Уэйн Маротто: одни лишь военные действия не приведут к прогрессу

Представитель Международной коалиции по борьбе с ИГИЛ полковник Уэйн Маротто обратил внимание на необходимость политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности для разгрома ИГИЛ.

Представитель Международной коалиции по борьбе с ИГИЛ* полковник Уэйн Маротто рассказал ИА «ANHA» о реальном положении ИГИЛ в регионах северно-восточной Сирии и будущем координации и сотрудничества между Силами демократической Сирии (СДС) и силами Международной коалицией в стране, спустя два года после того, как СДС ликвидировали последние опорные пункты боевиков в городке Бахуз к востоку от Дейр эз-Зора.

23 марта этого года отмечается вторая годовщина события, когда СДС положили конец господству боевиков террористической организации ИГИЛ на севере и востоке Сирии.

Маротто коснулся темы реального положения ИГИЛ на севере и востоке Сирии, степени его опасности для региона и мира в будущем, степени воздействия операций СДС и Международной коалиции на борьбу с ИГИЛ, практических планов по ликвидации идеологии ИГИЛ, а также рисков нахождения в регионе заключенных ИГИЛ и их семей, планов коалиции в этом отношении, будущего американской внешней политики и вооруженных сил США в регионе с приходом новой американской администрации.

– Как вы оцениваете положение ИГИЛ в регионах северно-восточной Сирии сейчас, спустя два года после освобождения от террористов?

– С точки зрения географии СДС нанесли поражение ИГИЛ на севере и востоке Сирии, и доказательством этого является то, что ИГИЛ не контролирует какие-либо районы на севере и востоке Сирии. Однако несмотря на то, что ИГИЛ потерпело поражение на региональном уровне, это не означает, что эта террористическая организация полностью уничтожена. ИГИЛ обладает маневренностью и остается серьезной проблемой.

Организация превратилась в повстанческое движение в Сирии и Ираке, осуществляющее похищения, убийства, разбойные нападения на низовом уровне и терроризируя население, но сильное давление со стороны наших партнеров в Сирии и Ираке препятствует ее повторному возникновению. Коалиция продолжает работать с нашими партнерами в Ираке и на северо-востоке Сирии, чтобы обеспечить окончательное поражение ИГИЛ.

– По-прежнему ли ИГИЛ опасен, каковы причины этого и насколько эта тенденция сохранится в будущем?

– Враг потерпел поражение на поле боя, но его идеи, пропагандирующие ненависть, разрушение и террор, по-прежнему находят отклик у тех, кто потерял близких, и тех, кого использовали на Ближнем Востоке и в мире в целом. Коалиция продолжит работать с партнерами, чтобы нанести удар по этим террористам и сформировать глобальный единый фронт для окончательного разгрома ИГИЛ.

– Какое влияние оказывают операции по обеспечению безопасности СДС и Международной коалиции по борьбе с терроризмом ИГИЛ?

– Влияние состоит в том, что Коалиция и СДС нанесли поражение ИГИЛ на территории северно-восточной Сирии, и коалиция продолжит работать с нашими партнерами в СДС, чтобы обеспечить окончательное поражение ИГИЛ и предотвратить его повторное появление и поддерживать безопасность и стабильность на северо-востоке Сирии.

– Каковы практические планы по искоренению экстремизма и враждебных идей ИГИЛ, следы которых остаются в регионе?

– Коалиция и военная мощь наших партнеров внесли свой вклад в создание пространства и выигрыша во времени для наращивания усилий в экономической, политической и информационной сферах. Все это направленно на обеспечение стабильности в регионе, и одни лишь военные действия не приведут к существенному прогрессу. Тем не менее оказываемая нами поддержка направлена на расширение возможностей для стабилизации ситуации в будущем.

Настоящая стабильность наступит, когда правительства и международные организации будут оказывать помощь нуждающимся районам в сферах, где их помощь крайне необходима. Помощь может быть направлена для удовлетворения основных потребностей жителей, ликвидации обломков, взрывных устройств, взрывчатых материалов, восстановления инфраструктуры, оказания гуманитарной и финансовой помощи.

– Каковы риски, связанные с присутствием более 19 тысяч заключенных-игиловцев сирийского, иракского и иностранного происхождения в лагерях при СДС, а также их семей?

– Я не располагаю конкретными цифрами, но точно знаю, что опасность в долгосрочной перспективе кроется в системности идеологии этих групп населения в отношении концепций ИГИЛ, и это несет серьезную угрозу для будущих поколений. Откровенно говоря, не существует военного решения этой проблемы. Если международное сообщество не вернет этих людей в свои страны, реинтегрирует их в свои общества и обеспечит поддержку программам местных инициатив, мы станем жертвами идеологии следующего поколения ИГИЛ, когда эти дети вырастут. Возможно, они уже впитали в себя идеологию ИГИЛ.

Из-за неспособности найти решение ИГИЛ никогда не будет побежден, поскольку его идеи сохранятся в будущем, и решение этой проблемы требует сотрудничества по политическими каналам, каналам органов безопасности и в гуманитарных сфере с поиском решений правительствами, организациями и местной общественностью, поскольку они могут поддерживать и реинтегрировать этих людей обратно в общество. Это остается серьезной глобальной проблемой, требующей использования международных ресурсов для поиска решений на местном и региональном уровнях.

– Каков план Коалиции по поддержке СДС в отношении террористов и семей ИГИЛ в лагерях Автономной администрации?

– Благодаря СДС в последнее время было арестовано большое количество иностранных террористов, и мы знаем об этом и о том, что это значит для СДС. Мы ценим их желание помочь в этой очень важной миссии. Однако при этом эти боевики представляют собой международную проблему, для решения которой требуется международное сотрудничество.

Небольшое количество иностранных боевиков-террористов, которые находились под стражей СДС, вернулись в свои страны происхождения, и мы признательны этим странам за их инициативу в этом деле.

Все имеет свое значение, и есть много иностранных боевиков, захваченных иракским правительством или СДС, но только на практике они в одиночку не могут решить проблему.

Ситуация сложная, потому что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, выходят за рамки миссии Коалиции, включая судебный процесс в отношении захваченных боевиков ИГИЛ и решений по перемещенным лицам. Это вопрос, с которым должно разобраться международное сообщество.

Мы призываем все страны принять необходимые меры для возвращения своих граждан, которые были причастны к ИГИЛ и были захвачены в Сирии и Ираке. Потому что тем самым они продемонстрируют своим гражданам, некоторые из которых, возможно, стали жертвами террористических актов или поддались идеологии ИГИЛ, что эти страны очень серьезно относятся к вопросу привлечения к ответственности тех, кто намеревается совершить террористические акты.

– Что ожидает американские вооруженные силы и силы Коалиции на севере и востоке Сирии при новой администрации?

– Миссия Коалиции не изменится, и мы полны решимости поддерживать безопасность, стабильность и процветание Ирака в долгосрочной перспективе. Мы знаем, что, несмотря на поражение ИГИЛ с географической точки зрения, его осколки остаются угрозой, и Коалиция продолжит работать с нашими иракскими и сирийскими партнерами, чтобы обеспечить окончательное поражение ИГИЛ.

*- террористическая организация, запрещена на территории РФ