют дисциплинарным наказанием.

Мы не можем рассматривать это наказание как явление само по себе. Мы всегда придерживаемся подхода, при котором наши оценки носят целостный характер. Это последнее наказание, как и другие ограничения подобного характера, осуществляется в рамках единой концепции, как и все прочие практики против лидера Абдуллы Оджалана и других товарищей, находящихся в тюрьме Имралы. Так было на протяжении всех прошедших 25 лет. Но есть одно отличие: режим геноцида в Имралы действует как особый режим. С самого начала была создана система изоляции, отдельный специальный военный центр, и через него они пытаются сформировать политику против борьбы за свободу и существование в Курдистане. Но часть этого процесса после 2014 года немного отличается. В этом смысле необходимо оценить политику Имралы, введённую действие после так называемого «Плана по развалу», начатого в 2014 году, в рамках общих геноцидных атак. Геноцидные атаки в Курдистане осуществляются аналогичным образом, как в Имралы. Они продолжаются как ориентация на лидера Абдуллы Оджалана.

«ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА НА ТУРЕЦКУЮ ПОЛИТИКУ СТАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ»

Ни практика в Имралы, ни отношение и сопротивление лидера Абдуллы Оджалана в Имралы не должны рассматриваться независимо от этих событий и этого процесса. В Имралы ведется война, там идет многогранная борьба. В каждой войне есть стратегия и тактика. В этом смысле существует набор стратегий и тактик, применяемых врагом в отношению Имралы. В то время как за 25 лет Имралы превратился в центр геноцида курдского народа, в последний период – после 2014 года – фашизм ПСР-ПНДпланирует атаку, чтобы устранить всю динамику борьбы в Курдистане.

Он также связан с процессом, в котором мы сейчас находимся. Лидер Абдулла Оджалан был самой обсуждаемой личностью в контексте майских выборов в Турции. Это была позиция лидера Абдуллы Оджалана, позиция, занятая лидером Абдуллой Оджаланом. Все это показало, какое место занимает центр геноцида, тюрьма Имралы, в турецкой политике. Уровень влияния, продемонстрированный лидером Абдуллой Оджаланом, заставил все силы, которым предназначено вершитьполитику в Турции, как правого, так и левого толка, определить отношение к лидеру Абдулле Оджалану. Это показывает, насколько решительным является лидер Абдулла Оджалан, насколько стратегическими и решительными являются позиция и парадигма, выдвинутые им в отношении Турецкой Республики, и предложения по решению, созданные им в плане демократизации республики.

Обратите внимание, как правящий режим, особенно союз ПСР-ПНД, как единоличная исполнительная власть этого геноцидного режима Имралы, всегда стремится отрицать лидера Абдуллы Оджалана. Они лгут, чтобы опорочить лидера Абдуллы Оджалана и вывернуть его реальность наизнанку. Идет очень ожесточенная идеологическая борьба. Я говорю это не только о стороне ПСР-ПНД; аналогичная ситуация наблюдается и в Национальном альянсе. Касательно государственной политики, мы говорим о реальности, против которой должны выступить все политические силы внутри системы. В этом смысле влияние лидера Абдуллы Оджалана на турецкую политику не уменьшилось. Более того, оно стало гораздо заметнее в связи с минувшими выборами. Безусловно, предпринимаются попытки перевернуть его концепции с ног на голову, свести их на нет. Потому что идет война в области идеологии и менталитета. В этом смысле такие практики продолжаются.

На самом деле, речь идет о человеке, который является пленником в их руках. Лидер Абдулла Оджалан – пленник в руках турецких оккупантов. Наш лидер – военнопленный. О нем еще будет много разговоров, оценок, рассуждений, – по крайней мере, у него должно быть право говорить, право отвечать. Других они признают. Ведь есть и другие политзаключенные. Например, они признают Селахаттина Демирташа, они позволяют ему выражать свои мысли. Или я могу привести пример других опальных политиков. Есть заключенные из РНП и заключенные, придерживающиеся других политических взглядов. Они могут донести свои взгляды до общественности, но когда речь заходит о Лидере, появляется столько домыслов, вымыслов и лжи, а ему даже не дают право на ответ. Это объясняется той властью, которой обладает лидер Абдулла Оджалан.

«КУРДСКИЙ НАРОД ДОЛЖЕН ХРАНИТЬ НАДЕЖДУ»

С другой стороны, они, конечно, мстят. И есть страх. Они очень боятся. Послушайте, общество Курдистана уже знает, оно признает своего Лидера. Оно верит в него всей душой. В этом смысле в курдистанском обществе нет никаких колебаний перед лицом реальности Лидерства. В курдском обществе, несомненно, есть реальность лидерства. В прошлом веке оно построило себя на основе интересов курдского народа и организовало всю свою жизнь на основе потребностей и интересов народа. И все курдское общество, все от 7 до 70 лет, всей душой с ним, но существует страх со стороны турецкого общества, боязнь, что турецкое общество узнает правду. Поэтому правящий режим продолжает свою нынешнюю политику изоляции и запрета в Имралы.

Фактически, они применяют эту юридическую процедуру, представляя его как заключенного, который постоянно получает дисциплинарные наказания, чтобы не дать ему воспользоваться своим правом на надежду. Вот каково юридическое обоснование происходящего.

Лидер Абдулла Оджалан находится в тюрьме в одиночной камере. С ним сидят несколько его друзей, но условия содержания там не изменились. Какой проступок требуетдисциплинарного наказания, если заключенный сидит в одиночной камере? Все это делается, чтобы упрятать его еще надежнее. Так мы это все расцениваем. Положение лидера Абдуллы Оджалана, его позиция, определяет положение и позицию народа Курдистана. Поэтому я еще раз призываю все демократические силы, особенно курдский народ, и всех людей совести бороться за свободу лидера Абдуллы Оджалана. Это важный и чувствительный вопрос. Однако нам стало ясно, что мы должны распространять это гораздо шире и настойчивее. Реальность лидерства и право на надежду не хотят признавать за курдским народом. Надежды курдского народа угасают. Вот почему необходимо, как никогда раньше, воспитывать в нас всех надежду и жить с ней. Человек, который теряет надежду, теряет все. Общество, которое теряет надежду, теряет свои мечты и не может построить светлое будущее. Поэтому его члены не могут работать вместе, оно не может стать организованным. Поэтому я призываю наш народ быть более небезразличным к политике Имралы и проводить всю свою жизнь, действуя в этих рамках.

«ЛЕВЫЕ КРУГИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКОК МОДЕРНИСТСКОГО ПОДХОДА К ЛИДЕРУ АБДУЛЛЕ ОДЖАЛАНУ»

Есть реальность, которая находится в центре повестки дня Турции наряду с Курдистаном. Есть реальность Лидера Абдуллы Оджалана, и обсуждается важность изоляции и ориентации против него. Это еще раз очень четко было продемонстрировано в связи с выборами.

Но добиваемся ли мы необходимых результатов? Особенно это касается либерально-демократических сегментов. С точки зрения демократических левых, социалистических и дружественных нам кругов, можно ли правильно прочесть эту политику и сопротивление в Имралы? Можно ли сделать эффективные выводы? Я так не считаю. Мое мнение: по этому вопросу не было сделано достаточных выводов. Отношение курдского народа к реальности Лидерства очень четкое. Курдское общество знает цену собственной жизни, жизни вообще, истории, культуре и существованию. Вот почему, например, мы не можем рассматривать самоотверженную позицию курдской молодежи независимо от этого. Мы не можем рассматривать страстную борьбу курдских женщин отдельно от верности лидеру Абдулле Оджалану и системы жизни с ним. Однако, что касается демократических сил и левых кругов в Турции, мы не можем выразить это именно так. Тут имеется несколько модернистский подход. Лидера Абдуллы Оджалана путают с другими лидерами, с лидерами других партий. Реальность его лидерства, как с точки зрения турецкого общества, так и с точки зрения будущего Турции, ее внутреннего мира, а также приложенные им усилия, оказались не слишком хорошо поняты и оценены. Будь оно так, мы могли бы увидели более смелые высказывания и шаги со стороны этих групп. Я говорю это для Турции. Многие интеллектуалы и интеллигенция за рубежом все больше и больше просвещаются по этому вопросу, и, на самом деле, они могут более правильно подойти к реальности Лидера Абдуллы Оджалана, они делают заявления, выступают с призывами и участвуют в различных мероприятиях. Но место, где это должно происходить – это другие круги в Турции и Северном Курдистане.

«ТУРЕЦКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЫНЕШНЮЮ СИТУАЦИЮ»

Турция постоянно проводит специальные военные операции. В стране слишком много пропаганды, основанной на лжи. Налицо интеллектуальный кризис, кризис интеллектуалов, которые поведут за собой общество и народы Турции. В Турции серьезный интеллектуальный кризис. Осторожно, для общества не может быть выработана рациональная политика. Слишком много пропагандистской литературы, слишком много агитации. Слишком много эмоциональных манипуляций, слишком много исторических искажений. Но нет смелых интеллектуалов, в чьей основе мировоззрения лежала бы правда и кто способен был бы заявить об этом. Турецкая интеллигенция несет ответственность за нынешнюю ситуацию. Некоторые выходят и заявляют: это уровень турецкого народа! Не следует винить народ. Необходимо посмотреть на тех, кто говорит: я лидер, я старейшина или я ваш интеллектуал. Какой у них менталитет? В Турции действительно серьезный кризис просвещения, интеллектуальный кризис, кризис менталитета, и в результате старые идеологии снова возвращаются на повестку дня. В начале 1900-х годов идеологические формы, возникшие в период, совпавший с распадом Османской империи, вновь воскресли на 100-м году Республики. Османизм, исламизм, национализм. Это были идеологические течения, которые возникли для спасения Османской империи и впоследствии сформировали менталитет Комитета союза и прогресса. Действительно ли это прогресс или, на самом деле, регресс в 100-летний юбилей Республики? Например, если есть интеллектуалы, то их действительно нужно обсуждать. Конечно, мерилом здесь является не Запад. Я не говорю о западных критериях. Однако идеологические течения, которые оставили свой след в Турецкой Республике со времен Комитета союза и прогресса вплоть до сегодняшнего дня и являются причиной различных проблем и болезней турецкого общества, вновь стали доминирующими. Не несет ли за это ответственность турецкая интеллигенция? Турецкие демократы, те, кто защищает идеал более равного, справедливого, свободного и плюралистического общества, несут ответственность за эту ситуацию.

Вообще-то Лидер Абдулла Оджалан сделал много открытий по этому вопросу. Он не только критиковал форму национализма, которая породила менталитет национального государства на Ближнем Востоке. Он также очень ярко показал, что научный метод современности, открываемые им формы мышления, системы, которые артикулируются с капиталистической современностью, порождают фашизм. В этом смысле Лидер Абдулла Оджалан – самый смелый интеллектуал в Турции! Если кто-то хочет говорить о реальном просвещении или пути к просвещению в Турции, то скажите, есть ли кто-то кроме лидера Абдуллы Оджалана, кто может выдвинуть новую идею, новый проект? Есть ли кто-нибудь, кто может предложить политику, отличную от той, что была выдвинута Республикой, или той, что породила эти конфликтные исторические процессы? Нет таких людей. В этом смысле сопротивление лидера Абдуллы Оджалана в Имралы, его усилия по просвещению и борьбе за свободную жизнь общества не получили должной оценки в Турции. Я говорю о Турции, но и для нас это тоже может стать некоторой проблемой. Нам нужно больше обсуждать это, чаще выдвигать подход лидера Абдуллы Оджалана к решению общественных проблем. Мы – движение, которое преодолело статизм. Что говорит геноцидный колониальный фашизм в Турции? Он говорит о сепаратизма. Как РПК, наш подход к решению этого вопроса очевиден. Мы защищаем проект совместной жизни народов Турции и Курдистана. Но мы хотим, чтобы он был основан на равенстве, и его архитектором является лидер Абдулла Оджалан. Поэтому необходимо внести больше идей лидера Абдуллы Оджаланав повестку дня турецкого общества.

«МЫ ПРОДОЛЖИМ БОРОТЬСЯ ПРОТИВ ЛЮБОЙ АГРЕССИИ»

Командование Центрального штаба сил народной самообороны несколько дней назад в своем майском итоге боевых действий сообщило о потерях как партизан, так и о погибших турецких солдатах.

Есть такая ситуация: например, было объявлено о прекращении боевых действий в связи с землетрясением. Предполагая, что фашистский режим ПСР-ПНД устроит провокации, мы фактически продлили срок его действия, чтобы выборы прошли в более здоровой и безопасной обстановке, и не было почвы для провокаций. Но по прошлому опыту мы знали, что, когда мы принимаем подобные решения, турецкие оккупанты всегда стремится воспользоваться этим в своих интересах. В периоды, когда партизаны не ведут активных действий, оно усиливает свои атаки и таким образом пытается ликвидировать партизан сил освобождения. Так произошло и в этот раз. Нашим силам были даны необходимые предупреждения. Мы уделили этому внимание. Но, как видно из майских итогов, избежать смертей не удалось. Этим партизанам пришлось сражаться. Они не были активно действующими силами. Особенно наши силы на севере, они не находились на атакующих позициях. Несмотря на это, турецкая армия начала операцию, и произошло столкновение. Наши силы, находившиеся на позициях сопротивления и обороны, были атакованы. Война продолжается. Наше командование уже сделало заявление по этому поводу. Они заявили: мы готовы к любому виду войны. В этом отношении мы готовы. Мы знали, что фашизм ПСР-ПНД продолжит свою агрессию. Но все же мы приняли такое решение ради нашего народа, ради других народов, ради народа Турции». Будут ли эти конфликты углубляться или откроется другой возможный вариант? Это будет зависеть от позиции турецкой армии. Это очень важно. У нас есть подготовка. Мы, РПК, являемся движением, которое формировалось под влиянием сопротивления в течение 40-45 лет. Так же обстоит дело вы Южном Курдистане и других районах. Мы будем продолжать бороться против всех сегментов, агрессивно настроенных против борьбы нашего народа за существование и свободу.

Было объявлено о героической гибели 13 наших товарищей. Оглашена информация о героической смерти нашей подруги Лейлы Амед. Я вспоминаю их с уважением и благодарностью. Я заявляю, что мы покажем нашу верность их памяти в славном сопротивлении, которое мы проявим в будущем.

«1 ИЮНЯ ОПРЕДЕЛИЛО ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ»

Мы говорим о движении, которое ознаменовало последние 20 лет. Мы также рассматривали движение 1 июня как второй Прорыв 15 августа. В этом смысле его последствия многогранны. Потому что, как вы знаете, это был шаг, который произошел после международного заговора. Особенно в период с 1999 по 2004 год. Фактически, с 2000 по 2004 год происходил отвод сил. В это время был запрос на процесс прекращения огня. Его всегда называют периодом, когда оружие не использовалось. Поэтому некоторые политические силы в Турции утверждают, что с РПК было покончено, когда Эрдоган пришел к власти, и что война разгорелась вновь. Они даже строят на этом свою политику. Конечно же, все было не так.

На этот процесс строились очень серьезные планы. В период между 2000 и 2004 годами мы впервые столкнулись с ликвидаторскими атаками. За этим стояла Америка и сама ПСР. В тот период они хотели ликвидировать курдское движение за свободу, они фактически хотели развалить и разогнать РПК. Они говорили: «Оружие зарыто, его нельзя использовать снова». Многие силы фактически отвергли мысль о том, что РПК сможет сопротивляться и бороться снова после пленения лидера Абдуллы Оджалана. Перелом, произошедший 1 июня 2004 года, положил конец всем этим дискуссиям. Он показал, насколько на самом деле углубилось курдское движение за свободу при лидере Абдулле Оджалане. Он показал, что если мы хотим стать политической силой в Курдистане, то мы должны опираться на серьезную военную технику и оборонную мощь.

В этом смысле он разрушил мечты тех, кто планировал ликвидацию курдского движения за свободу в Турции, особенно планы США. Это был шаг, который отразился на следующих 20 годах. Современное партизанское движение, обновление его участников, его перестройка в соответствии с периодом, в котором мы находимся, обретение им новых стилей и тактик, углубление партизанской тактики, с 1 июня 2004 года фактически начало развиваться на гораздо более высоком уровне. Те, кто хоть немного анализирует нашу военную историю, знают об этом. До 2000 года были периоды, когда у нас были серьезные проблемы в партизанской тактике и понимании командования. Однако позднее, особенно в период 2000-2004 годов, наши партизанские и партийные силы прошли серьезный процесс подготовки, еще больше углубившись в партизанское дело. 

«КУРДСКОЕ ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО РАЗРАБОТАТЬ БОЛЬШЕ МЕР ДЛЯ СВОЕЙ ЗАЩИТЫ»

Перед этим шагом Эрдоган, в то время занимавший должность премьер-министра, выступил с речью. Он сказал: «Вы не думайте, курдской проблемы не существует». После движения 1 июня 2004 года и после того, как стали видны его результаты, он заявил: «Курдская проблема есть, это и моя проблема. Мы должны решить эту проблему». Даже сравнения этих двух заявлений достаточно, чтобы понять результаты движения 1 июня. Сейчас спорят о том, нужно ли продолжать вооруженную борьбу или нет, истек срок вооруженной борьбы или нет? Только те, кто смотрит на эту недавнюю историю, могут понять, что мы имеем в виду. Такая реальность есть, она существует и на Ближнем Востоке. Но система геноцида, с которой мы сталкиваемся, на самом деле хочет захватить курдское общество, не давая ему окрепнуть. Безусловно, необходимо рассматривать подобные дискуссии в этом контексте. Сегодня, в современном мире и в рамках Третьей мировой войны, почти в каждой стране идет гонка вооружений, все увеличивают свои военные бюджеты и так далее. И в Турции под руководством фашистского правительства ПСР-ПНД, идет вооружение, наращивается производство нового оружия. ПСР даже основывало на этом всю свою предвыборную пропаганду. Но когда дело доходит до курдов, чтобы связать им руки, они хотят отобрать у них все, что у них есть, чем они могут себя защитить. Такая политика очень опасна. В частности, они пытаются связать с этим результаты нынешних выборов. Это смехотворно. Потому что результаты этих выборов показали, что, наоборот, в Турции ничего нельзя добиться с помощью выборов, особенно таких символических. Сейчас, больше, чем в любой другой период, курдскому обществу необходимо принять собственные меры защиты, оно должно развивать их, оно должно расти, принимать собственные меры в каждой области, в которой оно находится. Курдское общество также должно вооружиться.

Позвольте мне привести пример в контексте данной темы. Недавно я смотрела программу новостей. Две банды ворвались в Гавар и избили молодого человека. Затем они отправились в полицейский участок, где угрожали ему там. Очевидно, что этот молодой курд очень ценен. Он выступил в свою защиту, но сказал следующее: «Я не понимаю, почему они выбрали меня мишенью. Я ничего не сделал!» Курдской молодежи, курдскому народу, курдским девушкам не нужно ничего делать. Достаточно того, что они курды. Это политика геноцида, система геноцида. Даже если курдская молодежь ничего не делает, турецкие оккупанты всегда будет демонстрировать дубину, чтобы она ощутила его геноцидное присутствие. Даже если оно бездействует, это делается для того, чтобы запугать и взять под контроль курдское общество и социальную динамику. 

По этому поводу я обращаюсь к курдской молодежи. Результаты выборов очень хорошо показали, что курдское общество как никогда нуждается в развитии самообороны. Опасность выросла, а не уменьшилась. Движение 1 июня 2004 года также стало выражением этой реальности. В период, когда геноцидные государственные атаки на курдское общество усилились, особенно тогда, когда считалось, что РПК больше не может бороться, в период, когда нападения на курдское общество усугубились, это был шаг, который доказал, что это вовсе не так, и непрерывно развивал партизанское движение до сегодняшнего дня.

ООН ЧАСТИЧНО ОТВЕТСТВЕННА ЗА РЕЗНЮ В МАХМУРЕ

Мы должны это увидеть: Третья мировая война, региональная ситуация, положение курдов в регионе, то, как курдов собираются использовать... Это не должно быть забыто. Раздробленность Курдистана, которой были отмечены предыдущие 100 лет, и противостояние курдов, оставшихся под властью различных суверенных государств, с государствами этого региона... Курдов всегда хотели превратить в источник конфликта. Именно так Ближний Восток хотят держать под контролем. В этом смысле я могу сказать, что Ирак – это, образно говоря, тоже кипящий котел. Воды в Ираке не спокойны. Это клубок противоречий и конфликтов внутри себя. У него много проблем Насколько он сможет стать государством – даже это спорно. Потому что будь иначе, будь у него действительно был такой авторитет, воля, политически организованная сила, они бы положили конец оккупации своей собственной страны. Север Ирака находится под турецкой оккупацией. Не всилах положить этому конец, он блокирует в Махмуре тех, кто бежал от турецкого гнета, и пытается утвердить в лагере свою власть.

Конечно, мы не можем рассматривать эту ситуацию как попытку Ирака сохранить свой собственный порядок. Насколько я понимаю, жители Махмура тоже так не считают. Если бы жители Махмура действительно верили, что это шаг, предпринятый иракским правительством для обеспечения внутреннего порядка и безопасности, они бы не ответили таким сопротивлением.

Иностранные державы, особенно Турция, экономические соглашения с Турцией, дискуссии с Турцией по поводу водного кризиса, соглашения и дискуссии с Турцией по энергетическим ресурсам являются определяющим фактором. И конечно же, в жертву приносятся курды в лице жителей лагеря «Махмур». Жители «Махмура» – это народ Ботана. Товарищ Карасу также выразил это, сказав: та часть народа, что сопротивлялась турецкому государству, выбрала жизнь беженца, лишь бы не сдаваться. Они заплатили столь высокую цену, принесли так много жертв. Почему же существует такая нацеленность на место, которое организует и поддерживает свою собственную жизнь, которое представляет, возможно, самый мирный сегмент региона, представляя самообразованную и культурную часть населения? Я определенно думаю, что это влияние турецких оккупантов, так же, как и крупных западных держав. Потому что Организация Объединенных Наций (ООН) могла бы найти решение этой проблемы, если бы захотела. Лагерь «Махмур» находился под наблюдением Организации Объединенных Наций. Каждый год в нем происходили десятки смертей, потому что о нем годами никто не заботился. Организация Объединенных Наций причастна к этим массовым убийствам. Может быть, она не совершала их напрямую, но она делала это своим молчанием и тем, что не заботилась о беженцах.

Эти люди приехали в Ирак, потому что боялись за свои жизни. В остальном их страна – это рай, если сравнивать ее с той пустыней, где они живут нынче. В этом смысле Организация Объединенных Наций также должна осознать свою ответственность. В противном случае она такой же виновник их страданий.

Жители Махмура представляют социальный сегмент, который начал сопротивление под влиянием движения за свободу. В прошлом руководство заявляло, что это подразделение АОК. В этом смысле он находится вне системы, которую хотели бы создать в Ираке, особенно в Курдистане. Он сохраняет свою собственную автономную структуру. У него есть совет, функционирует что-то демократическое. Он может быть небольшим, но это альтернатива по сравнению с менталитетом национального государства. У Махмура альтернативная жизнь и позиция. Он представляет общинные ценности, он социалистичен. На него нападают, видя в нем опасность. Иначе, кому угрожают жители Махмура? Кто из жителей Махмура находится в опасности? Ничего подобного. Пусть приедут и посмотрят: там нет подразделений охраны общественного порядка, нет подразделений безопасности, нет армии, кроме тех подразделений, которые сами обеспечивают свою безопасность и охрану.

Курды, где бы они ни находились, должны углубить свое сопротивление этим геноцидным атакам, этим атакам рассеивания, дезинтеграции, запугивания и капитуляции. Курдское общество должно занять более целостную позицию, оставив в стороне свои исторические противоречия и искусственные проблемы. Именно этого мы ждем от жителей Махмура. Их сопротивление принесет результаты в будущем. Я думаю, что иракское правительство постепенно будет все больше и больше понимать эту истину, потому что в Ираке есть много социальных сегментов. В Ираке есть пострадавшая социальная структура. Это касается шиитов и арабов. Потому что в Ираке уже много лет происходят иностранные интервенции. Исходя из этих реалий, я думаю, что по отношению к народу Махмура будет проявлен более демократический подход. Я считаю это важным.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ДПК, ТУРЦИЯ НЕ СМОГЛА БЫ ТАК ЖЕСТОКО АТАКОВАТЬ КУРДОВ»

ДПК находится в авангарде тех сил, которые указывают на Махмура как на источник опасности. ХДП представляет себя как защитника курдов. Если вы курд, то вы обязаны быть членом ДПК, а все другие формы курдских организаций рассматриваются как враги. Это то, что ДПК делает на международном уровне. Однако сами они являются коллаборационистами, предателями и злом. Такова линия, которую они представляют. Если бы это было не так, война в Курдистане не достигла бы сегодня такого уровня. Если бы это было не так, война в Курдистане не достигла бы сегодня такого уровня. Одна из главных ответственных сторон за это – ДПК. Если сегодня на Махмур будет совершено подобное нападение, то почву легитимности для него готовит сама ДПК.

«ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕН В ТУРЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ СОПУТСТВУЮЩИМИ МУКАМИ»

Произошел важный процесс. Эти выборы состоялись в 100-летнюю годовщину Республики. Конечно, мы оценивали это раньше и продолжаем оценивать.

Выборы закончились; не бывает такого, что все закончилось, процесс изменился. Так пытаются представить социальные и исторические события те силы, с которыми мы боремся.

Турецкая Республика переживает серьезный процесс перемен. Мы можем назвать это процессом демократической революции. Он никуда не исчез. Мы должны очень хорошо это осознать и понять. В своем нынешнем виде турецкие оккупанты не обладает способностью двигаться вперед. В этом смысле, конечно, необходимо усилить борьбу, и выборы были ее частью. Именно так мы их и оценивали, придавая им большое значение. Почему? Потому что мы – движение, которое боролось в регионе под руководством лидера Абдуллы Оджалана в течение 50 лет, и мы – сила перемен. Это имеет свои последствия. Посмотрите, многие из тех сил, против которых мы боремся в Турции, уже не видны. Конечно, именно наше движение сделало это возможным. В этом смысле я хочу сказать следующее: если в Турции появилось пространство для демократической политики, например, если произошел подъем сознания, то это результат нашей борьбы. Конечно, мы полагаемся на эту силу. Мы полагаемся на эту силу в области политики. Мы рассматриваем это как часть нашей борьбы. Не должно быть такого подхода, как у грубых, догматичных левых, которые говорят, что революция – это единственный путь, не проводя при этом никакой работы, которая приведет к какому-либо революционному развитию. Борьба должна вестись со многих направлений. Таков наш подход к данному вопросу. Мы также придавали значение этим выборам в период перемен. Как я уже сказала, проблемы перемен в Турции все еще продолжаются со всеми сопутствующими муками. В этой связи я могу сказать следующее: в борьбе участвуют две линии. Не три. Не существует такого понятия, как Альянс нации и курдское движение перед лицом фашизма ПСР-ПНД. 

Прошедшие выборы очень хорошо это показали. Позвольте рассказать вам вывод, который я сделала, исходя из своей собственной точки зрения. Да, в Турции происходят перемены, они навязывают себя. НРП хотела стать их проводником. Но, как говорится, оказалось, что это не очень разные вещи. Они обозначили некоторые разногласия по определенным формальным вопросам, по тому, как работает система. Но в основном, с одной стороны, статисты, властолюбивые силы, конструирующие выживание и будущее государства, а с другой – силы, защищающие демократию, свободу общества и права человека. Мы видим две противостоящие друг другу линии. Другие, на самом деле, затуманивают перспективу. Кажется, что в этом спектре много политических субъектов. Но что мы видели на президентских выборах? Синан Оган пошел и поддержал ПСР и Эрдогана. Тут мы можем говорить о двух линиях. Нужно смотреть на это с другой стороны, нужно говорить о борьбе двух сил. Во время выборов были и такие вещи, как ложь и обман. Мы ожидали чего-то подобного. Если вы сталкиваетесь с фашистской системой, у нее все будет под ее контролем. Вся государственная власть будет в ее руках, и вы думаете, что вас никогда не обманут? Так не бывает. Эти выборы не легитимны. Возможно, самый важный вклад Национального альянса и НРП в фашистскую систему был именно в этом моменте. Потому что они считали ее легитимной. Акшенер сделала первое заявление. Почему? Потому что они действительно боятся радикальных перемен в Турции, они боятся, что общество выступит против существующего порядка, против этих результатов и восстанет. Это достигается с помощью так называемых оппозиционных партий. 

«СМЕЩЕНИЕ ГОЛОСОВ В ПОЛЬЗУ ПНДОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА КУРДСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Сначала я задумалась, стоит ли называть это операцией, переворотом, заговором, новым витком заговора. Я действительно обдумывала про себя эти понятия. Все три понятия дополняют друг друга. Однако в год свое столетнего юбилея Турецкая Республика ответила не на основе демократизации, а новым заговором против сил демократии, особенно курдов и левой социалистической структуры. Ради этих выборов он и был задуман. Я хотела бы привести следующий пример. Много где, но в Курдистане особенно, множество курдских голосов были переданы ПНД. Это ужасно. Я не считаю это простым инцидентом. Почти каждые выборы фальсифицируются, но передать почти 7 процентов голосов такому образованию, как ПНД, которое является ядром турецкого «Гладио», которое играет роль организатора в отрицании существования курдского народа и которое подготовило своих кровавых членов, – это очень большое оскорбление для курдской общины. Помимо эмоциональной реакции, хочется сказать следующее: с этим нужно что-то делать. Здесь четко читается послание: смотрите, в Курдистане есть почва для турецкого национализма. Турецкий национализм успешен в своей политике порабощения, ассимиляции и геноцида, которую он проводит в отношении общества Курдистана. Поскольку голосов так много, они дают понять, что мы превратили это место в территорию для распространения турецкого национализма и турецкости. Чего они хотят этим добиться? Фактически, они закладывают основу для политики геноцида, которую будут проводить в Курдистане в предстоящий период. В этом смысле, когда я говорю о заговоре, я говорю о такой реальности. Это были выборы, где были заложены основы для геноцида, где это было задумано.

Фракция ПСР-ПНД не проводила много митингов. На них было комфортно. Они уже заранее провели подготовку. Возможно, я не смогу доказать это здесь и сейчас, но пусть соответствующие люди проведут расследование и выяснят это. А как насчет зоны землетрясения? В зоне землетрясения не осталось людей, как же процент проголосовавших поднялся до 70-80? Можно ли так говорить? Они давали здания, дома, деньги. Неужели люди там настолько обесценили себя? Их души исчезли! Они называют это кровавыми деньгами. Они продавали свои собственные голоса за деньги? Я не верю, что наше общество такое. Мораль в нашем обществе все еще очень сильна. Аморально, когда человек продает свой голос за деньги. Поправьте меня, если я ошибаюсь, такой безнравственности нет. Но этот особый военный режим играл в такую игру в разных частях Курдистана, особенно в районах землетрясений. Тем не менее, как говорится, солнце не светит сквозь грязь. Процент голосов курдского общества в Курдистане показал, что что нынешняя власть, фашистская власть, не может добиться результатов. Курды голосовали почти блоковым голосованием. Они заняли такую позицию. Не стоит слишком увлекаться этой пропагандой. Да, были такие игры, но власть, которая вступает в борьбу, не может так говорить. Она не может сказать, что этот обманул, или тот обманул. Это не то, о чем я говорю. Конечно, если вы вступаете в борьбу, вы должны хорошо знать своего противника. Вы можете предсказать, что он может сделать. Вы будете знать его игры заранее, вы будете их предугадывать. Вы будете принимать меры предосторожности. Вот как это бывает.

«ОФИЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАРТИИ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ»

Но борьба между Эрдоганом и Кылычдароглу в Курдистане – это несколько иная борьба. В Курдистане много процессов тайной войны, подковерной борьбы с грязными приемами. Такая реальность существует. Поэтому никто не должен думать, что курдское общество отдалилось от ДПН, что оно покинуло поле демократической политики. Такой ситуации нет, но такое впечатление создается намеренно. Мы никогда не должны играть в эти игры. Путаница, колебания, противоречия, сваливание друг на друга не должны допускаться в области демократической политики. Выборы проходили в очень жестких условиях фашизма. Подумайте, есть ли у демократических сил ДПН или курдской демократической политической сферы средства для ведения пропаганды? Никаких. Несколько изданий, вещающих на Европу, предприняли определенные усилия, но турецкое общество не может до них дотянуться! Такова реальность. Исходя из этого, правильно ли так сильно атаковать сферу демократической политики? В частности, некоторые турецкие издания то и дело говорят о том, что будет с ДПН,как она лишилась успеха, как упал процент голосов, отданных за нее, как этот сказал то-то, а тот сказал то-то. Как будто им больше нечем заняться... Однако официальные партии государства потерпели поражение. Вместо того чтобы остановиться на них, они пытаются запутать курдское общество. Все это можно рассматривать только в рамках концепции заговора. Никто не должен становиться инструментом для этого, никто не должен становиться их аппаратом. Это не должно восприниматься как угроза. Это нечто уродливое. Никто не должен впадать в эту мерзость. Курдский народ – самый угнетенный народ на Ближнем Востоке. Он организовался и превратился в силу. Все должны хоть немного это уважать.

«ХИЗБОЛЛА» ТАКЖЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТУ РЕЗНЮ»

Наконец, я хотела бы сказать несколько слов о Турецко-курдской исламистской партии в контексте выборов. Об этом высказался сам Сулейман Сойлу. Он сказал: «Это государственный проект, мы будем его развивать». Фактически, таким образом он взял на вооружение все прошлые массовые убийства «Хизболлы», что является политико-идеологической традицией, на которой основывается Турецко-курдская исламистская партия. Поскольку стало известно, что это дело рук государства, соответствующие люди, вероятно, подадут иск по этому поводу. Государство не несет за них ответственности, и поэтому это такое темное, грязное, бандитское государство. Вот так оно себя выражает. Этот ублюдок заявил об этом, поскольку сам получил броню неприкосновенности. Теперь, в предстоящем периоде, они захотят сделать Турецко-курдскую исламистскую партию курдским ХАМАСом. Как вы знаете, ХАМАС очень активно использовался для ликвидации Организации освобождения Палестины. Организация освобождения Палестины существовала и до ХАМАСа. Ее сопротивление против агрессии Израиля в отношении палестинского народа было очень эффективным. Но появился ХАМАС, так называемый радикальный, претендующий на большую радикальность, но поскольку он был коллаборационистом, он взял под контроль все очаги палестинского сопротивления, и сегодня мы видим, что Израиль не оставил такого понятия как палестинские земли. Я хочу сказать, что нельзя оставаться к этому безразличными. Это политика в отношении женщин и прочее. На самом деле, она изображается как сила, организованная против борьбы за свободу курдского народа. Она уже организована, но они хотят развивать ее в этом направлении. Мы должны обратить на это внимание.

Необходимо также уделять пристальное внимание этим дискуссиям. Мне хотелось бы упомянуть несколько вещей, которые всплыли на поверхность: эти дискуссии о светскости и религиозности. Нам действительно необходимо провести дискуссию по этому поводу. Кто является светским, кто религиозным? Опять же, дебаты о правых и левых, левых и правых в парламенте. Например, насколько корректно считать CHP левой партией? Такие концепции на самом деле вносят большую путаницу.

Я могу сказать, что есть много путей дойти до Истины, главное – цель. В вопросе религиозности особенно стараются использовать чувствительность курдского общества. Например, они говорят, что основная масса ДПН– это люди светские, что это общество, чьи отношения с религией слабы. На самом деле, они хотят возродить их и соединить их на основе Турецко-курдской исламистской партии. Они хотят этого слома. Наши подходы к этому вопросу должны быть рассмотрены немного шире. Наш подход к обществу, природе, вере и системам убеждений никогда не укладывается в рамки классических левых. Он иной. Мы вообще не считаем, что природа общества такова. Например, культурный ислам, ислам сопротивления, первое возникновение ислама, какие ценности он раскрывал, когда возник, каковы они сегодня? Мы – ближневосточное движение. Сегодня в Турции у власти находятся те, у кого больше всего западных проектов. ПНД является таковой, как и ПСР. Решение о создании ПСР было принято в Америке. У Мердана Янардага есть книга, в ней он с помощью документов раскрывает ПСР как проект США. Например, он рассказывает, что члены ПНД отправились туда как контрпартизаны, прошли там обучение и вернулись обратно. Таково их происхождение. Я не буду углубляться в эту тему. В этих рамках есть очевидные последствия.

В этом смысле предстоящий период будет периодом, когда борьба за демократию и свободу и борьба за демократизацию Турции будет продолжаться гораздо шире, основываясь на этих результатах. 

«КАЖДЫЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЙ»

Прошло 10 лет после сопротивления Гези. 10 лет все оценивали его результаты. На мой взгляд, сопротивление Гези показало организацию и борьбу, которые действительно отвечали потребностям турецкого общества. Это был очень важный опыт. Мы скучаем по тем дням. Те, кто пережил Гези, скучают по Гези. Потому что там были курды, турки, лазы, черкесы, алевиты, религиозные мусульмане, армяне, студенты, рабочие. Люди из всех слоев общества собрались вместе и защищали свое жизненное пространство из-за инцидента с вырубкой деревьев. Начиная с этого момента, протест против вырубки деревьев фактически превратился в протест против политики фашистского геноцидного режима по отношению к людям. Мы увидели, что общество в Турции нуждается в сопротивлении. Оно хочет сопротивляться. Этот протест передал обществу несколько очень важных посланий. В то же время, период, когда происходило сопротивление в Гези, был периодом, когда революция в Рожаве сделала шаг вперед и случилось сопротивление в Кобани. Это также был период, когда в Турции царила атмосфера мира. Когда я говорю «атмосфера мира», я имею в виду, что в Имралы проходили переговоры, и это создавало комфорт. Была демократическая обстановка. Сопротивление Гези продемонстрировало: если бы у общества в Турции была возможность, если бы у него были средства, в Турции есть очень сильный потенциал, который может изменить эту страну, если турецкое общество возьмет инициативу в свои руки.

Вот что мы называем переменами. Мы с самого начала говорили о том, что в Турции существовала необходимость перемен, и что этот процесс продолжается. И эта потребность в переменах не исчезла. Всем, кто участвовал в сопротивлении Гези, я могу сказать следующее: нельзя терять надежду. Мы должны продолжать борьбу. И как страна, и как народ, мы обладаем потенциалом для того, чтобы привести Турцию к переменам путем демократических преобразований. Необходимо верить в это. Люди слишком многого ждут от внешних сил. Они ждут, что кто-то придет и все сделает. Однако каждый человек может превратить себя в часть этого процесса перемен. В этом отношении я хотела бы обратить внимание молодежи, женщин и этнических групп на то, что именно они являются той силой, которая изменит Турцию.

Невозможно добиться перемен, ожидая их от правительств, различных классов, различных сегментов общества. Необходимо больше бороться, создавать и строить себя в процессе борьбы, осознавать собственную свободу, реализовывать себя. Демократические перемены в Турции могут произойти только при возрождении такого духа. Я призываю всех участвовать в таком процессе борьбы в нынешний период».